НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 05.04.2022 № 33А-2634/2022

Судья Лантратова А.И.

Дело № 33а-2634/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 5 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Юсуповой Л.А-В.,

судей Агина В.В., Холодной Е.И.,

при секретаре Степановой К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-1999/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым к Черноштану П.П., заинтересованное лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя о взыскании обязательных платежей и санкций,

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

МИФНС России № 6 по Республике Крым обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Черноштана П.П. в доход бюджета задолженность на общую сумму 40943,48 рублей, в том числе, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере. Зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года (2020 год) в сумме 32448 рублей, пени в размере 55,16 рублей; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года (2020 год) в сумме 8426 рублей, пени в размере 14,32 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что на налоговом учёте в МИФНС России № 6 по Республике Крым состоит в качестве плательщика страховых взносов Черноштан П.П. С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговые органы. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются в том числе адвокаты. Черноштан П.П. с 30 мая 2014 года по 20 августа 2018 года занимался адвокатской деятельностью, форма осуществления адвокатской деятельности – адвокатский кабинет. С 20 августа 2018 года адвокатская деятельность Черноштаном П.П. приостановлена. Ссылаясь на часть 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец указывает, что плательщики – адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, в которые приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии предоставления ими в налоговой орган по месту учёта заявления об освобождении от страховых взносов и подтверждающих документов. Однако заявление об освобождении от уплаты страховых взносов, в связи с приостановлением адвокатской деятельности, от административного ответчика в МИФНС России № 6 по Республике Крым не поступало. В установленные законодательством сроки Черноштаном П.П. страховые взносы не уплачены. За неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов административному ответчику начислены пени. В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов за 2020 год, МИФНС России № 6 по Республике Крым было сформировано требование № 742 от 13 января 2021 года, которое 18 января направлено Черноштану П.П. заказным письмом и вручено ему 25 января 2021 года. Срок добровольного исполнения данного требования установлен до 8 июня 2021 года. Однако требование в добровольном порядке не исполнено и не обжаловано. 14 июля 2021 года МИФНС России № 6 по Республике Крым обратилась к мировому судье судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Черноштана П.П. страховых взносов, пени. 21 июля 2021 года мировым судьёй вынесен судебный приказ, который 12 августа 2021 года определением мирового судьи был отменён.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Не согласившись с решением суда, МИФНС России № 6 по Республике Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объёме.

В судебном заседании представитель МИФНС России № 6 по Республике Крым Волохин А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда от 16 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объёме.

Иные лица, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, проверяя законность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Так, в силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно учётным данным налогоплательщика – физического лица, административный ответчик Черноштан П.П. состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учёте в МИФНС России № 6 по Республике Крым.

Черноштан П.П. обратился в Совет Адвокатской палаты города Севастополя с заявлением от 13 августа 2018 года о приостановлении статуса адвоката, в связи с последствиями после перенесённого инсульта и невозможностью до восстановления осуществлять профессиональную деятельность.

14 августа 2018 года Совет Адвокатской палаты города Севастополя принял решение о приостановлении статуса адвоката Черноштана П.П. на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в связи с неспособностью адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности, по личному заявлению адвоката, что подтверждается выпиской из протокола №8/о/2018 заседания Совета Адвокатской палаты города Севастополя от 14 августа 2018 года.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю издано распоряжение от 20 августа 2018 года № 59-р, в соответствии с которым сведения о приостановлении статуса адвоката Черноштана П.П. внесены в реестр адвокатов города Севастополя.

Адвокатской палатой города Севастополя от 5 сентября 2018 года в ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя было подано уведомление о приостановлении статуса адвоката Черноштана П.П.

В автоматизированной информационной системе «Налог-3» имеются сведения об адвокатской деятельности Черноштана П.П., из которых усматривается, что в отношении него было вынесено решение от 14 августа 2018 года № 8/о/2018 о приостановлении статуса адвоката и распоряжение от 20 августа 2018 года № 59-Р о внесении в реестр сведений о приостановлении статуса адвоката.

МИФНС России № 6 по Республике Крым сформировано требование № 742 по состоянию на 13 января 2021 года об уплате Черноштаном П.П. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также пеней в общей сумме 40874 рублей.

Согласно приказу № 68-к от 31 августа 2020 года, изданному директором Института экономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе, Черноштан П.П. с 31 августа 2020 года уволен с должности старшего преподавателя кафедры общеправовых дисциплин, в связи с прекращением срока действия трудового договора от 2 сентября 2019 года № 19-к. С 2 ноября 2020 года по настоящее время Черноштан П.П. состоит на регистрационном учёте в Территориальном отделении ГКУ РК «Центр занятости населения» в г. Евпатории в качестве безработного, что подтверждается справкой от 30 августа 2021 года № 205.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что с 20 августа 2018 года Черноштаном П.П. приостановлена его адвокатская деятельность, он обратился с соответствующим заявлением в Совет Адвокатской палаты города Севастополя, членом которой он являлся. Адвокатская палата города Севастополя в свою очередь уведомила ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя о приостановлении статуса адвоката Черноштана П.П. Суд также указал, что МИФНС России № 6 по Республике Крым располагала информацией о приостановлении адвокатской деятельности Черноштаном П.П. с 20 августа 2018 года, поскольку данные сведения отображаются в АИС «Налог-3», в связи с чем пришёл к выводу о необоснованности требований административного истца.

Обязанность по уплате налога на территории Российской Федерации определена статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с указанным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В соответствии с частью 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта приобретения статуса адвоката, который подтверждается либо удостоверением, либо документом, выданным в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ №Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и прекращается с момента прекращения или приостановления статуса адвоката.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесённые в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учёта заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов; за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учёта заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Из буквального толкования пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что адвокаты освобождаются от исчисления и уплаты страховых взносов только в том случаи, если они приостановили статус адвоката и не осуществляли соответствующую деятельность в период приостановления статус адвоката.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и статьи 430 Налогового кодекса в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвокатов, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката, необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, правильного применения нормы материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено. Суд правильно применил закон, подлежащий применению, с чем соглашается судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года по административному делу №2а-1999/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий

Л.А-В. Юсупова

Судьи

В.В. Агин

Е.И. Холодная