НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 04.07.2019 № 33-5315/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июля 2019 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.,

судей Белоусовой В.В., Сыча М.Ю.,

при секретаре Медвидь А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Потехиной Людмилы Терентьевны к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» о недоначисленной и невыплаченной выплаты стимулирующего характера и денежной компенсации за задержку выплат,

по апелляционной жалобе Потехиной Людмилы Терентьевны на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 13 марта 2019 года,

у с т а н о в и л а:

Потехина Л.Т. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» о взыскании за несвоевременную выплату стимулирующего характера в её пользу 83 722,19 рублей, составляющих задолженность ответчика за период с 01.09.2016г. по 26.09.2018г.; денежной компенсации за задержку выплат за несвоевременную выплату стимулирующего характера за каждый день задержки с 01.09.2016г. по 07.02.2019г. в сумме - 42 215,52 рублей и компенсации морального вреда 25 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что в период с 01 июля 2016 года по 26.09.2018 года истец работала в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в должности заведующей хозяйством по трудовому договору № 43 от 01 июля 2016 года.

По её мнению, в нарушение п.6.2 трудового договора от 01 июля 2016, дополнительных соглашений к трудовому договору, действующего законодательства, а также локальных нормативно-правовых актов ей не выплачивались в полном объеме выплаты стимулирующего характера, а именно: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 13 марта 2019 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Потехина Л.Т. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании истица поддержала апелляционную жалобу по мотивам, изложенным в ней.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности.

Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Рассмотрением дела установлено, что с 01 июля 2016 года по 26 сентября 2018 года истец работала в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в должности заведующей хозяйством по трудовому договору № 43 от 01 июля 2016 года. Ей установлен ежемесячный должностной оклад в размере 8150 рублей до 31.03.2017 года, с 01.04.2017 года согласно п. 6.1.1 штатного расписания оклад составлял 13040 рублей (том 1 л.д.6-8;11-13).

На основании абз. 2 п. 1 Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № -818 (далее - Приказ № 818), согласно которого объем средств, выделяемых на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Указанным нормативно-правовым актом определено процентное соотношение выплат стимулирующего характера в общем фонде оплаты труда учреждения, не в конкретном структурном подразделении, не в отношении конкретного работника, не в процентном соотношении к должностному окладу.

Должностной оклад работника формируется из средств фонда оплаты труда. При этом фонд оплаты труда работников Университета не формируется исключительно из средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика в суде первой и апелляционной инстанции, в соответствии с п. 2.1. Положения об оплате труда работников Университета фонд оплаты труда работников Университета формируется на календарный год из общей суммы денежных средств, направляемых на заработную плату работников за счет следующих источников финансирования:

средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, образовательных программ, научных проектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторские разработок;

средства от приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных образовательных услуг;

средства международных, российских научных и иных грантов;

средства обязательного медицинского страхования;

доходы от выполнения научных исследований и разработок на основе хозяйственных договоров с заказчиками, государственных контрактов;

средств, безвозмездно полученных на ведение уставной деятельности от физических и юридических лиц, включая средства бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

средств от оказания услуг, выполнения работ и передачи товаров собственного производства на платной основе;

другие средства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации.

Аналогичный перечень источников финансирования Университета содержится в Уставе (п.6.10).

Следовательно, фонд оплаты труда работников Университета формируется не за счет бюджетных ассигнований, а доводы истца о том, что размер ее стимулирующих выплат должен составлять не менее 30% от должностного оклада, не состоятельны.

Кроме того, в соответствии с п. 9.1. Положения об оплате труда работников Университета выплаты стимулирующего характера работникам производятся при наличии в распоряжении Университета финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели и/или при наличии экономии фонда оплаты труда (стр. 71 Положения в первоначальной редакции, лист 136 Положения в редакции от 13.04.2016, лист 210 Положения - изменения № 7 от 23.06.2017). Аналогичное условие содержится в п. 1.1. Временного порядка установления стимулирующих выплат, утвержденного 22.04.2015 (т.1 л.д 157). Следовательно, осуществление выплат стимулирующего характера является правом, а не обязанностью работодателя.

Особенности выплат, доплат и надбавок стимулирующего характера в силу ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, согласно пункту 9.2 раздела IX Положения об оплате труда (стр. 71 Положения в первоначальной редакции, лист 136 Положения в редакции от 13.04.2016 г. в Университете применяются следующие выплаты стимулирующего характера:

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

Выплаты за качество выполняемых работ.

Выплаты за стаж непрерывной работы в КФУ, выслугу лет в КФУ.

Премиальные выплаты по итогам работы.

Пунктом 9.2.4 Положения об оплате труда (стр. 72 Положения в первоначальной редакции, лист 138 пункт 9.2.5. Положения в редакции от 13.04.2016 г. премиальные выплаты - разновидность стимулирующих выплат, которые устанавливаются и выплачиваются по итогам работы за определенный период при наличии финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели.

Порядок назначения выплат стимулирующего характера утвержден работодателем и первичной профсоюзной организацией работников Университета 22.04.2015 г. (т.1 л.д 156-159).

В соответствии с п.п. 2.2. и 2.3. данного порядка распределение стимулирующих выплат в структурных подразделениях Университета осуществляется соответствующими комиссиями, создание которых обеспечивают руководители структурных подразделений.

В Прибрежненском аграрном колледже (филиал) Университета приказом директора Колледжа от 18.11.2016 г. № 101 утверждено Положение о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников и Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников (т.1 л.д 160-177).

В соответствии с пунктами 2.1., 2.5. (т.1л.д 171), 3.6.- 3.12 (т.1л.д 173-174) Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда стимулирующие выплаты распределяются путем начисления и утверждения протоколом комиссии баллов каждому работнику. Конкретный размер выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда каждому работнику оформляется приказом ректора Университета (т.1 л.д 174). При этом, стоимость балла определяется Прибрежненским аграрным колледжем путем деления общего объема стимулирующего фонда на общее количество набранных баллов работников колледжа отдельно по педагогическим работникам, административно-управленческому, учебно-вспомогательному, обслуживающему персоналу соответственно доведенных Университетом фондов (п. 4.3. т.1 л.д 175). В соответствии с протоколами комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда бухгалтерии Прибрежненского аграрного колледжа поручается произвести расчет премий в % к должностным окладам работников, после чего результаты предоставляются в Централизованную бухгалтерию Университета. Представления Прибрежненского аграрного колледжа о премировании работников с указанием % премиальной выплаты представлены в материалы дела.

В соответствии с утвержденным порядком истцу ежемесячно начислялись и выплачивались стимулирующие выплаты в виде премии, согласно набранным баллам, пропорционально отработанному времени, о чем свидетельствуют материалы дела.

Выплаты стимулирующего характера установлены и выплачивались Потехиной Л.Т. в соответствии с нормами трудового права (ст. 135 ТК РФ и локальными нормативно-правовыми актами Университета).

В соответствии с п. 2.1. Положения об оплате труда работников университета (приложение к Коллективному договору Университета) фонд оплаты труда работников Университета формируется на календарный год из общей суммы денежных средств, направляемых на заработную плату работников за счет следующих источников финансирования: средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, образовательных программ, научных проектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторские разработок; средства от приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных образовательных услуг; средства международных, российских научных и иных грантов; средства обязательного медицинского страхования; доходы от выполнения научных исследований и разработок на основе хозяйственных договоров с заказчиками, государственных контрактов; средств, безвозмездно полученных на ведение уставной деятельности от физических и юридических лиц, включая средства бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов; средств от оказания услуг; выполнения работ и передачи товаров собственного производства на платной основе; другие средства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации.

Следовательно, оплата труда работников Университета не формируется за счёт ассигнований федерального бюджета, в связи, с чем требования, установленные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 года № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждения» в части определения объемов средств на выплаты стимулирующего характера не могут быть применимы к Университету.

В соответствии с п. 2.2. Положения об оплате труда работников университета в целях стимулирования добросовестного и качественного труда, повышения материальной заинтересованности работников в результатах своей работы, в Университете формируется объем средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера (фонд стимулирования), за счет которого устанавливаются стимулирующие выплаты, предусмотренные разделом ІХ данного положения.

Работникам Прибрежненского аграрного колледжа (филиал) Университета применяется конкретно один из видов стимулирующего характера - премиальные выплаты по итогам работы.

Согласно пункту 2.7 Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников Прибрежненского аграрного колледжа (филиал) Университета, утвержденного приказом директора колледжа от 18.11.2016 №101 (с изменениями), распределение стимулирующих выплат работникам колледжа осуществляет Комиссия на основе анализа представленных листов самооценки результатов профессиональной деятельности работников и данных, представленных непосредственными руководителями по установленным критериям (ходатайства, служебные записки, приказы).

Правом формирования комиссий по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников руководители структурных подразделений наделены в соответствии с Временным порядком установления месячных стимулирующих выплат работникам Университета, утвержденным ректором Университета по согласованию с Первичной профсоюзной организацией работников Университета 22.04.2015.

Согласно п. 9.1. Положения об оплате труда работников Университета выплаты стимулирующего характера работникам университета производятся при наличии в распоряжении Университета финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели и/или при наличии экономии фонда оплаты труда, по истечении двух месяцев с даты приема на работу в Университет. Решением ректора в исключительных, особо значимых случаях надбавка устанавливается в ином порядке.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

В силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, данному праву работника корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Согласно ч. 2 ст. 5 ТК РФ, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 1 ст. 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

В соответствии со ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).

Согласно ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу вышеуказанных норм ТК РФ, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплаты и надбавки компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Особенности выплат, доплат и надбавок стимулирующего характера в понимании ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Следовательно, порядок начисления и выплаты стимулирующих работникам Прибрежненского аграрного колледжа (филиал) Университета прямо определены локальными правовыми актами. Оценка качества выполненной работы, объемов выполненной работы и профессионализма работника при выполнении задания являются компетенцией работодателя или уполномоченного им лица (комиссии). При этом фактическое начисление и выплат стимулирующего характера производится при наличии в распоряжении Университета финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели при наличии экономии фонда оплаты труда.

Из предоставленной суду апелляционной инстанции представителем ответчика справки от 26.08.2019 года следует, что стимулирующие выплаты определялись и выплачивались истцу пропорционально отработанному времени.

Потехиной Л.Т. не предоставлено доказательств, в подтверждение неправильности исчисления указанных выплат.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 13 марта 2019 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Потехиной Людмилы Терентьевны оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи