Судья Заболотная Н.Н. дело № 33-8719/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 4 сентября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
Судей: Шестаковой Н.В. и Пономаренко А.В.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 июня 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Республики Крым, третье лицо – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым взыскании единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, надбавки к должностному окладу, индексации за неиспользованные дни отпуска,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Республики Крым, указав, что с 18.02.2014 г. по 12.10.2018 г. она работала в Министерстве финансов Республики Крым на должности государственной гражданской службы Республики Крым ведущим специалистом отдела неналоговых поступлений управления планировки бюджетов по доходам и сборам. В соответствии с Законом Республики Крым от 23.11.2016 № 298-ЗРК/2016 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым" ее стаж на государственной гражданской службе определен более 17 лет. Она с 17.07.2017 г., будучи государственным гражданским служащим в Министерстве финансов Республики Крым, имела право на получение ежемесячной надбавки в размере 30 процентов должностного оклада. Но ответчик с 17.07.2017 г. выплачивал ей надбавку не в полном размере - только 20% должностного оклада. При производстве с ней расчета при увольнении указанная задолженность также не была выплачена ответчиком. Кроме того, при увольнении 12.10.2018 г. с работы в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет ей должно быть выплачено единовременное поощрение в пятикратном размере ее оклада месячного денежного содержания по должности гражданской службы за 15 лет общего стажа государственной службы Республики Крым и за каждый последующий полный год дополнительно по 0,5 оклада месячного денежного содержания. На основании изложенного и с учетом уточнений истец просила взыскать единовременное денежное вознаграждение в размере 75186,0 руб., надбавку к должностному окладу в размере 10522,26 руб., индексацию за несвоевременно выплаченную надбавку в размере 355,67 руб., компенсацию за три дня неиспользованного отпуска в размере 2747,30 руб.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17.05.2019 г. к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 июня 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
С Министерства финансов Республики Крым взыскано единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 75186 руб. 00 коп., надбавку к должностному окладу в размере 10522 руб. 26 коп., индексацию за несвоевременно выплаченную надбавку в размере 355 руб. 67 коп., компенсацию за неиспользованные дни отпуска в размере 2747 руб. 30 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком Министерством финансов Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления.
В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права. В Республике Крым процедура включения периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы в стаж гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет осуществляется на основании решения Комиссии по включению периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы государственным гражданским служащим Республики Крым для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы Республики Крым.
Решением Комиссии от 17.07.2017 ФИО1 включены в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет соответствующие периоды работы, а в целом - 04 года 03 месяца 29 дней.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона Республики Крым от 29.05.2014 № 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» (далее - Закон № 7-ЗРК), стаж государственной гражданской службы ФИО1 ка дату увольнения с государственной гражданской службы Республики Крым, на 12 октября 2018 года, составил 12 лет 09 месяцев 07 дней.
В нарушение статьи 25 Закона № 7-ЗРК, Закона № 298-ЗРК/2016, судом первой инстанции незаконно сделан вывод, что стаж гражданской службы ФИО1 на момент увольнения составил 17 лет 01 месяцев 06 дней.
Суд первой инстанции проигнорировал нормы действующего законодательства и не принял во внимание отсутствие права у Истца на увеличение размера надбавки к должностному окладу за выслугу лет, а также дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, и, соответственно, индексацию инфляции за несвоевременно выплаченную надбавку.
Единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет является одним из видов поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, которое к обязательным выплатам не относится, не носит гарантированный характер, поскольку не включено в перечень основных и дополнительных государственных гарантий, предоставляемых гражданскому служащему в обязательном порядке, в соответствии со статьями 52, 53 Федерального закона № 79-ФЗ и статьями 33, 34 Закона № 7-ЗРК.
В соответствии с Законом № 42-ЗРК в 2018 году требуемый стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет составил 16 лет, что свидетельствует об отсутствии права у истца на получение единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком Министерством труда и социальной защиты Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления. В целом доводы апелляционной жалобы третьего лица повторяют доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Крым.
На указанную апелляционные жалобы ФИО1 поданы возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Заслушав докладчика, представителя Министерством финансов Республики Крым ФИО2 и представителей Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО3 и ФИО4, поддержавших доводы апелляционных жалоб, истца ФИО1, возражавшую против доводов апелляционных жалоб, проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что согласно трудовой книжке БТ-1 №1446694 ФИО1 на основании приказа №30-л от 18.02.2014 г. принята в Министерство финансов АР Крым на должность главного специалиста сектора анализа нормативно-денежной оценки земли управления по финансовым вопросам в сфере земельных отношений в порядке перевода из Главного казначейства Украины в АР Крым. 18.03.2014 г. в связи с изменением структуры и штатного расписания переведена на должность главного специалиста отдела экономического анализа платежей в Государственный бюджет Украины управления планирования бюджетов по доходу и сборам; приказом №221-л от 05.09.2014 г. уволена по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 36 КЗоТ Украины; приказом №63-л от 09.09.2014 принята в Министерство финансов Республики Крым на государственную гражданскую службу Республики Крым и назначена на должность ведущего специалиста отдела прочих поступлений управления планирования бюджетов по доходам и сборам. Приказом №197-л от 12.10.2018 г. уволена с государственной гражданской службы Республики Крым по инициативе государственного служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.8-23).
17.07.2017 года Комиссия по включению периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы государственным гражданским служащим Республики Крым для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы Республики Крым в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Крым постановила: включить в стаж государственной гражданской службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет ФИО1 периоды работы с 01.09.1980 по 01.04.1984 г. инженером по нормированию труда; с 04.05.1987 г. по 31.01.1988 экономистом по планированию, а всего 4 года 3 месяца 29 дней (л.д.26-27).
Таким образом, на 17.07.2017 года стаж государственной службы ФИО1 составил более 15 лет.
В связи с тем, что стаж государственной службы ФИО1 превышал более 15 лет, 13.12.2017 г. она обратилась с заявлением на имя Министра финансов Республики Крым с просьбой установить ей надбавку к заработной плате за выслугу лет в размере 30% и увеличить продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет согласно закону Республики Крым, а также протоколу Министерства труда от 17 июля 2017 г. №3 с 18 июля 2017г.
11.10.2018г. ФИО1 подала заявление на имя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым с просьбой расторгнуть служебный контракт и уволить ее с 12 октября 2018 года по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, с выплатой единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Приказом № 197-л от 12.10.2018 г. служебный контракт от 09.09.2014 г. № 55 с ФИО1 прекращен, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Крым ведущего специалиста отдела неналоговых поступлений управления планирования бюджетов по доходам и сборам 12 октября 2018 г. по инициативе государственного гражданского служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Управлению бухгалтерского учета и отчетности (ФИО5) дано поручение, произвести окончательный расчет с ФИО1 и выплатив ей: компенсацию за 3,08 календарных дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период работы с 09.09.2018 по 12.10.2018, материальную помощь пропорционального отработанному в IV квартале 2018 года времени.
Стаж гражданской службы ФИО1 на момент увольнения составил 17 лет 01 месяца 06 дней.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Республики Крым №298-ЗРК от 23.11.2016 года «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований, для удовлетворения требований истца.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и соответствующими нормам материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
Статьей 7 Закона Республики Крым от 23.11.2016 № 298-ЗРК/2016 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым» предусмотрено, что в стаж гражданской службы для установления гражданским служащим Республики Крым ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе Республики Крым, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу Республики Крым на основании решения руководителя государственного органа Республики Крым, органа государственной власти Республики Крым, лица, замещающего государственную должность Республики Крым, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Республики Крым, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы гражданским служащим Республики Крым для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Пунктом 4 части 1 ст. 55 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ, предусмотрен такой вид поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, как выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Решение о применении поощрения принимается представителем нанимателя, и оформляются правовым актом государственного органа.
Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 24 Закона Республики Крым «О государственной гражданской службе Республики Крым» №7-ЗРК предусмотрена выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет за безупречную и эффективную гражданскую службу.
В соответствии со статьей 45 Закона Республики Крым «О государственной гражданской службе Республики Крым» №7-ЗРК, финансирование гражданской службы Республики Крым осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым в порядке, определяемом федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Республики Крым.
Материалами дела установлено, что стаж ФИО1 на момент увольнения составил 17 лет 01 месяца 06 дней. За время службы дисциплинарных взысканий ФИО1 объявлено не было.
Суд первой инстанции в соответствии с нормами законодательства, регулирующими данные правоотношения, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу, что наличие таких условий, как безупречная и эффективная гражданская служба и выход на государственную пенсию за выслугу лет является основанием к выплате единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
В соответствии со ст. 25 Закона Республики Крым от 29.05.2014 № 7- ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с выходом на пенсию за выслугу лет выплачивается единовременное поощрение в пятикратном размере его оклада месячного денежного содержания по должности гражданской службы, замещаемой на день увольнения, при наличии стажа гражданской службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 42-ЗРК/2014 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым», а гражданскому служащему, за которым право на пенсию за выслугу лет сохранено в соответствии с частью первой статьи 5 Закона Республики Крым от 29 декабря 2016 года N 339-3PK/2016 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым», - при наличии 15 лет стажа гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, и за каждый последующий полный год стажа гражданской службы дополнительно по 0,5 оклада месячного денежного содержания, но не более десяти размеров оклада месячного денежного содержания. Стаж гражданской службы определяется на день увольнения гражданского служащего с гражданской службы.
Из материалов дела усматривается, что должностной оклад ФИО1 составлял 8642 рублей в месяц (л.д. 34-35), месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином 3889 рублей (л.д. 34-35), а всего 12531,00 рубль.
Таким образом, поскольку ответчиком не предоставлено доказательств отсутствия денежных средств на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, судом первой инстанции сделан правильный и обоснованный вывод, что на день увольнения ФИО1 полагалась выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет за безупречную и эффективную гражданскую службу в шестикратном размере оклада месячного денежного содержания в размере 75186,0 руб. (12531,00 руб. х 6)
Согласно ст. 19 Закона Республики Крым от 29.05.2014 N 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью: 1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день; 2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней; 3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней; 4) при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что ответчик после 17.07.2017 года предоставлял ФИО1 отпуск без учета установленного Комиссией стажа государственной гражданской службы.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный и обоснованный вывод, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за три дня неиспользованного дополнительного отпуска в размере 2747,30 руб.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, что решение о единовременной выплате и установлении надбавки к окладу, является единоличным усмотрением работодателя, и при отсутствии приказа о поощрении и установлении надбавки, гражданину выплачивается денежное содержание пропорционально стажу государственной службы, учтенному в соответствии с законом, суд первой инстанции правомерно указал, что действия работодателя не могут ущемлять прав работника, которому установлено такое единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию, иное, ставило бы в неравное положение лиц, ранее ушедших на пенсию и получивших такое единовременное поощрение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы не содержит в себе доводов, которые могли бы быть расценены в качестве правовых оснований для отмены решения суда. Решение Центрального районного суда г.Симферополя отвечает требованиям закона и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам верховного суда Республики Крым
о п р е д е л и л а :
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: