НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 03.04.2019 № 33-4010/19

Судья Камынина В.Ф. дело № 33-4010/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 3 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.

Судей: Синани А.М. и Шестаковой Н.И.

при секретаре: Побережной Д.Н.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым о восстановлении пропущенного срока для получения накопительной пенсии умершего,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым указав, что 23 апреля 2018 года умер её супруг ФИО2, за которого в Пенсионный фонд Российской Федерации в установленном порядке уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. В ноябре 2018 года из уведомления Управления от 13 сентября 2018 года, истец узнала о своем праве на получение средств пенсионных накоплений умершего супруга, однако шестимесячный срок, установленный частью 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июня 2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» для обращения за её выплатой был пропущен. Считает, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с чем, подлежит восстановлению. На основании изложенного просит восстановить пропущенный срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, поскольку не знала, что у её супруга, имеются пенсионные накопления.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

ФИО1 восстановлен срок для обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о выплате средств накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица - ФИО2, умершего 23 апреля 2018 года.

Не согласившись с решением суда первой инстанции Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой ставиться вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В качестве основного довода в апелляционной жалобе указано, что ФИО1 получила уведомление о возможности получения средств пенсионных накоплений ее умершего супруга – ФИО2 до истечения установленного срока на обращение в пенсионный орган. Кроме того истец обращалась к ответчику дважды, однако не оформила свои обращения в письменном виде.

Заслушав докладчика, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, ФИО1 возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив апелляционную жалобу в пределах ее доводов в порядке ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 5, пункта 11 части 3 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в том числе, указываются сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и произведенных им выплатах средств пенсионных накоплений.

Статьей 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, обязанность по ведению индивидуального лицевого счета, в том числе его специальной части, предусматривающей необходимость отражения сведений о правопреемниках умершего застрахованного лица, сбору сведений о застрахованных лицах действующим законодательством возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно абзацам 1, 2, 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с данным Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.

Как определено в абзаце 4 статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь».

В соответствии с положениями пункта 12 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до корректировки размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 данного Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Исходя из абзаца 2 пункта 12 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся, в том числе, родители независимо от возраста и состояния трудоспособности.

В силу части шестой статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», вступившего в силу с 1 января 2015 года, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.

Пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» также устанавливает правопреемникам умершего застрахованного лица шестимесячный срок для обращения в Пенсионный фонд России за выплатой средств пенсионных накоплений.

С 1 января 2015 года вступили в силу Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 711 (далее - Правила).

Правила определяют порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, сроки выплат, порядок расчета сумм, а также определяют понятие «правопреемников», разделяя их на правопреемников по закону и правопреемников по заявлению.

Правопреемниками по заявлению являются лица, указанные при жизни самим застрахованным лицом в поданном в территориальный орган Фонда по своему месту жительства заявлении о распределении средств пенсионных накоплений на случай его смерти.

Правопреемники по закону - это родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в установленной Правилами последовательности.

Пунктом 9 Правил предусмотрена обязанность территориального органа Пенсионного фонда по месту жительства умершего застрахованного лица при получении документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица, известить правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.

В отношении правопреемников по закону такая обязанность пенсионного органа предусмотрена при наличии информации о них.

Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица. Форма извещения правопреемников утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Действующее законодательство представляет застрахованному лицу право определить правопреемников путем подачи соответствующего заявления, в случае отсутствия заявления об определении правопреемников они определяются в соответствии с Правилами, для чего не требуются обращения в Пенсионный фонд Российской Федерации как застрахованного лица, так и самих правопреемников. При этом обязанность извещения правопреемников (как по заявлению, так и по закону) о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица действующим законодательством возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной им в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденной постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2008 года, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.

Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.

При этом какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.

Их материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что ФИО1 состояла в зарегистрированном браке с ФИО2 23 апреля 2018 года ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти. Истец ФИО1 входит в круг лиц, которым могут быть выплачены средства пенсионных накоплений умершего по категории - правопреемники по закону, в силу положений п. 2 Правил от 30.07.2014 N 711, согласно которому правопреемники подразделяются на правопреемников по заявлению и правопреемников по закону.

Факт уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и наличия средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО2 в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

В силу требований Правил N 711, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.

Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.

Из указанной правовой нормы следует, что получив сведения о смерти ФИО2 ответчик обязан принять меры по извещению его правопреемников, независимо от наличия либо отсутствия заявления ФИО2 о возможности получения средств пенсионных накоплений и информации о правопреемниках по закону.

Поскольку сведения о правопреемниках ФИО2 в специальной части его индивидуального лицевого счета застрахованного лица не отражены, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что страхователи, не представив в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о правопреемниках застрахованного лица ФИО2, не в полной мере исполнили свои обязанности о представлении сведений, а Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по контролю за достоверностью представляемых страхователями сведений, направив сообщение истцу по истечению пяти месяцев после смерти застрахованного, что привело к невозможности реализации ею права на их получение и в данном случае явилось причиной пропуска срока для обращения за указанной выплатой к страховщику.

Учитывая изложенное судебная коллегия находит, что незнание ФИО1 о наличии на момент смерти мужа средств пенсионных накоплений на его лицевом счете, о возможности реализации ею права на получение средств пенсионных накоплений, а также неосведомленность о страховщике, у которого формировались эти средства на дату смерти застрахованного лица, тем самым неосведомленность о том, к кому следовало ей обратиться за выплатой указанных средств, свидетельствует о том, что установленный законодательством срок для обращения истца в Пенсионный фонд Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений ее ФИО2, пропущен по уважительной причине

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФИО1 обращалась 18.10.2018, 22.10.2018 в пенсионный орган, однако письменного заявления в установленной форме о получении пенсионных накоплений не предоставляла, не является основанием для отмены решения суда и основанием для отказа истцу в восстановлении срока.

Принимая во внимание вышеназванные нормы права и установленные обстоятельства, на основании исследованных доказательств суд первой инстанции восстановил ФИО1 срок для обращения за получением средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, признав отсутствие у нее информации о возможности реализации своих прав на их получение в качестве уважительной причины, повлекшей пропуск срока, установленного пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 111-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об уважительности причин пропуска срока и его восстановлении для обращения с заявлением к ответчику за получением средств пенсионных накоплений.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции о признании причин пропуска срока уважительными судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку прерогатива оценки уважительности (неуважительности) причин пропуска срока принадлежит суду. Суд оценивает такие причины исходя из конкретных обстоятельств по делу по своему внутреннему убеждению. В данном случае суд, оценив приведенные истцом причины пропуска срока, пришел к выводу об их исключительности и признал их уважительными.

Иные доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права направлены на иное толкование норм закона, регулирующего спорные правоотношения, а потому не являются основанием для отмены решения суда.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи