НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 03.03.2022 № 2-1552/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело №2-1552/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Киселев Е.М.

№ 33-1982/2022

91RS0012-01-2021-003356-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Заболотной Н.Н.

судей – Мотиной И.И., Подлесной И.А.,

при секретаре – Андрейченко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой и специальный стаж периоды, возложении обязанности учесть архивные справки, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 ноября 2021 года,

установила:

15 июня 2021 года ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой и специальный стаж периоды, возложении обязанности учесть архивные справки, назначить досрочную страховую пенсию по старости. Исковые требования мотивированы тем, что истец, достигнув 55-летнего возраста, 29.03.2019г. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со снижением возраста, установленного статьей 8 указанного закона. ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым своим решением об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в должностях плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности от 04.05.2021 года отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на отсутствие необходимого суммарного стажа работы в должностях плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности и стажа с тяжелыми условиями труда - 12 лет и 6 месяцев. При этом ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым не засчитал в общий стаж период прохождения истцом действительной военной службы в рядах СА с 28.06.1984 г. по 16.06.1986 г., указав на наличие исправлений и разночтений в военном билете; не засчитал в стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 периоды работы истца на базе технического обслуживания Производственного поискового предприятия промысловой разведки и научно-исследовательского флота «Югрыбпоиск»: с 18.08.1986г. по 30.06.1991г., с 18.08.1986г. по 17.12.1986г., в качестве слесаря-ремонтника, с 18.12.1986г. по 03.01.1988 г. в качестве слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, поскольку документально (первичными документами) не подтверждается занятость на ремонте оборудования внутри отсеков судов и цистерн. Из специального стажа истца ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым также исключены периоды с 04.01.1988г. по 30.06.1991г. в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, с 29.01.1995г. по 19.03.1995г. в качестве электрика, так как документально (первичными документами) не подтверждается занятость на установке ремонта главных и вспомогательных двигателей, валопроводов и монтаже трубопроводов и другого судового оборудования, расположенного внутри отсеков судов. Также, ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым не включил в специальный стаж периоды нахождения истца в учебных отпусках без содержания, однако при нахождении в учебных отпусках трудовые отношения продолжались и прерваны не были. Из специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии пенсионным органом также исключены периоды: с 01.07.1991г. по 08.07.1991г. - резерв непосредственно не предшествовавший и не следовавший за работами, выполняемыми на судне; с 08.08.1991г. по 02.04.1991г. - резерв непосредственно не предшествовавший и не следовавший за работами, выполняемыми на судне; с 26.02.1992г. по 09.03.1992г. - резерв без оплаты; с 01.11.1993г. по 02.11.1993г.- резерв без содержания; с 20.03.1995г. по 05.04.1995г. - резерв без содержания; с 22.07.1996г. по 25.07.1996г.- резерв без содержания; с 20.11.1997г. по 19.03.1998г.- резерв без содержания; с 02.06.2000г. по 23.06.2000г. - резерв без содержания; с 05.02.2002г. по 05.03.2002г. - резерв без содержания; c 19.12.1994г. по 21.01.1995г. - отгулы непосредственно не предшествовавшие и не следовавшие за работами, выполняемыми на судне; с 21.09.1997г. по 24.09.1995г. - отгулы непосредственно не предшествовавшие и не следовавшие за работами, выполняемыми на судне. Также, ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым не включены в специальный стаж периоды нахождения истца в очередных отпусках: с 09.07.1991г. по 06.08.1991г., с 08.09.1993г. по 05.10.1993г., с 25.09.1997г. по 22.10.1997г.; период работы истца с 03.11.1993г. по 26.11.1993г. в качестве кочегара котельной; период нахождения на курсах повышения квалификации при Керченском морском технологическом институте с 08.09.1997г. по 20.09.1997г. Кроме того, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым отказало во включении в специальный стаж периодов с 03.04.1991г. по 14.08.1991г., с 22.01.1995г. по 28.01.1995г., с 23.10.1997г. по 19.11.1997г., ссылаясь на отсутствие сведений о нахождении в резерве или рейсе. Также, считает незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым в принятии для назначения пенсии архивных справок о заработной плате: , , , выданных МКУ «Муниципальный архив города Керчи», за период с января 1991 года по март 2002 года поскольку они не содержат указания на денежную единицу. На основании вышеизложенного, истец просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в должностях плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности от 04.05.2021 года; обязать ответчика включить в общий страховой стаж истца в двойном размере период прохождения действительной военной службы в рядах СА с 28.06.1984 г. по 16.06.1986 г.; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца: с 18.08.1986г. по 30.06.1991г, с 18.08.1986г. по 17.12.1986г. в качестве слесаря ремонтника, с 18.12.1986г. по 03.01.1988г. в качестве слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, с 04.01.1988г. по 30.06.1991г. в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, с 29.01.1995 по 19.03.1995 в качестве электрика; периоды нахождения в учебных отпусках с 20.11.1986г. по 23.11.1986г., с 16.03.1987г. по 30.03.1987г.; периоды нахождения в резерве и отгулах: с 01.07.1991г. по 08.07.1991г., с 08.08.1991г. по 02.04.1991г., с 26.02.1992 г. по 09.03.1992г., с 01.11.1993г. по 02.11.1993г., с 20.03.1995г. по 05.04.1995г., с 22.07.1996г., по 25.07.1996г., с 20.11.1997г. по 19.03.1998г., с 02.06.2000г. по 23.06.2000г., с 05.02.2002г. по 05.03.2002г., с 19.12.1994г., по 21.01.1995г., с 21.09.1997г. по 24.09.1995г.; периоды нахождения истца в ежегодных очередных отпусках: с 09.07.1991 г. по 06.08.1991г., с 08.09.1993г., по 05.10.1993г., с 25.09.1997г. по 22.10.1997г.; период нахождения на курсах повышения квалификации при Керченском морском технологическом институте с 08.09.1997г. по 20.09.1997.; период работы кочегаром в котельной с 03.11.1993г. по 26.11.1993г., а также обязать ответчика принять при определении размера пенсии архивные справки о заработной плате , , , выданные МКУ «Муниципальный архив города Керчи», за период с января 1991г. по март 2002г.; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 29.03.2021 года.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года исковые требования ФИО4 удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в должностях плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности от 04.05.2021 года в части не включения в страховой стаж истца периода прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 28.06.1984 г. по 16.06.1986 г. и в части непринятия к рассмотрению и использованию при определении размера пенсии архивных справок о заработной плате истца , , , выданных МКУ «Муниципальный архив города Керчи», за период с января 1991г. по март 2002г. Возложена обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1 период прохождения им действительной военной службы в рядах Советской Армии с 28.06.1984 г. по 16.06.1986 г. в календарном порядке. Возложена обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым принять к рассмотрению и использованию при определении размера пенсии ФИО4 архивные справки о его заработной плате , , , выданные МКУ «Муниципальный архив города Керчи», за период с января 1991г. по март 2002г. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 отказано.

Не согласившись с решением суда, ФИО4 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, постановить новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Считает, что период прохождения военной службы подлежит включению в стаж в двойном размере на основании ст. 94 Закона от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ», ст. 3-4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Считает, что период работы с 15.08.1986 по 08.12.1986 в должности слесаря-ремонтника 1-го разряда базы технического обслуживания Производственного поискового объединения «Югрыбпоиск», с 08.12.1986 до 04.01.1988 слесарем-электриком по ремонту электрооборудования 4-го разряда, с 04.01.1988 по 15.08.1991 электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4-го разряда подлежит включению в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости, поскольку Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих было предусмотрено, что занимаемая должность предусматривает наличие знаний о наименовании и расположении основных районов судна и т.д. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10 предусматривалось льготное пенсионное обеспечение для слесарей всех наименований и такелажников судовых, занятых на ремонте оборудования внутри отсеков судов и цистерн, а также судокорпусники-ремонтники. С 08.12.1986 года он переведен слесарем электриком по ремонту электрооборудования 4 разряда базы технического обслуживания, с 04.01.1988 г. переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда. В состав базы технического обслуживания управления «Югрыбпромразведка» входила плавучая мастерская – 844, проекта 889, регистрационный номер в судовом реестре № 1-050165, 1967 года постройки, которая предусмотрена позицией 7.8 Приложения 3 к Инструкции по классификации судов флота рыбного хозяйства, разработанной на основании Положения о классификации судов промыслового флота, утвержденного приказом Минрыбхоза СССР № 443 от 16.09.1983, отраслевого классификатора «Типы судов» (утвержден приказом Минрыбхоза СССР № 482 от 04.12.1989) с учетом ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации», ГОСТ 20012-74 «Суда промыслового флота. Термины и определения». Также, указывает, что издание работодателем приказа от 3.11.1993 о переводе на должность кочегара последовало после издания приказа от 01.11.1993 о нахождении в резерве без содержания и не исключает возможности установления факта работы в данный период во вредных и опасных условиях труда. Иные периоды не получили надлежащую оценку суда, повторяют позицию пенсионного органа.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие необходимого стажа в должностях плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности – 12 лет 6 месяцев.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 17 февраля 2022 года осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Истец ФИО4 и его представитель ФИО11 в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия согласно положениям ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о дне, времени и месте судебного заседания.

Заслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия досрочно назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2015 г.), засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона).

Как следует из материалов дела, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 29.03.2021 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, со снижением возраста выхода на пенсию. С заявлением ФИО4 предоставлены следующие документы: паспорт гражданина РФ серии , выданный 10.05.2014 ; трудовая книжка ФИО4, серии БТ-1 , заполненная 15.08.1986; военный билет серии НУ , выданный 28.06.1984; архивные справки от 26.07.2019 о стаже ; о заработной плате , , , ; архивные справки , , , ; справку, уточняющую период работы от 06.05.2019 № историческую справку от 09.07.2019 .

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 04.05.2021 года ФИО4 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием суммарного стажа работы в должностях плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности и стажа работы с тяжелыми условиями труда - 12 лет 6 месяцев. Согласно расчету пенсионного органа стаж работы истца на должностях плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности составляет 09 лет 04 месяца 09 дней, общий стаж – 33 года 10 месяцев 10 дней. При этом, в специальный стаж истца не включены следующие периоды работы: с 18.08.1986 по 17.12.1986 в качестве слесаря ремонтника, с 18.12.1986 по 03.01.1988 в качестве слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, так как документально (первичными документами) не подтверждается занятость на ремонте оборудования внутри отсеков судов и цистерн; с 04.01.1988 по 30.06.1991 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, и с 29.01.1995 по 19.03.1995 в качестве электрика, так как документально (первичными документами) не подтверждается занятость на установке и ремонте главных и вспомогательных двигателей, водопроводов и монтаже трубопроводов и другого судового оборудования, расположенного внутри отсеков судов; в том числе, за данный период работы с 20.11.1986 по 23.11.1986, с 16.03.1987 по 30.03.1987 - учебные отпуска без содержания; с 01.07.1991 по 08.07.1991 -резерв, непосредственно не предшествовавший и не следовавший за работами, выполняемыми на судне; с 09.07.1991 по 06.08.1991 - очередной отпуск непосредственно не предшествовавший и не следовавший за работами, выполняемыми на судне; с 08.08.1991 по 02.04.1991 резерв, непосредственно не предшествовавший и не следовавший за работами, выполняемыми на судне; с 03.04.1991 по 14.08.1991 - отсутствуют сведения о нахождении в резерве или рейсе; с 15.08.1991 по 25.01.1992 - работа в качестве электрика на СП «МИС» г. Керчи на период ремонта НПС «Профессор Месяцев»; с 26.02.1992 по 09.03.1992 - резерв без оплаты; с 16.07.1993 по 07.09.1993 - работа в КРОФ на морской завод «Фрегат» г. Керчи сроком на 2 месяца; с 08.09.1993 по 05.10.1993 - очередной отпуск непосредственно не предшествовавший и не следовавший за работами, выполняемыми на судне; с 06.10.1993 по 31.10.1993 - работа бетонщиком на участке по изготовлению строительных материалов; с 01.11.1993 по 02.11.1993 – резерв без содержания, с 03.11.1993 по 26.11.1993 - работа кочегаром в котельной; с 05.11.1994 по 18.12.1994 - работа слесарем в ремонтно-подменной команде БМРТ «Героевка»; с 19.12.1994 по 21.01.1995 - отгулы непосредственно не предшествовавшие и не следовавшие за работами, выполняемыми на судне; с 22.01.1995 по 28.01.1995 - отсутствуют сведения о работе, о нахождении в резерве или рейсе; с 29.01.1995 по 19.03.1995 - работа электриком на базе технического обслуживания; с 20.03.1995 по 05.04.1995 - резерв без содержания; с 22.07.1996 по 25.07.1996 - резерв без содержания; с 08.09.1997 по 20.09.1997 - курсы повышения квалификации при Керченском морском технологическом институте; с 21.09.1997 по 24.09.1995 - отгулы непосредственно не предшествовавшие и не следовавшие за работами, выполняемыми на судне; с 25.09.1997 по 22.10.1997 - очередной отпуск непосредственно не предшествовавший и не следовавший за работами, выполняемыми на судне; с 23.10.1997 по 19.11.1997 - отсутствуют сведения о работе, о нахождении в резерве или рейсе; с 20.11.1997 по 19.03.1998 - резерв без содержания; с 02.06.2000 по 23.06.2000 - резерв без содержания; с 05.02.2002 по 05.03.2002 - резерв без содержания.

Кроме того, ответчиком не приняты архивные справки о заработной плате: , , , выданные МКУ «Муниципальный архив города Керчи» за период с января 1991 года по март 2002 года, поскольку они не содержат указания на денежную единицу.

Согласно материалам пенсионного дела истец предоставил в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии три архивные справки от 26.07.2019 о заработной плате , , .

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившему в силу с 1 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В статье 34 названного Федерального закона указано, что с момента вступления его в силу федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий, и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. п. 3, 4, 6 настоящей статьи.

24 августа 1991 года после распада СССР Украина провозгласила себя независимым государством.

В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР.

С 01 апреля 1992 года введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица.

В соответствии с Указом Президента Украины от 07.11.1992 года N 549/92 "О реформе денежной системы Украины" с 23 часов 00 минут 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа на территории Украины стал карбованец.

На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года № 762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.

Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.

Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.

Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992г. и по настоящее время.

Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.

Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года № 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе был сам определить денежную единицу, указанную в справках.

Таким образом, в Крыму, входившем в состав Украины до 18 марта 2014 г., в период с 01 апреля 1992 года заработная плата начислялась в купонах, с 12 ноября 1992 года - в национальной денежной единице государства – карбованцах, с 2 сентября 1996 г. - в украинской гривне, обращение которой на территории Республики Крым допускалось до 01 июня 2014 г.

Учитывая изложенное, в период с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года заработная плата истцу начислялась в купонах, с 01 ноября 1992 по 01 сентября 1996 года (включительно) в украинских карбованцах, а с 02 сентября 1996 г. по декабрь 2001 (включительно) - в гривнах.

Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации N 1-68-У от 20.08.1992 "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии предприятиям, организациям, учреждениям" разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.

Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.

В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

Наличие ошибок, допущенных ответственным лицом при заполнении лицевого счета, которые послужили основанием для выдачи архивных справок о заработной плате от 26.07.2019 , , не должно препятствовать работнику в осуществлении им пенсионных прав.

Таким образом, исковые требования ФИО4 о признании незаконным решения пенсионного органа от 04.05.2021 в части отказа в принятии архивных справок, возложении обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым учесть при определении размера пенсии архивные справки о его заработной плате , , , выданные МКУ «Муниципальный архив города Керчи» подлежат удовлетворению.

Из трудовой книжки ФИО4, архивной справки Муниципального казенного учреждения «Муниципальный архив города Керчи» от 26.07.2019 следует, что он с 18.08.1986 по 17.12.1986 работал в Производственном поисковом предприятии промысловой разведки и научно-исследовательского флота «Югрыбпоиск» на базе технического обслуживания в качестве слесаря-ремонтника 1 разряда, с 18.12.1986 по 03.01.1988 в качестве слесаря-электрика 4 разряда по ремонту электрооборудования базы технического обслуживания; с 04.01.1988 по 30.06.1991 в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, и с 29.01.1995 по 19.03.1995 в должности электрика на базе технического обслуживания.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Пунктом а) «Рабочие» Подраздела 10 «Прочие профессии металлообработки» Раздела XV «Металлообработка» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 предусмотрены «рабочие на установке главных двигателей, валопроводов и монтаже трубопроводов внутри отсеков судов».

Пунктом а) «Рабочие» Подраздела 3 «Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы» Раздела XIV «Металлообработка» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 предусмотрены «Рабочие, занятые на монтаже, демонтаже и ремонте силовых установок, механизмов и систем к ним, валопроводов и трубопроводов внутри отсеков судов» (код позиции 2150300а-1753б); «Слесари всех наименований и такелажники судовые, занятые на ремонте оборудования внутри отсеков судов и цистерн» (код позиции 2150300а-18451).

Поскольку вышеуказанными Списками предусмотрено право на досрочную страховую пенсию по старости для рабочих, занятых на ремонте оборудования внутри отсеков судов, а из записей в трудовой книжке ФИО4, архивных справок не представляется возможным сделать вывод, что истец, работая в должностях слесаря-ремонтника, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования базы технического обслуживания; электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрика был занят именно на работах внутри отсеков судов, оснований для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы в Производственном поисковом предприятии промысловой разведки и научно-исследовательского флота «Югрыбпоиск» на базе технического обслуживания с 18.08.1986 по 17.12.1986 в качестве слесаря-ремонтника 1 разряда, с 18.12.1986 по 03.01.1988 в качестве слесаря-электрика 4 разряда по ремонту электрооборудования базы технического обслуживания; с 04.01.1988 по 30.06.1991 в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, и с 29.01.1995 по 19.03.1995 в должности электрика на базе технического обслуживания, не имеется.

Доводы истца о наличии ссылок в Едином тарифно-квалификационным справочнике работ и профессий рабочих на то, что занимаемая истцом должность предусматривает наличие знаний о наименовании и расположении основных районов судна, а также что электроремонтная мастерская находилась под главной палубой плавучей мастерской не подтверждают того, что он, работая в вышеуказанных должностях, был занят именно на работах внутри отсеков судов. Каких-либо иных документов, подтверждающих указанные обстоятельства, в материалы дела представлено не было.

ФИО4 просит обязать ответчика включить в общий страховой стаж в двойном размере период прохождения военной службы с 28.06.1984 по 16.06.1986.

Из трудовой книжки ФИО4 и военного билета серии НУ выданного 28.06.1984 года следует, что он до прохождения действительной военной службы в рядах СА трудового стажа не имел.

Период прохождения воинской службы с 28.04.1984 по 22.04.1986 внесен в трудовую книжку на основании военного билета серии НУ , выданного 28.06.1984, при этом, в военном билете в дате увольнения в запас (демобилизации) 16 июня 1986 имеются исправления.

Согласно справке Военного комиссариата города Керчь и Ленинского района Республики Крым от 12.08.2021 ФИО4 согласно учетной карточке проходил действительную военную службу с 28.06.1984 года по 16.06.1986 года.

В соответствии с пунктом 27 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее - Правила № 1015), период прохождения военной службы подтверждается военным билетом, справкой военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения ФИО4 военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590, которыми не было предусмотрено исчисление службы по призыву в двойном размере.

Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», на который ссылается истец, принят 20.11.1990 то есть позднее, чем истец проходил службу.

Кроме того, изменения в ст. 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие исчисление военной службы по призыву в двойном размере, внесены Федеральным законом от 27.01.1995 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием 22 января 1993 года Закона РФ "О статусе военнослужащих".

В настоящее время назначение и выплата пенсий осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Как установлено статьями 11 и 12 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу частей 1 и 8 ст.13 ФЗ № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

Таким образом, в связи с отсутствием нормы (как на момент прохождения истцом службы, так и в настоящее время), предусматривающей включение периода службы по призыву в двойном размере, судебная коллегия пришла к выводу, что спорный период службы подлежит включению в стаж в календарном порядке.

Истец просит включить в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации при Керченском морском технологическом институте с 08.09.1997 по 20.09.1997.

Из материалов дела следует, что истец с 26.07.1996 по 25.06.2000 работал в должности электромеханика на «Евгений Поляков», указанный период согласно пенсионному делу учтен пенсионным органом в специальный стаж ФИО4

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации при Керченском морском технологическом институте с 08.09.1997 по 20.09.1997 подлежит учету в специальный стаж истца.

Требования истца о включении периодов нахождения в резерве, отгулах, очередных и учебных отпусках не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Указаниям Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет в льготный стаж засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах.

Кроме того, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.

К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).

К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

В стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда).

В справке судовладельца, уточняющей характер и периоды работы в составе экипажей судов, также указывается назначение судов и виды флота.

Таким образом, пенсионное законодательство предусматривает возможность учета в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса некоторых иных предусмотренных периодов при условии, что они непосредственно предшествовали или непосредственно следовали за такой работой.

Как следует из материалов дела, периоды нахождения в учебных отпусках с 20.11.1986г. по 23.11.1986г., с 16.03.1987г. по 30.03.1987г.; периоды нахождения в резерве и отгулах: с 01.07.1991г. по 08.07.1991г., с 08.08.1991г. по 02.04.1991г., с 26.02.1992 г. по 09.03.1992г., с 01.11.1993г. по 02.11.1993г., с 20.03.1995г. по 05.04.1995г., с 22.07.1996г., по 25.07.1996г., с 20.11.1997г. по 19.03.1998г., с 02.06.2000г. по 23.06.2000г., с 05.02.2002г. по 05.03.2002г., с 19.12.1994г., по 21.01.1995г., с 21.09.1997г. по 24.09.1995г.; периоды нахождения истца в ежегодных очередных отпусках: с 09.07.1991 г. по 06.08.1991г., с 08.09.1993г., по 05.10.1993г., с 25.09.1997г. по 22.10.1997г. непосредственно не предшествовали и непосредственно не следовали за работой, подлежащей учету в специальный стаж, кроме того, как следует из архивной справки и личной карточки работника, истец находился в резерве и отгулах без сохранения заработной платы.

Период работы в должности кочегара в котельной с 03.11.1993г. по 26.11.1993г. также не может быть зачтен в специальный стаж для назначения пенсии, поскольку истцом не подтвержден особый характер работы в указанной должности. Кроме того, запись в трудовой книжке о работе истца кочегаром в котельной с 03.11.1993 года по 26.11.1993 года отсутствует. Как следует из архивной справки от 26.07.2019 о стаже , имеется приказ от 03.11.1993 года о переводе истца на эту должность. Однако, согласно приказу от 01.11.1993 года истец с 01.11.1993 года по 01.12.1993 года находился в резерве без содержания.

Поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган у него не имелось необходимого специального стажа для назначения пенсии, исковые требования о возложении обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить досрочную страховую пенсию по старости не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 ноября 2021 года отменить, постановить новое решение.

Исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым от 04.05.2021 года в части не включения в страховой стаж истца периода прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 28.06.1984 г. по 16.06.1986 г., а также непринятия при расчете пенсии архивных справок о заработной плате истца , , , выданных МКУ «Муниципальный архив города Керчи» за период с января 1991г. по март 2002г.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО4 период прохождения им действительной военной службы в рядах Советской Армии с 28.06.1984 г. по 16.06.1986 г. в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым учесть при определении размера пенсии ФИО4 архивные справки о его заработной плате , , , выданные МКУ «Муниципальный архив города Керчи» за период с января 1991г. по март 2002г. с учетом того, что денежная единица исчисления заработной платы в период работы с января 1991 года по 31.03.1992 - рубли, с 01.04.1992 по 11.11.1992 - купоны, с 12.11.1992 по 01.09.1996 года - украинские карбованцы, с 02.09.1996 года по 31.03.2002 года - украинская гривна.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 отказать.

Председательствующий судья Н.Н. Заболотная

Судьи И.И. Мотина

И.А. Подлесная