НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 03.08.2021 № 33А-6081/2021

Судья Гончаров В.Н.

Дело № 33а-6081/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 3 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Юсуповой Л.А-В.,

судей Холодной Е.И., Кураповой З.И.,

при секретаре Оплачко А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-346/2021 по административному исковому заявлению административного истца Сафарова И.С. оглы в лице представителя по доверенности – адвоката Шалавских М.С. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кульченкову С.А., заинтересованные лица администрация Веселовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционным жалобам представителя Сафарова И.С. оглы - адвоката Шалавских М.С., Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 января 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

административный истец Сафаров И.С. оглы обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 августа 2020 года № 90/016/111/2020-1171 об отказе в государственной регистрации за гражданином Азербайджанской Республики Крым Сафаровым И.С. оглы права собственности на объект недвижимости – нежилое двухэтажное административное здание конторы литера «А», с кадастровым номером , общей площадью 512,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за гражданином Азербайджанской Республики Крым Сафаровым И.С. оглы право собственности на объект недвижимости – нежилое двухэтажное административное здание конторы литера «А», с кадастровым номером , общей площадью 512,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Сафарова И.С. оглы судебные расходы, понесённые на момент подачи настоящего административного искового заявления в размере 50300 рублей, в том числе, 300 рублей – государственная пошлина, 50000 рублей –расходы на оплату юридической помощи адвоката (15000 рублей – составление административного искового заявления, 5000 рублей – подготовка административного материала для подачи в суд и отправка настоящего административного искового заявления Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, 30000 рублей – представительство и защита Сафарова И.С. оглы в суде первой инстанции).

Требования мотивированы тем, что адвокат Шаловских М.С., действуя от имени и в интересах Сафарова И.С. оглы, 26 марта 2020 года обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав за Сафаровым И.С. оглы на объект недвижимости – нежилое двухэтажное административное здание конторы литера «А», с кадастровым номером , общей площадью 512,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, приложив необходимые документы. По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов, государственным регистратором ФИО9 31 марта 2020 года принято решение №90/016/111/2020-1171 о приостановке с 31 марта 2020 года до 1 июля 2020 года осуществление действий по регистрации за административным истцом прав собственности на нежилое административное здание, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав за административным истцом, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие надлежащее возникновение у ликвидированного ООО «Союз консерв» прав собственности на нежилое административное здание. Не согласившись с принятым уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 31 марта 2020 года, представить административного истца направил в адрес административного ответчика мотивированные возражения, в которых указал, что причины приостановки не подлежат устранению, поскольку они являются незаконными, выводы государственного регистратора противоречат обстоятельствам, имеющим значение для регистрации и сделаны с неправильным истолкованием норм процессуального и материального права. Вместе с тем, сообщением государственного регистратора Кульченкова С.А. от 14 августа 2020 года № 90/016/111/2020-1171 было сообщено, что принято решение об отказе административному истцу в регистрации прав на административное здание, документы на который были предоставлены с заявлением от 26 марта 2020 года № 90/016/111/00-1171. При этом, поскольку указанные государственным регистратором ФИО9 в вышеуказанном уведомлении о приостановке регистрационных действий причины, препятствующие осуществлению регистрации права собственности, не были устранены административным истцом ввиду их незаконности, то причины отказа государственного регистратора Кульченкова С.А. в государственной регистрации за административным истцом права собственности на административное здание, идентичны причинам приостановки государственным регистратором ФИО9 регистрационных действий. С принятым решением об отказе в государственной регистрации административный истец не согласен.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 22 января 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным решение (сообщение) государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кульченкова С.А. об отказе в государственной регистрации от 14 августа 2020 года № 90/016/111/2020-1171. На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление представителя Шаловских М.С., действующего на основании доверенности в интересах Сафарова И.С. оглы, от 26 марта 2020 года об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, с учётом оснований по которым отказ в осуществлении регистрационных действий признан незаконным.

Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель Сафарова И.С. оглы – Шаловских М.С. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 января 2021 года отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объёме. Указывает на то, что не согласен с вынесенным решением в части неудовлетворённых судом исковых требований, считает его необоснованным, противоречащим действующему законодательству, вынесенным в части с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела при неправильном толкованием норм права. Так считает, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого, в числе прочих, отнесено осуществление функций по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, из чего, в силу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, следует, что государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав является государственной услугой, которую Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязан предоставить обратившимся к нему заявителям.

Представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – Янчук А.Ю. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 января 2021 года отменить, направить дело по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым. Указывает на то, что ссылок на документ, подтверждающий надлежащее возникновение права собственности (государственную регистрацию) у ООО «Союз консерв» решение ликвидатора не содержит; документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности на основании решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15 января 2009 года, истцом не представлены, такие сведения в ЕГРН отсутствуют. Таким образом, в случае регистрации перехода права собственности на объект недвижимости государственной регистрации подлежит изначально регистрация права собственности недвижимого имущества за первоначальным собственником. Кроме того, указывает, что административный истец обратился за регистрацией права собственности на здание, исходя из представленного в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым решения ликвидатора ликвидируемого ООО «Союз консерв» от 1 июля 2020 года и из вида деятельности – по переработке сельскохозяйственной продукции. Административный ответчик полагает, что административным истцом осуществляется предпринимательская и иная экономическая деятельность, в связи с чем, в соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данное дело подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Республики Крым.

В судебном заседании представитель Сафарова И.С. оглы – Шаловских М.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кульченков С.А. возражал против доводов апелляционной жалобы административного истца, доводы апелляционной жалобы административного ответчика поддержал, просил решение суда отменить, направить дело по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым, в случае отказа в передаче дела в Арбитражный суд Республики Крым, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требования административного искового заявления отказать в полном объёме.

Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что 7 сентября 2007 года Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Кирова в лице ликвидатора ФИО11 (продавец) и ООО «Союз консерв» (покупатель) заключили договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель купил нежилое двухэтажное административное здание конторы литера «А», с кадастровым номером , общей площадью 512,4 кв. м, находящееся по адресу: <адрес>.

Решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15 января 2009 года по делу № 2-25/11068-2008, Договор К-П нежилого административного здания был признан действительным и за ООО «Союз консерв» было признано право собственности на нежилое административное здание, приобретённое ООО «Союз консерв» по договору купли-продажи нежилого административного здания.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20 августа 2019 года (дело № А83-4442/2016) ООО «Союз консерв» признано ликвидированным, указанное определение суда вступило в законную силу 23 сентября 2019 года.

В мотивировочной части определения Арбитражного суда Республики Крым от 20 августа 2019 года указано, что на основании решения ликвидатора ликвидируемого общества о передаче единственному участнику ликвидируемого ООО «Союз консерв» имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов передано имущество ликвидируемого общества суммарной стоимостью 2970000 гривен, состоящего, в том числе, из двухэтажного административного здания конторы литера «А», с кадастровым номером , общей площадью 512,4 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>. Кроме того, в соответствии с указанным актом приёмки-передачи Сафарову И.С. оглы также переданы документы, подтверждающие возникновение права собственности общества на указанное недвижимое имущество.

Из текста расшифровки основных средств по состоянию на 27 марта 2019 года ООО «Союз консерв» следует, что в основные средства общества входит, в том числе, указанный объект.

Так, решением ликвидатора ликвидируемого ООО «Союз консерв» от 1 июля 2019 года принято решение передать оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, имущество ликвидируемого ООО «Союз консерв» единственному участнику ликвидируемого ООО «Союз консерв», имеющему ликвидационную квоту в размере 100 % Сафарову И.С. оглы имущество, в том числе, вышеуказанное двухэтажное административное здание.

Указанное недвижимое имущество передано ликвидируемым ООО «Союз консерв», в лице ликвидатора ликвидируемого ООО «Союз консерв» Сафарова И.С. оглы единственному участнику (учредителю) ликвидируемого ООО «Союз консерв» Сафарову И.С. оглы, что подтверждается актом приёмки-передачи в собственность единственного участника ликвидируемого ООО «Союз консерв», оставшегося после удовлетворения требований кредитора от 1 июля 2019 года.

Сафаров И.С. оглы, действуя через своего представителя – Шаловских М.С., 26 марта 2020 года обратился в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес>.

Представитель Сафарова И.С. оглы – Шаловских М.С. приложил к поданному в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявлению о государственной регистрации права собственности от 26 марта 2020 года следующие документы: нотариально удостоверенную копию удостоверения личности гражданина Азербайджанской Республики Сафарова И.С. оглы серии AZE , с подшитым к ней нотариально удостоверенным переводом с азербайджанского языка на русский язык удостоверения личности гражданина Азербайджанской Республики Сафарова И.С. оглы серии AZE ; копию нотариально удостоверенной доверенности серии AR-I № 893901 от 3 октября 2019 года от имени Сафарова И.С. оглы на имя представителя – адвоката Шаловских М.С., зарегистрированной в реестре нотариуса нотариального офиса № 6 г. Баку ФИО12ФИО3 за № 7Е-38119; подлинник и одну копию заключённого 7 сентября 2007 года между СПК им. Кирова и ООО «Союз консерв» договора купли-продажи нежилого административного здания; надлежащим образом заверенную судом копию решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым Украины от 15 января 2009 года по делу № 2-25/11068-2008 на украинском язык о признании действительным заключённого 7 сентября 2007 года между СПК им. Кирова и ООО «Союз консерв» договора купли-продажи нежилого административного здания, и о признании за ООО «Союз консерв» права собственности на нежилое администратвиное здание, с подшитым подлинником нотариально удостоверенного перевода с украинского языка на русский язык указанного решения; сшитые вместе и нотариально заверенные копии, надлежащим образом заверенного судом копии решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым Украины от 15 января 2009 года № 2-25/11068-2008 на украинском языке и нотариально удостоверенного перевода с украинского языка на русский язык указанного решения; подлинник Бухгалтерского баланса ООО «Союз консерв» (промежуточный ликвидационный) от 28 марта 2019 года; подлинник Расшифровки основных средств по состоянию на 27 марта 2019 года ликвидированного ООО «Союз консерв»; подлинник Бухгалтерского баланса ООО «Союз консерв» (ликвидированный) от 2 июля 2019 года; в подлиннике два экземпляра решения ликвидатора ликвидируемого ООО «Союз консерв» от 1 июля 2019 года о передаче единственному участнику ликвидируемого ООО «Союз консерв» гражданину Азербайджанской Республики Сафарову И.С. оглы имущества ликвидируемого ООО «Союз консерв» оставшегося после удовлетворения требований кредиторов; в подлиннике два экземпляра Акта приёмки-передачи от 1 июля 2019 года в собственность единственного участника ликвидируемого ООО «Союз консерв» гражданина Азербайджанской Республики Сафарова И.С. оглы имущества ликвидируемого ООО «Союз консерв» оставшегося после удовлетворения требований кредиторов; надлежащим образом заверенную судом копию определения Арбитражного суда Республики Крым от 20 августа 2019 года по делу № А83-4442/2016 о признании ликвидированным ООО «Союз консерв» (идентификационный код в Украинском Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (ЕГРПОУ): 33763683, зарегистрированное по адресу: <адрес>; адрес фактического местонахождения: <адрес>); копию, составленного по состоянию на 14 марта 2006 года Филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатория технического паспорта от 15 октября 2019 года на нежилое административное здание; подлинник банковской квитанции от 25 марта 2020 года № 34/1 об оплате истцом государственной пошлины в сумме 2000 рублей за государственную регистрацию прав на нежилое административное здание.

В уведомлении от 31 марта 2020 года № 90/016/111/2020-1171 государственным регистратором ФИО9 приостановлена государственная регистрация в связи с тем, что решение ликвидатора не содержит ссылок на документы, подтверждающие возникновение права собственности (его государственную регистрацию) у ООО «Союз консерв» на нежилое административное здание; заявителем не представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности на основании решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым Украины от 15 января 2009 года № 2-25/11068-2008.

Не согласившись с принятым уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 31 марта 2020 года, представитель административного истца Шаловских М.С. направил в адрес административного ответчика возражения, в которых указал, что причины приостановки не подлежат устранению, поскольку они являются незаконными, выводы государственного регистратора противоречат обстоятельствам, имеющим значение для регистрации, и сделаны с неправильным истолкованием норм процессуального и материального права.

Решением государственного регистратора Кульченкова С.А. от 14 августа 2020 года № 90/016/111/2020-1171 отказано в государственной регистрации в связи с тем, что заявителем не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что государственный регистратор должен был руководствоваться и применять положения Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ и Закона Республики Крым № 38-ЗРК о признании в Российской Федерации ранее возникших прав, действий документов, в том числе подтверждающих право собственности, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, статьёй 69 Федерального закона № 218-ФЗ, которая гласит, что государственная регистрация перехода права собственности на объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы по законодательству Украины, производится самостоятельно государственным регистратором на основании имеющихся у него, полученных от заявителя, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов. Суд пришёл к выводу, что государственным регистратором не принято во внимание, что ему были предоставлены правоустанавливающие документы, вступившее в законную силу решение суда, которые не ограничены сроком их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации и Республики Крым не требует. Таким образом, государственный регистратор, обладая информацией о ликвидации ООО «Союз консерв», знал о том, что причина, по которой приостановлена государственная регистрация права собственности на спорные объекты недвижимости, объективно не могла быть устранена заявителем ни в период такого приостановления, ни в дальнейшем, поскольку ликвидированное юридическое лицо не может обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации перехода права собственности на спорные объекты. Относительно исковых требований об обязании административного ответчика осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, суд не нашёл оснований для их удовлетворения, поскольку принятие решений о государственной регистрации права относится к исключительным полномочиям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. При этом, суд посчитал, что для восстановления нарушенных прав административного истца необходимо возложить обязанность на административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление административного истца от 26 марта 2020 года.

Учитывая, что судебное решение состоялось в пользу административного истца, то понесённые им судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика. Суд пришёл к выводу, что исходя из установленных Советом адвокатской палаты Республики Крым минимальных ставок вознаграждения за оказание отдельных видов юридической помощи в суде первой инстанции в размере 10000 рублей за день занятости, суд также полагает обоснованным и подлежащим возмещению несение расходов административным истцом, в связи с его представительством в ходе рассмотрения настоящего дела в размере 30000 рублей, а также уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.

Проанализировав фактические обстоятельства дела с учётом норм материального права, судебная коллегия частично с выводами суда не соглашается, находит их ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от 16 ноября 2016 года № 2432-р, переданы уполномоченному органу – Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Порядок и основания проведения кадастрового учёта, регистрации прав на объекты недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав

Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В данном случае основанием для отказа в государственной регистрации послужили положения пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а именно не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

Отказывая в регистрации, государственный регистратор ссылается на часть 1 статьи 14, часть 1 статьи 21, пункт 5 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и приходит к выводу о том, что в нарушение указанных норм сведения о государственной регистрации права собственности на объект за ООО «Союз консерв» в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Ввиду не устранения вышеуказанных причин приостановления, заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности в отношении двухэтажного административного здания конторы литера «А», расположенного по адресам: <адрес>.

Статьёй 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1).

Государственная регистрация прав на данные объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, или совершённой после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть 3).

По общему правилу пункта 3 части 3 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права, возникающего на основании договора, осуществляется по заявлению сторон договора.

Пунктом 1 статьи 8.1 и статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», действующий с 1 января 2017 года, государственная регистрация права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Аналогичная норма содержалась в части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Частью 2 статья 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также частью 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, установленных в частях 1 и 2 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», или совершённой после дня вступления в силу Федерального закона № 122 сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 3 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Аналогичная норма содержалась в пункте 2 статьи 6 Федерального закона № 122.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права определён, в частности, для случаев реорганизации юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

С учётом особенности интеграции новых субъектов Российской Федерации в правое пространство Российской Федерации, положений статей 12 и 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, постановлением Совета Министров Республики Крым № 264 от 11 августа 2014 года утверждён перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.

Документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность.

На государственную регистрацию права заявителем Сафаровым И.С. оглы представлено в том числе решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15 января 2009 года о признании права собственности на недвижимое имущество – двухэтажное администратвиное здание конторы литера «А» за ООО «Союз Консерв».

Однако право собственности в установленном порядке, действовавшем на период принятия выше указанного решения, собственником здания не было зарегистрировано.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, учитывая обращение с заявлением о регистрации права непосредственно Сафаровым И.С. оглы, принимая во внимание, что в соответствии с решением суда право собственности признано за ООО «Союз-Консерв», при этом в установленном законом порядке это право не зарегистрировано, у государственного регистратора отсутствовали законные основания для регистрации права собственности за истцом на основании представленных документов.

Принимая во внимание установленные по настоящему делу обстоятельства и положения закона, судебная коллегия, не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным и отмены оспариваемого решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 августа 2020 года № 90/016/111/2020-1171, так как административный ответчик действовал в порядке и способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации, руководствуясь действующими положениями Федерального закона от 13 июня 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», законные основания для принятия оспариваемого отказа у государственного регистратора имелись.

Судом постановлено решение при неправильном применении норм материального права, при неверно установленных фактических обстоятельствах административного дела, имеющих юридическое значение для правильного разрешения спора. Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на необоснованность ссылки в решении суда на нотариально удостоверенный договор купли-продажи от 12 декабря 2005 года, зарегистрированный в реестре за № 1-77, в отношении заявленного объекта недвижимости, поскольку такой договор отсутствует, в дело не представлен. Соответственно не представлено доказательств регистрации права собственности на основании названного договора на заявленный объект недвижимости за ООО «Союз консерв».

По этим основаниям решение суда первой инстанции подлежит частично отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворения требований административного иска.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Согласно положениям пунктов 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих юридическое значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильное применение норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 января 2021 года по административному делу №2а-346/2021 в части признания незаконным решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кульченкова С.А. об отказе в государственной регистрации от 14 августа 2020 года № 90/016/111/2020-1171, понуждении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление представителя Шаловских М.С., действующего на основании доверенности в интересах Сафарова И.С. оглы, от 26 марта 2020 года об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – двухэтажное здание конторы литер «А» по адресу: <адрес>, взыскания с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым судебных расходов в размере 40300 рублей отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении в этой части исковых требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий

Л.А-В. Юсупова

Судьи

Е.И. Холодная

З.И. Курапова