НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 04.04.2022 № 2-85/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№ 2-85/2022

г. Симферополь

Судья: Ильичева Н.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 апреля 2022 года № 33-3386/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующей судьи Курской А.Г.

судей Мотиной И.И., Любобратцевой Н.И.

при секретаре Калиниченко В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах Гончаровой Юлии Викторовны, к администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство юстиции Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Инспекция по труду по Республике Крым, администрация Черноморского района Республики Крым о признании несоответствующей Федеральному Закону наименования должности, о признании недействительной записи в трудовой книжке, об обязании совершить действия,

по исковому заявлению Гончаровой Юлии Викторовны к администрации Краснополянского сельского поселения, о признании работающей в должности специалиста 1 категории, о признании действий по отказу во внесении изменений в документы, связанные с работой, в части указания наименования должности незаконной, об обязании внести изменения в документы в части наименования должности,

по апелляционной жалобе Гончаровой Юлии Викторовны на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 21 января 2022 года,

Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

у с т а н о в и л а:

20.10.2021 г. заместитель прокурора Черноморского района Республики Крым Давыдко А.В., в интересах Гончаровой Ю.В., обратилась в Черноморский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Черноморского района Республики Крым, по обращению Гончаровой Ю.В. от 13.01.2021 г., проведена проверка исполнения законодательства о труде.

Решением 7 сессии 1 созыва Краснополянского сельского совета Республики Крым № 32 от 16.12.2014 г. утвержден реестр должностей муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Краснополянское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, согласно приложения к которому, в структуре администрации утверждены следующие группы должностей:

- группа «Высшие должности» - глава администрации; группа «Старшие должности» - главный специалист;

- группа «Младшие должности» - специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист;

- иное наименование должностей не допускалось.

Проверкой установлено, что Распоряжением № 3-л от 12.01.2015 года Гончарова Ю.В. назначена на должность специалиста 1 категории по имущественным и земельным отношениям, что также отражено в трудовой книжке последней.

Распоряжением главы администрации Краснополянского сельского поселения № 12-л от 01.03.2016 г. Гончарова Ю.В. уволена по п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением должности.

Согласно п.п. 3.1 п. 3 Постановления Министерства Труда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» в графе 3 трудовой книжки делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования, наименования должности (работы), специальности, профессии и др.

По мнению истца, занимаемая Гончаровой Ю.В. в период с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г. должность в администрации Краснополянского сельского поселения относится к категории должностей муниципальной службы, следовательно, Гончарова Ю.В. являлась муниципальным служащим.

В нарушение требований законодательства, должностными лицами администрации Краснополянского сельского поселения допущено внесение в трудовую книжку Гончаровой Ю.В. записи о наименовании должности, не соответствующей положениям Закона Республики Крым № 78-ЗРК/2014, а также утвержденному, на момент принятия Гончаровой Ю.В. на муниципальную службу, реестру должностей муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Краснополянское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.

Более того, согласно п. 13 ст. 2 Закона Республики Крым от 23.11.2016 №314-3PK/2016 «Об исчислении стажа муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым», и внесении изменений в Закон Республики Крым «О муниципальной службе в Республике Крым» в стаж муниципальной службы входят периоды замещения должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы).

Вместе с тем, истец полагал, что внесенная в трудовую книжку Гончаровой Ю.В. запись о занимаемой ею должности не соответствует установленному законом реестру должностей муниципальной службы в Республике Крым, что в дальнейшем влечет для Гончаровой Ю.В. неблагоприятные последствия при подаче документов для назначения последней страховой пенсии.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы администрации Краснополянского сельского поселения 27.07.2021 г. внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое рассмотрено согласно ответу администрации Краснополянского сельского поселения от 26.08.2021г., нарушений действующего законодательства администрацией Краснополянского сельского поселения не допущено, оснований для удовлетворения требований, изложенных в представлении, не имеется.

До настоящего времени нарушения законодательства о труде не устранены.

С учетом уточнённых исковых требований от 03.11.2021 г., принятых определением Черноморского районного суда Республики Крым от 07.12.2021 г., истец просил удовлетворить первоначальные требования, а именно:

- обязать администрацию Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым внести в трудовую книжку Гончаровой Юлии Викторовны запись о наименовании должности, соответствующую реестру должностей муниципальной службы, установленному Законом Республики Крым от 16.09.2014 №78-3PK/2014 «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Крым», а также Постановлению Министерства Труда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек», а также уточнённые исковые требования, которыми:

1) признать не соответствующим Федеральному Закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» наименование должности муниципального служащего администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям, специалист 1 категории по вопросам имущественных и земельных отношений;

2) признать запись в трудовой книжке на имя Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, №30 от 12.01.2015 г. «назначена на должность специалиста 1 категории по имущественным и земельным отношениям» недействительной;

3) обязать администрацию Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым:

- внести изменения в трудовую книжку на имя Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, указав, что запись от 12.01.2015 № 30 о назначении на должность специалиста 1 категории по имущественным и земельным отношениям на основании распоряжения № 3-л от 12.01.2015 года, является недействительной;

- внести правильную запись в трудовую книжку на имя Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, указав, - «назначена на должность специалиста 1 категории»;

- издать распоряжение о внесении изменений в распоряжение №3-л от 12.01.2015 г. о назначении на должность Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, указав, - «назначить Гончарову Юлию Викторовну на должность специалиста 1 категории»;

- издать распоряжение о внесении изменений в распоряжение об утверждении штатного расписания на 2015 год со сроком действия с 12.01.2015, а также в штатное расписание на 2016 год со сроком действия с 01.01.2016 г. по 01.03.2016, указав должность - специалист 1 категории, вместо - специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям;

- внести изменения в трудовой договор от 12.01.2015 г. № 3 в части наименования должности, указав - специалист 1 категории; внести изменения во все документы, связанные с трудовой деятельностью Гончаровой Юлии Викторовны в период с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г. в администрации Краснополянского сельского поселения, указав должность, которую она замещала как муниципальный служащий, - специалист 1 категории.

Определением Черноморского районного суда Республики Крым от 08.11.2021 г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство юстиции Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Инспекция по труду по Республике Крым.

Определением Черноморского районного суда Республики Крым от 30.11.2021 г. судье Ильичевой Н.П. передано гражданское дело №2-842/2021 по иску Гончаровой Юлии Викторовны к администрации Краснополянского сельского поселения о признании работающим в должности специалиста 1 категории, о признании действий по отказу во внесении изменений в документы, связанные с работой, в части указания наименования должности, об обязании внести изменения в документы, в части наименования должности, для объединения с гражданским делом №2-806/2021.

Исковые требования Гончаровой Ю.В. от 09.11.2021 г. (дело №2-842/2021) мотивированы тем, что истец работала с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г. в администрации Краснополянского сельского поселения.

В распоряжении главы администрации Краснополянского сельского поселения №3-л от 12.01.2015 г. о назначении на должность истца, а также в штатном расписании на 2015 год, утвержденном распоряжением Главы поселения № 1 «О приведении в соответствие структуры и утверждении штатного расписания Администрации Краснополянского сельского поселения» от 12.01.2015 г. и утвержденном решением №86 от 14.08.2015 г. «Об утверждении структуры и штатной численности Администрации Краснополянского сельского поселения на 2015 год», принятом на 22 (внеочередном) заседании 1 созыва и иных нормативно-правовых актах локального действия, должность, которую истец замещала, указана следующим образом - специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям.

В распоряжениях о присвоении истцу классного чина (№ 10-Л от 12.01.2015 г., № 6-Л от 11.01.2016 г.), распоряжении об увольнении №12-Л от 01.03.2016 г. наименование должности указано - специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям.

В трудовом договоре от 12.01.2015 г. должность, которую замещала истец, указана - специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Согласно Реестру (решение № 32 от 16.12.2014 г.) к младшей должности относится специалист 1 категории, в связи с чем, наименование должности, которую замещала истец, во всех документах, касающихся её трудовой деятельности в администрации Краснополянского сельского поселения, должно быть указано как специалист 1 категории, т.е. так, как указано в п. 2.1 Реестра должностей муниципальной службы.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Черноморского района, установлено, что наименование должности, которую замещала Гончарова Ю.В., не соответствует законодательству.

Советом Министров Республики Крым от 27.09.2016 г. принято Постановление №461, которым утверждены Порядок назначения, выплаты пенсии за выслугу лет, перерасчет ее размера лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым и Порядок определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым.

Исходя из системного толкования норм права следует, что лицо, замещающее должность с наименованием, не соответствующим ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007 г. и ЗРК № 78-ЗРК от 16.09.2014 г. лишается гарантий, предусмотренных в т.ч. ст. 23 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Истец обратилась в администрацию Краснополянского сельского поселения с просьбой устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в трудовую книжку и иные документы, касающиеся её трудовой деятельности, в части правильного наименования муниципальной должности, которую истец занимала, а также выдачи ей этих документов, на что истцу был дан ответ от 30.08.2021 №02-05/107, согласно которому внести изменения в документы, касающиеся трудовой деятельности истца и их выдача, не представляется возможным в связи с тем, что в ходе рассмотрения представления прокуратуры администрацией нарушений не выявлено.

Гончарова Ю.В. полагает, что допущенные администрацией Краснополянского сельского поселения нарушения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в части верного указания наименования должности, которую она замещала в период с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г., а также отказ о внесении изменений и предоставления ей документов по её трудовой деятельности, препятствует ей в реализации гарантий, установленных ст. 23 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Полагает, что гарантии, установленные действующим законодательством, определяются исходя из наименования должности, которую замещает лицо на муниципальной службе, в связи с чем, ей необходимо установить факт работы в администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района в период с 12.01.2015 по 01.03.2016 в должности специалиста 1 категории.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, Гончарова ЮВ. просила:

- признать её, Гончарову Юлию Викторовну, 24.05.1963 года рождения, работавшей в администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района в период времени с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г. в должности специалиста 1 категории, дающей право на гарантии, предусмотренные ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ от 07.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иные установленные действующим законодательством;

- признать действия администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым по отказу во внесении изменений в документы, связанные с работой истца в части указания правильного наименования муниципальной должности, которую она замещала, а именно - специалиста 1 категории и выдаче таких документов, - незаконными;

- обязать администрацию Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым внести в документы, связанные с работой истца, в период с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г., изменения в части наименования должности, которую она замещала, указав - специалист 1 категории.

Определением Черноморского районного суда Республики Крым от 07.12.2021 г. гражданское дело №2-806/2021, по исковому заявлению заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах Гончаровой Юлии Викторовны, к администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство юстиции Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Инспекция по труду по Республике Крым, о понуждении совершить определенные действия и гражданское дело №2-842/2021, по иску Гончаровой Юлии Викторовны к администрации Краснополянского сельского поселения о признании лицом, работающим в должности специалиста 1 категории, о признании действий по отказу во внесении изменений в документы, связанные с работой, в части указания наименования должности, об обязании внести изменения в документы в части наименования должности, объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Определением Черноморского районного суда Республики Крым от 23.12.2021 г. к участию в деле привлечена администрация Черноморского района Республики Крым, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 21 января 2022 года исковое заявление заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах Гончаровой Юлии Викторовны и исковое заявление Гончаровой Юлии Викторовны оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Гончарова Ю.В. просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение, котором исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В доводах апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, кроме того, судом неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы Гончарова Ю.В. указывает, что судом первой инстанции были привлечены к участию в деле третьи лица, однако заместителем прокурора копия иска с приложениями, в их адрес не были направлены, о чем в деле отсутствуют доказательства.

Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы полагает, что ей, судом первой инстанции, необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства об отводе судьи Ильичевой Н.П., по тем основаниям, что Фисуренко Ирина Владимировна, являющаяся родственником Фисуренко Владимира Викторовича, главы администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, ранее работала в Черноморском районном суде Республики Крым, в связи с чем, между судьей Ильичевой Н.П. и участником процесса, через его родственные связи с бывшим сотрудником, имеется связь, порождающая конфликт интересов.

От представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности Фисенко В.В. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которой он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Гончаровой Ю.В. глава администрации Черноморского района Республики Крым Михайловский А.Д. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Гончаровой Ю.В. глава администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Фисуренко В.В. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения.

Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».

Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети «Интернет» (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в «Интернет»), либо в местах доступных для пользователей информацией.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились апеллянт истец Гончарова Ю.В., её представитель адвокат на основании ордера Кривенко Н.Е., представитель прокуратуры Черноморского района – помощник прокурора Черноморского района Республики Крым Латошников Н.Х., представитель ответчика администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, действующая на основании доверенности, Кушнир Т.А., глава администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Фисуренко В.В.

Иные участники по делу не явились, извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, заявлений об отложении дела не подавали.

На основании ст. ст. 113, 117, ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.

Согласно п. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со статьями 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы Гончаровой Ю.В., возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав имеющиеся в деле доказательства, считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, по таким основаниям.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.

В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита гражданских прав.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Министерством юстиции Республики Крым в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым включены: решение Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 06.02.2018 г. № 261 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в администрации Краснополянского сельского поселения» (включено в Регистр 19.03.2018 HTP:RU).

Решениями Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 18.06.2020 г. № 75, от 29.09.2020 г. № 81, от 12.07.2021 г. № 125 в вышеуказанное решение внесены изменения; решение Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 16.12.2014 г. №32 «Об утверждении реестра должностей муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым» (включено в Регистр 13.12.2018 года ИГР: RU).

Решениями Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 13.11.2018 г. № 303, от 30.10.2019 г. № 24 внесены изменения.

На решение Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 06.02.2018 № 261 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в администрации Краснополянского сельского поселения» (в редакции решений от 18.06.2020 № 75, от 29.09.2020 № 81, от 12.07.2021 № 125), решение Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 16.12.2014 № 32 «Об утверждении реестра должностей муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым» (в редакции решений от 13.11.2018 № 303, от 30.10.2019 № 24) Министерством юстиции Республики Крым в порядке мониторинга действующего законодательства составлены экспертные заключения и направлены председателю Краснополянского сельского совета - главе администрации Краснопорлянского сельского поселения Черноморского района Фисуренко В.В. (исх. от 30.11.2021).

Согласно ст.2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014, действующей на момент назначения на должность Гончаровой Ю.В.) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Крым, утверждаемым законом Республики Крым. Реестр должностей муниципальной службы в Республике Крым представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Крым.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Реестр должностей муниципальной службы в Республике Крым утвержден Законом Республики Крым от 16.09.2014 г. № 78-ЗРК «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 10.09.2014 г.) (далее - Закон Республики Крым № 78-ЗРК).

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Республики Крым № 78-ЗРК, реестр должностей муниципальной службы в Республике Крым состоит из перечня наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым № 78-ЗРК наименования должностей муниципальной службы в Республике Крым должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в реестр должностей муниципальной службы в Республике Крым.

Муниципальная должность специалист 1 категории отнесена к группе «Младшие должности» (раздел IV «Должности муниципальной службы Администрации сельского поселения» Закона Республики Крым от 16.09.2014 г. № 78-ЗРК).

Судом первой инстанции так же установлено, что Краснополянским сельским советом Черноморского района Автономной Республики Крым распоряжением от 01.06.2010 г. № 10-Л «О назначении на должность» Гончарова Ю.В. с 03.06.2010 г. назначена на должность специалиста 2 категории сельского совета с испытательным сроком два месяца; 03.06.2010 г. Гончарова Ю.В. ознакомлена с должностной инструкцией специалиста - землеустроителя сельского совета.

В соответствии со ст. ст. 6,11,23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в целях обеспечения трудовых прав граждан на территории Республики Крым в течение переходного периода, Государственным Советом Республики Крым принято Постановление от 11.04.2014 № 2025-6/14 «О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период» (с 01.01.2015 г. утратило силу), согласно которому решено ликвидировать территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым; прием на государственную службу лиц, занимавших должности государственных служащих в органах власти Республики Крым, а также в органах и в структурных подразделениях органов, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляется без проведения конкурса.

Решением №32 Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым, 7-я сессия 1 созыва от 16.12.2014 г. «Об утверждении реестра должностей муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым», утвержден реестр муниципальных должностей и реестр должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Республике Крым, что подтверждается копией Решения Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 16.12.2014, копией Приложения к решению (т.2 л.д. 161-162); согласно дополнительного сообщения администрации Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 12.01.2021 , указанное решение 7-я сессии 1 созыва от 16.12.2014 «Об утверждении реестра должностей муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым», действовало весь период работы Гончаровой Ю.В. без внесения изменений (т.3 л.д. 160).

Распоряжением от 12.01.2015 г. главы администрации Краснополянского сельского поселения «О приведении в соответствие структуры и утверждении штатного расписания администрации Краснополянского сельского поселения», структура администрации Краснополянского сельского поселения приведена в соответствие согласно Указа Главы Республики Крым -У от 05.09.2914; утверждено штатное расписание на 2015 год (т.1 л.д. 54).

Согласно штатному расписанию администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на 2015 год, в структуре администрации Краснополянского сельского поселения имелось четыре должности муниципальной службы, в том числе, одна штатная единица должности муниципальной службы - специалист 1 категории (по имущественным и земельным отношениям (т.1 л.д.55-56).

Проверив правоотношения сторон, исследовав представленные в дело доказательства, оценив каждое в отдельности и все в совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции критически отнесся к доводам истца и признал несостоятельными доводы Гончаровой Ю.В. о том, что в администрации Краснополянского сельского поселения имелось несколько различных между собой штатных расписаний.

При этом суд исходил из того, что штатное расписание утверждается распоряжением администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и заверяется подписью лица, уполномоченного заверять штатное расписание, а также проставляется печать соответствующего органа; иные варианты штатного расписания, без конкретизации должности, без надлежащего заверения, но с подписью заведующего сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета - Безручко Т.П., могли быть изготовлены для использования в работе бухгалтерии, в том числе при согласовании бюджета.

12.01.2015 г. Гончарова Ю.В. на имя главы администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Фисуренко В.В. подала заявление о принятии её на муниципальную службу для замещения должности муниципальной службы - должности муниципальной службы специалиста 1 категории по земельным и имущественным отношениям администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым с 12.01.2015 г. (т.1 л.д.109).

Гончарова Ю.В. на основании Распоряжения главы администрации Краснополянского сельского поселения -л от 12.01.2015 г. назначена на должность специалиста 1 категории по имущественным и земельным отношениям, что подтверждается копией Распоряжения -л от 12.01.2015 (т.1 л.д.45) и копией трудовой книжки БТ-11 , выданной 11.01.2015 на имя Гончаровой Ю.В. (т.1 л.д.9-11).

12.01.2015 г. администрация Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, в лице председателя Краснополянского сельского совета - главы администрации Краснополянского сельского поселения Фисуренко В.В., и Гончарова Ю.В., именуемая - «Муниципальный служащий», руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 16.09.2014 -ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым» заключили настоящий трудовой договор (контракт) (далее - Трудовой договор).

Согласно п. 1.2 Трудового договора, Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности специалиста 1 категории по вопросам имущественных и земельных отношений в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно п. 1.4 Трудового договора, Гончарова Ю.В. принимается на муниципальную службу в Администрацию Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и назначается на должность муниципальной службы специалиста 1 категории по вопросам имущественных и земельных отношений с 12.01.2015 г., с возложением на неё обязанностей по этой должности в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно п. 2.1.8 Трудового договора, пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (т.1 л.д.47-53).

В силу ст. 57 ТК РФ трудовая функция работника обязательно должна указываться в трудовом договоре.

По смыслу ст. 15 и ч. 2 ст. 57 ТК РФ понятие «наименование должности» по своему содержанию не идентично понятию «трудовая функция». Наименование должности работника является одной из характеристик его трудовой функции. Конкретизируется же трудовая функция соответствующими должностными обязанностями, являющимися, по сути, ее содержанием. При этом содержание трудовой функции может быть закреплено непосредственно в трудовом договоре, а может быть указано либо детализировано в должностной инструкции, которая в таком случае будет являться неотъемлемой частью трудового договора (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).

Согласно Распоряжению председателя Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 12.01.2015 -л «О присвоении очередного классного чина Гончаровой Юлии Викторовне», с 12.01.2015 г. Гончаровой Ю.В. - специалисту 1 категории по имущественным и земельным отношениям администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым присвоен классный чин муниципального служащего - секретарь муниципальной службы 3 класса; установлена ежемесячная надбавка за классный чин муниципального служащего в размере 360 рублей (т.1 л.д.200).

14.08.2015 г. Решением 22 (внеочередного) заседания 1 созыва Краснополянского сельского совета Черноморского района Республики Крым «Об утверждении структуры и штатной численности Администрации Краснополянского сельского поселения на 2015 год» утверждена структура и штатная численность администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района с 01.09.2015 г. (т.1 л.д.57).

Согласно структуре и штатной численности администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района на 2015 год, имеется четыре должности муниципальной службы, в том числе, одна штатная единица должности муниципальной службы - специалист 1 категории по вопросам имущественных и земельных отношений (т.1 л.д.58- 59).

Из Распоряжения главы администрации Краснополянского сельского поселения от 11.01.2016 г. -л «О присвоении очередного классного чина Гончаровой Юлии Викторовне», усматривается, что с 01.01.2016 г. Гончаровой Ю.В. - специалисту 1 категории по имущественным и земельным отношениям администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым присвоен классный чин муниципального служащего - секретарь муниципальной службы 2 класса; установлена ежемесячная надбавка за классный чин муниципального служащего в размере 440 рублей (т.1 л.д.199).

Как следует из Распоряжения главы администрации Краснополянского сельского поселения от 01.03.2016 г. -л «О прекращении трудового договора с Гончаровой Ю.В.» с Гончаровой Ю.В. был расторгнут трудовой договор от 12.01.2015 г., в связи с сокращением должности специалист 1 категории по земельным и имущественным отношениям администрации Краснополянского сельского поселения, а с 01.03.2016 г. Гончарова Ю.В. уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (т.1 л.д.46).

Гончарова Ю.В. оспорила данное увольнение в суде.

Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 03.08.2016 г. в удовлетворении иска ей отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16.11.2016 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

На основании вышеизложенных обстоятельств, согласно записей в трудовой книжке, Гончарова Ю.В. с 03.06.2010 г. по 01.12.2014 г. замещала должность землеустроителя Краснополянского сельского совета Черноморского района Автономной Республики Крым, 12.01.2015 г. принята по функциональным признакам на соответствующую должность в администрацию Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Гончарова Ю.В. ознакомлена с должностной инструкцией специалиста 1 категории по вопросам имущественных и земельных отношений Краснополянского сельского поселения (т.2 л.д. 167-172, 195-202, т.3 л.д. 40-44).

Согласно пояснений к Выписке из реестра муниципальных служащих муниципального образования Краснополянское сельское поселение Черноморского района Республики Крым от 30.12.2021 г. , предоставленной администрацией Краснополянского сельского поселения Черноморского района, общий стаж работы Гончаровой Ю.В. - 26 лет 4 месяца 15 дней, стаж муниципальной службы - 5 лет 6 месяцев 28 дней (т.2 л.д. 109-115).

Согласно Закону Республики Крым от 28 июня 2016 года №256/3PK/2016 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым» установлен стаж муниципальной службы для назначения пенсии:

Год назначения пенсии за выслугу лет

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

Проверив доводы истца Гончаровой Ю.В. о нарушении её права на пенсию, суд первой инстанции исходя из конкретных обстоятельств указал, что совокупный стаж муниципальной службы для назначения пенсии Гончаровой Ю.В. составляет - 5 лет 6 месяцев 28 дней, что не отвечает требованиям закона, в связи с чем, пришел к выводу, что права и гарантии Гончаровой Ю.В., как муниципального служащего, не могли быть нарушены, так как Гончарова Ю.В. не имеет достаточного стажа муниципальной службы.

Судом первой инстанции так же установлено, что в трудовую книжку Гончаровой Ю.В. сведения о занимаемой должности и выполняемой ею функции муниципального служащего вносились на основании трудового договора и вышеуказанных приказов; записи в трудовой книжке имеют достоверные сведения о занимаемой должности Гончаровой Ю.В.

При этом, суд исходил из того, что вопросы, связанные с ведением, хранением трудовых книжек в период работы Гончаровой Ю.В. (с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г.) были урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» и постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее - Инструкция № 69).

С 1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 мая 2021 года № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек», действие Инструкции № 69 с 1 сентября 2021 года - утратило силу.

В соответствии с пунктом 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 (далее - постановление № 225) в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.

Согласно пункту 29 постановления № 225 исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены.

Проанализировав вышеуказанные нормы закона, и доводы исковых требований истца Гончаровой Ю.В., суд первой инстанции указал, что в силу вышеприведённых норм закона, принимая во внимание, что с муниципальным служащим Гончаровой Ю.В. расторгнут трудовой договор (контракт) 01.03.2016 г., то внесение изменений в её трудовую книжку было возможно по обращению самого работника, с учетом требований постановления №225, до 01.09.2021 г.

Исправление и изменение записей в трудовой книжке осуществляется в соответствии с п. п. 7, 8, 12, 24, 30 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.05.2021 г. № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2021 № 63748) (далее - Порядок).

Согласно п.120 Порядка, в разделах «Сведения о работе» и «Сведения о награждении» трудовой книжки зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей не допускается.

Согласно п.30 Порядка, при наличии в трудовой книжке записи об увольнении или переводе на другую работу, признанной недействительной, работнику по его письменному заявлению выдается дубликат трудовой книжки по месту работы, где была внесена неправильная или неточная запись, в который переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением записи, признанной недействительной.

Судом первой инстанции установлено, что вышеуказанный трудовой Договор от 12.01.2015 г., заключенный с Гончаровой Ю.В., не признан недействительным, в настоящее время прекращен, на основании норм действующего законодательства.

Суд признал обоснованными доводы представителя Инспекции по труду Республики Крым, и доводы представителя ответчика, что указание на характер выполняемой трудовой функции, сферу деятельности, равно как и указание на принадлежность к определённому подразделению, наименование которого содержит выполняемые должностью функции, требованиям действовавшего и действующего законодательства не противоречат, исходя из нижеследующего.

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

05.09.2014 г. Указом Главы Республики Крым № 253-У «Об утверждении методических рекомендаций по формированию организационной структуры местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования)», в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» постановлено:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по формированию организационной структуры местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в Республике Крым (далее - методические рекомендации).

2. Рекомендовать представительным органам муниципальных образований первого созыва при утверждении структуры местной администрации муниципального образования руководствоваться методическими рекомендациями, утвержденными пунктом 1 настоящего Указа, исходя из реальных возможностей бюджета муниципального образования с учетом нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Республики Крым (т.2 л.д.175-184).

20.11.2014 г. Указом Главы Республики Крым № 478-У «О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 5 сентября 2014 года № 253-У» внесены изменения (т.2 л.д.185-192).

Штатное расписание относится к локальным нормативным актам работодателя (ст. 8 Трудового кодекса РФ, Письмо Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1). Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников относится к исключительной компетенции работодателя (Определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 г. № № 411-0-0, 412-0-0 и 413-0-0, от 01.06.2010 № 840-0-0).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (Определение Конституционного Суда РФ от 23.12.2014 № 2873-0).

Кроме того, Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что право принимать необходимые кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом принадлежит работодателю, который обязан при этом обеспечить закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в частности связанные с проведением мероприятий по изменению структуры штатного расписания, численного состава работников организации (Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 № 467-О).

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 158 (с изменениями), Министерство юстиции Республики Крым осуществляет организацию и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 19.01.2015 № 70- ЗРК/2015 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым» (далее - Закон).

В силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

На муниципальных служащих в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.

Законом Республики Крым от 16.09.2014 № 78-ЗРК «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Крым» установлен Реестр должностей муниципальной службы в Республике Крым, предусматривающий следующие должности муниципальной службы администрации сельского поселения (раздел IV Приложения к Закону Республики Крым № 78-ЗРК):

- Группа "Главные должности";

- Заместитель главы администрации;

- Группа "Ведущие должности";

- Начальник самостоятельного отдела;

- Группа "Старшие должности";

- Заведующий сектором;

- Ведущий специалист;

- Группа "Младшие должности";

- Специалист 1 категории;

- Специалист 2 категории;

- Специалист.

Статьей 2 настоящего закона регламентировано, что наименования должностей муниципальной службы в Республике Крым должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

На основании вышеизложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что наименование должности истца Гончаровой Ю.В. соответствует наименованию, категории; конкретизация наименования должности муниципальной службы с учетом специализации деятельности муниципального служащего специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям, установлена в соответствии со штатным расписанием работодателя и с учетом Указа Главы Республики Крым от 05.09.2014 № 253-У «Об утверждении методических рекомендаций по формированию организационной структуры местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования)», кроме того, статус и денежное содержание Гончаровой Ю.В. определялось по первому наименованию должности муниципальной службы (специалист 1 категории), в связи с чем, данное уточнение должности не нарушает требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Проанализировав вышеуказанные нормы закона, исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Гончаровой Ю.В. о признании не соответствующим Федеральному Закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» наименование должности муниципального служащего администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям, не подлежат удовлетворению.

Так, судом первой инстанции установлено, что 03.08.2016 г. принято решение по гражданскому делу № 2-383/2016, по исковым требованиям Гончаровой Юлии Викторовны к администрации Краснополянского сельского поселения, главе администрации Краснополянского сельского поселения Фисуренко Владимиру Викторовичу, администрации Черноморского района, прокуратура Черноморского района о признании распоряжений главы администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района о предстоящем увольнении, об отсутствии вакантных должностей, о передаче имущественных ценностей, о внесении изменений в штатное расписание, о прекращении трудового договора - незаконными; о восстановлении в должности, о признании дискриминации в сфере трудовых отношений, о взыскании морального вреда, расходов, связанных с оказанием юридической помощи; в удовлетворении исковых требований отказано.

16.11.2016 г. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым решение Черноморского районного суда от 03.08.2016 г. оставлено без изменения.

Указанное решение суда вступило в законную силу и согласно ст. 13 ГПК РФ является обязательным для сторон по данному делу.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно мотивировочной части решения по гражданскому делу №2-383/2016, (которое содержит преюдициально установленные факты, значимые и для настоящего дела), назначение истца Гончаровой Ю.В. на должность было произведено в соответствии со структурой и штатной численностью администрации Краснополянского сельского поселения на 2015 год, утвержденных решением № 86 от 14.08.2015 года 22 (внеочередного) заседания Краснополянского сельского совета; Распоряжением главы администрации Краснополянского сельского поселения Фисуренко В.В. № 106 от 30.12.2015 г. «О внесении изменений в штатное расписание», были внесены изменения в штатное расписание администрации Краснополянского сельского совета с 01.01.2016 г., в соответствии с которыми из штатного состава исключена должность специалиста 1 категории по земельным и имущественным отношениям. В штатное расписание введена должность специалиста 1 категории по юридическим вопросам. Распоряжением № 12-л от 01.03.2016 г. трудовой договор с Гончаровой Ю.В. расторгнут, в связи с сокращением должности специалиста 1 категории по земельным и имущественным отношениям администрации Краснополянского сельского поселения.

Судом, при разрешении трудового спора, не установлено нарушений законодательства при увольнении Гончаровой Ю.В. по сокращению штатов, в связи с чем, оснований для возмещения морального вреда также не усмотрел.

Статьей 381 ТК РФ установлено, что индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации, если законом не установлено иное, течение срока исковойдавности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2020 № 16-КГ20-6, в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» содержатся разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд. В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срокадля обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.

В абзаце третьем пункта 16 названного постановления Пленума Верховного Суда обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда от 29 мая 2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»).

В абзаце пятом пункта 16 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечается, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67, 71 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Судом первой инстанции установлено, что по результатам проверки Прокуратуры Черноморского района Республики Крым в адрес администрации Краснополянского сельского поселения направлено представление об устранении нарушений трудового законодательства от 27.07.2021 г. № Прдр- /-20350028, согласно которому должностными лицами администрации Краснополянского сельского поселения допущено внесение в трудовую книжку Гончаровой Ю.В. записей о наименовании должностей, не соответствующих утвержденному на момент принятия Гончаровой Ю.В. реестру должностей муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Краснополянское сельское поселение Черноморского района Республики Крым -ЗРК/2014; более того, в утвержденных штатных расписаниях и положении об оплате труда муниципальных служащих администрации Краснополянского сельского поселения наименования должностей муниципальных служащих также противоречит положениям реестра должностей муниципальной службы и Закона Республики Крым -ЗРК/2014 (т.1 л.д. 12-14).

На указанное представление администрацией Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым дан ответ, что основное предназначение реестра заключается в необходимости систематизации должностей муниципальной службы. Реестр является ключевым критерием для определения статуса должности в органах местного самоуправления, а соответственно и лиц, их замещающих. Муниципальными служащими по статусу соответственно являются только те работники, которые замещают должности муниципальной службы, включенные в реестр.

Наименование должности (профессии, специальности) работника указывается в кадровых документах (трудовом договоре, приказе о приеме на работу, трудовой книжке и др.) в соответствии со штатным расписанием работодателя. Работодатель вправе самостоятельно выбирать наименования должностей (профессий), включаемых в штатное расписание. Перечень должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления должен соответствовать необходимому разделу Реестра должностей муниципальной службы в Республике Крым, утвержденному законом Республики Крым.

Полагает, что наименование должности муниципальной службы вида «Специалист 1 категории по земельным и имущественным отношениям» этим требованиям соответствует, поскольку включает указание на специализацию деятельности муниципального служащего.

Наименование должности Гончаровой Ю.В. соответствует трудовому договору (контракту) от 12.01.2015 № 3 и в других кадровых документах (распоряжении о приеме на работу, трудовой книжке и др.), ошибки не допущено; нарушений в действиях должностных лиц администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым требований законодательства и иных нормативно правовых актов не допущено. Нарушений при оформлении и ведении документации о принятии (увольнении) муниципальных служащих администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым не выявлено (т.1 л.д. 15-20).

Судом первой инстанции так же установлено, что Гончаровой Ю.В. с 24.05.2018 г. на основании заявления о назначении пенсии от 16.05.2018 г. назначена страховая пенсия по старости (на общих основаниях). В страховой стаж на основании выписки из лицевого счета застрахованного лица включен период работы с 01.01.2015 г. по 01.03.2016 г. на общих основаниях, что подтверждается ответом ГУ ОПФ РФ по Республике Крым от 12.01.2022 г. на запрос суда и копией пенсионного дела (т.3 л.д. 1-82).

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции критически отнёсся к доводам Гончаровой Ю.В. о том, что период работы с 01.01.2015 г. по 01.03.2016 г. не включен в её трудовой стаж, в связи с неверным указанием ее должности, как муниципального служащего.

Суд первой инстанции, выслушав доводы процессуального истца (прокурора), истца Гончарову Ю.В., а так же представителей ответчика, представителя третьего лица - администрации Черноморского района, изучив письменные позиции представителей третьих лиц, участвующих в деле, пришел к обоснованному выводу о том, что Гончарова Ю.В. должна была узнать о нарушении своих трудовых прав не позднее момента приема на работу в администрацию Краснополянского сельского поселения, то есть 12.01.2015 г., в связи с чем указал, что процессуальным истцом, истцом Гончаровой Ю.В. пропущен срок исковой давности; кроме того, в судебном заседании не установлено какие именно права и гарантии Гончаровой Ю.В., как муниципального служащего, были нарушены ответчиком; исковые требования не могут основываться на предположениях возможного нарушения права.

Вместе с тем, суд первой инстанции признал несостоятельными доводы Гончаровой Ю.В. о том, что начало течение срока на обращение в суд, необходимо исчислять с момента проведения проверки по её заявлению, в результате которой выявлены нарушения трудового законодательства и 27.07.2020 г. внесено Представление об устранении нарушений трудового законодательства, то есть с момента, когда нарушения прав Гончаровой Ю.В. было выявлено прокуратурой Черноморского района; в связи с этим, суд первой инстанции, учитывая содержащиеся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснения о том, что, по смыслу пункта 1 статьи 200 указанного кодекса, при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Суд первой инстанции указал, что дата проведения прокуратурой Черноморского района проверки по заявлению Гончаровой Ю.В. и дата внесения Представления в адрес Главы администрации Краснополянского сельского поселения, для определения начала течения срока исковой давности сами по себе правового значения не имеют.

Проанализировав вышеуказанные нормы закона, исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования, заявленные в интересах Гончаровой Ю.В., в части признания не соответствующим Федеральному Закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» наименование должности муниципального служащего администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям, специалист 1 категории по вопросам имущественных и земельных отношений, не подлежат удовлетворению.

Суд первой инстанции признал не подлежащими удовлетворению и требования об обязании администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым внести в трудовую книжку Гончаровой Юлии Викторовны записи о наименовании должности, соответствующей реестру должностей муниципальной службы, установленному Законом Республики Крым от 16.09.2014 №78-ЗРК/2014 «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Крым», а также Постановлению Министерства Труда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»; о признании записи в трудовой книжке на имя Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, № 30 от 12.01.2015 г. «назначена на должность специалиста 1 категории по имущественным и земельным отношениям» недействительной; обязании администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым:

- внести изменения в трудовую книжку на имя Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, указав, что запись от 12.01.2015 г. № 30 о назначении на должность специалиста 1 категории по имущественным и земельным отношениям на основании распоряжения № 3-л от 12.01.2015 г., является недействительной;

- внести правильную запись в трудовую книжку на имя Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, указав, - «назначена на должность специалиста 1 категории»;

- издать распоряжение о внесении изменений в распоряжение №3-л от 12.01.2015 г. о назначении на должность Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, указав, - «назначить Гончарову Юлию Викторовну на должность специалиста 1 категории»;

- издать распоряжение о внесении изменений в распоряжение об утверждении штатного расписания на 2015 год со сроком действия с 12.01.2015, а также в штатное расписание на 2016 год со сроком действия с 01.01.2016 г. по 01.03.2016, указав должность - специалист 1 категории, вместо специалист 1 категории по имущественным и земельным отношениям;

- внести изменения в трудовой договор от 12.01.2015 г. №3 в части наименования должности, указав - специалист 1 категории; внести изменения во все документы, связанные с трудовой деятельностью Гончаровой Юлии Викторовны в период с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 в администрации Краснополянского сельского поселения указав должность, которую она замещала, как муниципальный служащий, - специалист 1 категории, по тем основаниям, что они являются производными от первоначальных требований.

Вместе с тем, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о признании Гончаровой Юлии Викторовны, 24.05.1963 года рождения, работавшей в администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района в период времени с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г. в должности специалиста 1 категории, дающей право на гарантии, предусмотренные ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ от 07.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иные установленные действующим законодательством, в связи с тем, что Гончарова Ю.В. не имеет достаточного стажа муниципальной службы, дающего право на гарантии, предусмотренные ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ от 07.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Исковые требования о признании действий администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым по отказу во внесении изменений в документы, связанные с работой истца в части указания правильного наименования муниципальной должности, которую она замещала, а именно - специалиста 1 категории и выдаче таких документов, - незаконными; об обязании администрацию Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым внести в документы, связанные с работой истца, в период с 12.01.2015 г. по 01.03.2016 г., изменения в части наименования должности, которую она замещала, указав - специалист 1 категории, по основаниям указанным выше.

Учитывая всю совокупность обстоятельств настоящего гражданского дела, суд первой инстанции, исходя из того, что Гончаровой Ю.В. не предоставлено доказательств о том, что она не смогла своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (по вопросам, изложенным в исковом заявлении), а кроме того, в связи с не предоставлением ею доказательств о нарушении каких-либо прав Гончаровой Ю.В., как бывшего муниципального служащего, требующих восстановления и защиты либо пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении ходатайства ответчика о применении срока исковой давности по всем заявленным исковым требованиям (с учетом прекращения трудового договора в 2016 г.) и правомерно отказал в удовлетворении всех исковых требований по данному гражданскому делу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд первой инстанции в пределах заявленных требований полно и правильно установил обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам, обосновано применил нормы действующего законодательства.

Проверив доводы апелляционной жалобы Гончаровой Ю.В., судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и считает, что доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, в связи с чем, они не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования и оценки суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке; нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных норм не установлено.

Доводы апелляционной жалобы Гончаровой Ю.В., что имелись основания для отвода судьи Ильичевой Н.П. по данному делу, однако они оставлены судом первой инстанции без внимания, что привело к незаконному и не объективному выводу суда об отказе в иске, не подлежат удовлетворению, как необоснованные.

Как следует из материалов дела, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Гончаровой Ю.В, от отводе суда.

Из пояснений Гончаровой Ю.В. к обстоятельствам недоверия суду первой инстанции и заявленному ею отводу судье по мотиву наличия конфликта интересов, явилось то, что в 2012 году в канцелярии Черноморского районного суда Автономной Республики Крым работала дочь ответчика – нынешнего главы администрации Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - Фисуренко В.В., которая уволилась в 2012 г. из районного суда, и в настоящее время работает в полиции.

Проверив данное заявление по материалам гражданского дела, судебная коллегия не усматривает оснований для вывода о наличии препятствий для не рассмотрения данного спора судьей Ильичевой Н.П., поскольку бывший работник суда Фисуренко И.В. в данном деле участия не принимала ни в качестве представителя, ни в качестве лица, участвующего по делу на стороне истца или ответчика.

Само по себе обстоятельство наличия родства между Фисуренко И.В. и Фисуренко В.В. (дочь и отец) не препятствует рассмотрению дела Черноморским районным судом Республики Крым и в силу п. 4 ст. 8 Кодекса судебной этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 12.12.2012 г., не относится к числу обстоятельств, могущих поставить судью Ильичеву Н.П. (председательствующего по делу), в ситуацию конфликта интересов.

Приведенные в апелляционной жалобе Гончаровой Ю.В. причины недоверия суду не свидетельствуют о заинтересованности судьи Черноморского районного суда Республики Крым в исходе дела.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, Гончарова Ю.В. не заявляла ходатайств о передаче дела в другой суд.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции не нарушено право истца Гончаровой Ю.В. на справедливое публичное судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

Несогласие Гончаровой Ю.В. с данной судом оценкой представленных в дело доказательств не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его отмене.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 21 января 2022 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Гончаровой Юлии Викторовны оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи