НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 03.07.2019 № 33-5809/19

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Аврамиди Т.С.,судей: Синани А.М.,

Шестаковой Н.В.,

при секретаре Николаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Колесниченко Владимира Ивановича к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.10.2015 № 90 незаконным, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 31 октября 2018 года,

у с т а н о в и л а:

в июле 2018 года Колесниченко В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.10.2015 № 90, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что при назначении пенсии ответчиком исключен из подсчета период работы с 18.07.1991 по 18.01.1996. Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.10.2015 № 90, ему отказано в зачете периода работы по трудовой книжке с 18.09.1991 по 18.01.1996 в <данные изъяты>», а также в зачете справки о заработной плате от 29.01.2015 , выданной на имя Колесниченко Вл. Ив. за период с 01.01.1983 по 31.12.1987 для назначения пенсии по старости согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях». Просил признать протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.10.2015 № 90 незаконным, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым произвести перерасчет пенсии с 01.01.2015 по стажу за период с 18.07.1991 по 18.01.1996.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 31 октября 2018 года иск Колесниченко В.И. удовлетворен частично. Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20 октября 2015 года № 90 признан частично незаконным. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым обязано включит период работы Колесниченко В.И. с 18.07.1991 по 18.01.1996 в <данные изъяты>» в страховой стаж для назначения пенсии, произвести перерасчет назначенной Колесниченко В.И. страховой пенсии по старости с 01.01.2015 с учетом страхового стажа с 18.07.1991 по 18.01.1996.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение отменить и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает, что протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20 октября 2015 года № 90 вынесен правомерно, поскольку по спорному периоду запись о работе в трудовую книжку внесена с нарушением требований инструкции о порядке ведения трудовых книжек, иных дополнительных документов, подтверждающих данный период, истец не предоставил.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что Колесниченко В.И. является получателем пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года. Стаж работы при назначении пенсии составил 23 года 01 месяц 28 дней, в том числе с учетом стажа за период с 10.09.1975 по 11.05.1977.

При назначении пенсии с 01.01.2015 исключен из подсчета стажа период работы с 18.07.1991 по 18.01.1996. Согласно трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Колесниченко В.И., истец 18 июля 1991 года принят водителем на <данные изъяты>» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, с 18 января 1996 года уволен с работы по собственному желанию (ст. 38 КЗоТ Украины) приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Приказ о принятии дописан, в записи об увольнении имеется подпись инспектора отдела кадров, печать <данные изъяты>».

Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.10.2015 № 90, Колесниченко В.И. отказано в зачете периода работы по трудовой книжке с 18.09.1991 по 18.01.1996 в <данные изъяты>», отказано в зачете справки о заработной плате от 29.01.2015 , выданной на имя Колесниченко Вл.Ив. за период с 01.01.1983 по 31.12.1987 для назначения пенсии по старости согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При оценке трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ Комиссией установлено, что согласно записям Колесниченко В.И. работал с 18.07.1991 по 18.01.1996 в <данные изъяты>». Однако в трудовой книжке дописано наименование предприятия, в которое принимался Колесниченко В.И., а также основание записи о приеме на работу. В справке о заработной плате от 29.01.2015 указаны инициалы, что не соответствует данным паспорта.

Решением ответчика истцу назначена пенсия по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ с 01.01.2015 без учета страхового стажа за период с 18.09.1991 по 18.01.1996.

Частично удовлетворяя исковые требования Колесниченко В.И., суд первой инстанции исходил из того, что согласно положениям, закрепленным в п. 2 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ст. 14 названного Закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержаться неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 13 Перечня установлено, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных данным Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.

В соответствии с п. 38 названных Правил при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

В силу ст. 18 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Из пункта 28 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовление бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 № 225, следует, если организация произвела неправильную или не точную запись, реорганизована, исправление производятся правопреемником, а в случае ликвидации организации-работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии 39 14 , выданному Федеральной Миграционной Службой, Колесниченко Владимир Иванович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>.

В трудовой книжке истца имеется запись о периоде работы, которая предшествовала спорному периоду, с 11.06.1991 по 13.07.1991, что исключает возможность работы истца в ином месте.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

В соответствии со ст. 2 п. 4 ФЗ от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки)», а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», особенности по реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются ФЗ от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Страховое обеспечение по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, причитающееся гражданам, подлежавшим общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством, действующим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014 включительно, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с 1 января 2015 года за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2003 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

В соответствии с п. 11 Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

В соответствии со ст. 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действие которого распространялось на период рассматриваемых правоотношений, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации свыше пяти дней. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации. Взыскания в трудовую книжку не записываются. Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона.

Согласно п. 18 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» (в ред. постановления Совмина СССР от 15.08.1990), ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.

За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Документы по личному составу и лицевые счета работников обязательны к сдаче в государственный архив в случае полной ликвидации предприятия.

Обязанности по обработке документов и обеспечению их сохранности возлагаются на временный орган предприятия (арбитражный управляющий, ликвидационная комиссия).

В соответствии с ч. 10 ст. 23 Федерального закона № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

В силу ст. 27 Федерального закона № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на работника (в данном случае на истца) не может быть возложена ответственность за ненадлежащее оформление записей в трудовой книжке. Истец не должен отвечать за неправомерные действия работодателя, соответственно, его пенсионные права не могут быть нарушены и поставлены в зависимость от указанных действий. Он обоснованно полагал, что сведения о его работе содержатся в трудовой книжке, которая подтверждает спорный период работы с 18.07.1991 по 18.01.1996.

Доказательств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточно для перерасчета пенсии истца с учетом указанного периода.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам ответчика суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Сакского районного суда Республики Крым от 31 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым без удовлетворения.

Судьи: