Судья Забара Г.Я. | Дело№33-1747/2015 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь | 02.03.2015года |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Воробьевой С.А.,
судей Терентьевой Н.А., Яковлева С.В.,
при секретаре Кузьменко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе на решение Первомайского районного суда Республики Крым от 26.11.2014 года по делу №33-1747/2015) №2-468/2014 по заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе о признании решения незаконным и обязательстве выполнить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Воробьевой С.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением Первомайского районного суда Республики Крым от 26.11.2014 года заявление ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе о признании действий неправомерными и обязательстве совершить определенные действия удовлетворено. Признаны неправомерными действия Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе об отказе ФИО1 в перерасчете назначенной пенсии государственного служащего с учетом выплаченных сумм материальной помощи на оздоровление, материальной помощи для решения социально-бытовых нужд, индексации заработной платы, надбавки, компенсации за неиспользованный отпуск, а также иные надбавки, на которые начислены и с которых удержаны страховые взносы в Пенсионный фонд, согласно справок от ДД.ММ.ГГГГ № и № о составляющих заработной платы, которые подаются для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе». Обязано Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе осуществить ФИО1 перерасчет и выплату пенсии государственного служащего с ДД.ММ.ГГГГ с учетом всех выплаченных ей сумм, указанных в графе «другие выплаты», согласно справок от ДД.ММ.ГГГГ № и № о составляющих заработной платы, которые учитываются при исчислении пенсии и с которых уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд. В соответствии со ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда допущено к немедленному исполнению.
Не согласившись с указанным решением, Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Первомайского районного суда Республики Крым от 26.11.2014 года по делу №2-468/2014 и принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях истцу отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание 02.03.2015 года ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, предоставила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе в судебное заседание 02.03.2015 года не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе подлежит оставлению без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 обратилась в Первомайский районный суд Республики Крым с иском к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе о признании незаконным решения государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе, изложенного в письменном сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ года, об отказе ей в перерасчете пенсии по возрасту согласно Закона Украины «О государственной службе» на основании справок № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года с учетом сумм индексации заработной платы (доходов), надбавки к заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, материальной помощи на оздоровление и на социально-бытовые нужды; обязательстве Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе произвести ей расчет и выплату пенсии с учетом сумм индексации заработной платы (доходов), надбавки к заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, материальной помощи на оздоровление и на социально-бытовые нужды, с которых уплачены страховые взносы, с учетом фактически полученных сумм в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» на основании справок № от ДД.ММ.ГГГГ (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года) и № от ДД.ММ.ГГГГ (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) с даты возникновения права на перерасчет пенсии. Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года истец состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе и получает пенсию по возрасту. ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием необходимого стажа службы в органах местного самоуправления ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии согласно Закона Украины «О государственной службе». Однако, при расчете размера ее пенсии не были учтены иные виды выплат, на которые начислены и с которых удержаны страховые взносы в Пенсионный фонд, которые отражены в выданных по месту работы в Стахановском сельском совете АР Крым согласно справок Стахановского сельского совета АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о составляющих заработной платы (за последних 24 календарных месяца работы или за любых 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией), которые подаются для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», поскольку, согласно письменного сообщения Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе № от ДД.ММ.ГГГГ года, зачесть иные выплаты в расчет пенсии истца на основании указанных справок не представляется возможным, учитывая, что в соответствии со ст.33 Закона Украины «О государственной службе» иные выплаты: материальная помощь на оздоровление, материальная помощь на социально бытовые нужды, индексация зарплаты (доходов), надбавки к заработной плате и компенсация за неиспользованный отпуск не входят в состав заработной платы государственного служащего. Указанное решение Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе, по мнению истца, является незаконным, поскольку нарушает и ограничивает ее конституционные права.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что иное разрешение спора повлечет нарушение прав заявителя и она будет лишена права на справедливое социальное обеспечение по возрасту, поскольку получаемые застрахованным лицом суммы выплат, из которых были фактически начислены и уплачены страховые взносы или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, учитываются в заработке (доходе) застрахованного лица для исчисления пенсия, независимо от того, входят ли они в структуру заработной платы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции об удовлетворении иска, исходя из следующего.
18.03.2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, согласно ст. 6 которого со дня принятия в Российскую Федерацию новых субъектов и создания в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации, в частности, в правовую систему Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Согласно ч.2 ст.23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с п.2 Постановления Государственного Совета Республики Крым «О независимости Крыма» от 17.03.2014 года №1745-6/14, со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым.
Согласно ст.2 Закона Республики Крым «О некоторых вопросах регулирования пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Крым» установлено, что на переходный период до 1 января 2015 года пенсионное обеспечение государственных служащих в Республике Крым, государственных гражданских служащих Республики Крым, а также лиц, замещавших государственные должности Республики Крым, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентировавшими пенсионное обеспечение государственных служащих по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года №1826-6/14 «О Пенсионном фонде Республики Крым» утверждено Временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым, в соответствии с которым Пенсионный фонд Республики Крым (далее – Пенсионный фонд) является органом исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.
Согласно пп.3 п.4 Временного положения о Пенсионном фонде Республики Крым, одной из основных задач Пенсионного фонда является обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования и выплаты пенсий, помощи на погребение, других выплат, которые согласно законодательству осуществляются за счет средств бюджета Пенсионного фонда и других источников.
В соответствии с п.8 вышеуказанного Временного положения Пенсионный фонд реализует свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные управления в городах, районах, районах г.Симферополя, которые создаются по решению Совета министров Республики Крым.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы законодательства Украины.
Согласно материалов дела, ФИО6 состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе и получает пенсию государственного служащего.
Стахановским сельским советом Первомайского района АР Крым предоставлены справка № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о составляющих заработной платы (за последние 24 календарных месяца работы или за любые 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией), которая подается для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О службе в органах местного самоуправления», в которые включены суммы индексации, материальной помощи на оздоровление, материальной помощи на социально-бытовые потребности, надбавки к заработной плате, согласно постановления Государственного совета Республики Крым от 18.04.2014 года №2055-6/14, компенсации за неиспользованный отпуск, указано, что на все выплаты, включенные в справки, начислены страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а с 01.01.2011 года - единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (л.д.12, 13).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе с заявлением о перерасчете пенсии, однако письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в расчете пенсии по справке о составляющих заработной платы (за последние 24 календарных месяца работы или за любые 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией), которая предоставляется для назначения пенсий согласно Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной Стахановским сельским советом Первомайского района АР Крым ДД.ММ.ГГГГ №, по справке о составляющих заработной платы (за последние 24 календарных месяца работы или за любые 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией), которая предоставляется для назначения пенсий согласно Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной Стахановским сельским советом Первомайского района АР Крым ДД.ММ.ГГГГ №, так как материальная помощь на оздоровление, материальная помощь на социально-бытовые нужды, индексация заработной платы, а также денежное вознаграждение, предусмотренное постановлением Кабинета Министров Украины от 24.02.2003 года №212 «Об утверждении Порядка выдачи денежного вознаграждения государственным служащим за добросовестный непрерывный труд в органах государственной власти, образцовое выполнение трудовых обязанностей» в заработную плату для исчисления пенсии по нормам Закона Украины «О государственной службе» не учитываются, поскольку данные выплаты не предусмотрены ст.33 указанного Закона. Также, нет оснований учитывать для исчисления пенсий государственным служащим надбавки, установленные в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 18.04.2014 года №2055-6/14, поскольку порядок их установления не соответствует тому, который предусмотрен Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 года №268 (л.д.17-18).
Согласно части 7 статьи 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» №2493-III от 07.06.2001 года пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, имеющих стаж службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.
Частью 1 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» №3723-XII от 16.12.1993 года, в редакции, действовавшей на момент обращения истца за перерасчетом пенсии, предусмотрено, что пенсия государственным служащим назначается в размере 80 процентов суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 года - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона Украины «О государственной службе» заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.
Частью 1 статьи 66 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» №1788-XII от 05.11.1991 года определено, что в заработок для исчисления пенсии включаются все виды оплаты труда (выплат, дохода), на которые в соответствии с Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка (выплат, дохода).
В соответствии со статьей 41 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» №1058-IV от 09.07.2003 года к заработной плате (доходу) для исчисления пенсии учитываются, в частности, суммы выплат (дохода), получаемых застрахованным лицом после вступления в силу настоящим Законом, с которых в соответствии с настоящим Законом были фактически начислены (исчислены) и уплачены страховые взносы в пределах установленной законодательством максимальной величины заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, а после вступления в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» - максимальной величины базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, определенной в соответствии с законом; суммы выплат (дохода), получаемых застрахованным лицом до вступления в силу настоящего Закона, в пределах сумм, на которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, начислялись взносы на государственное социальное страхование или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, а за периоды до введения ограничения максимального размера заработной платы (дохода), с которой уплачивались указанные взносы (сбор), - в пределах сумм, которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, включались в заработную плату, из которой исчислялась пенсия в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении», и не превышают 5,6 размера средней заработной платы в Украине на день получения указанных сумм. Для лиц, которые в период до введения ограничения максимального размера заработной платы (дохода), с которой уплачивались взносы на государственное социальное страхование или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, получали заработную плату (доход) по результатам работы, срок выполнения которой превышал календарный месяц, в заработную плату (доход) для исчисления пенсии учитываются суммы выплат (дохода), которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, включались в заработную плату, из которой исчислялась пенсия в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении», и не превышают 5, 6 размера средней заработной платы в Украине в расчете на каждый месяц выполнения работы.
С учетом приведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что получаемые застрахованным лицом суммы выплат, на которые были фактически начислены и из которых уплачены страховые взносы или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, учитываются в заработок (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, независимо от того, входят ли они в структуру заработной платы.
Учитывая все вышеизложенное в совокупности, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Также, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными и доводы апелляционной жалобы относительно неправомерного применения судом первой инстанции норм ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что на момент вынесения судом первой инстанции решения в Республике Крым заканчивался переходный период и была объявлена ликвидация Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе.
Правовая оценка, которую суд первой инстанции дал обстоятельствам дела, не противоречит требованиям материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы относительно их нарушения являются необоснованными.
Судебное решение является законным и обоснованным и не может быть отменено по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе.
Все вышеизложенное дает судебной коллегии основания для вывода о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327-327.2, пунктом 1 части 1 статьи 328, статьями 329, 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда Республики Крым от 26.11.2014 года по делу № 2-468/2014 – оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе – оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий <данные изъяты> С.А.Воробьёва
Судьи <данные изъяты> Н.А.Терентьева
<данные изъяты> С.В.Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>