Судья Гурина О.В. дело №33-969/2020
91RS0002-01-2019-000808-95 дело №2-2452/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Мотиной И.И. и Подлесной И.А.
при секретаре Лыфарь Л.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фельдмана Петра Бениаминовича на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 сентября 2019 года по гражданскому делу по иску Фельдмана Петра Бениаминовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, возложении обязанности зачесть в страховой стаж периоды обучения и работы, произвести выплату при достижении 80 лет, признании нарушений,
УСТАНОВИЛА:
Уточнив исковые требования, Фельдман Петр Бениаминович обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, возложении на ответчика обязанности зачесть в страховой стаж периоды с 01.09.1956 года по 27.02.1959 года, с 01.09.1961 года по 06.06.1966 года, с 01.01.2002 года по 11.11.2011 года; не производить различные удержания; в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона № 400-ФЗ производить выплату в размере 100% фиксированной выплаты, полагающуюся при достижении истцом 80 лет; истец также просил признать нарушения в расчетах пенсии по определению стажевого коэффициента, величины расчетного пенсионного капитала, по расчету пенсионного капитала с 01.01.2002 года по 11.11.2011 года, по определению величины индивидуального пенсионного коэффициента, по сумме валоризации за советский период.
Исковые требования мотивированы тем, что размер пенсии истца по старости до 01.01.2015 года составлял 37697 руб. 37 коп.
После пересчета пенсии по состоянию на 01.01.2015 года были допущены грубые нарушения в расчетах пенсии, и ее размер необоснованно определен в сумме 12523 руб.82 коп.
Отказ в перерасчете пенсии, указанный в ответах органа пенсионного обеспечения ПФ № и №к на заявления истца от 07.06.2018 года и от 21.08.2018 года, является незаконным и нарушает пенсионные права истца.
2
Стаж истца на 01.01.1991 года по расчетам ответчика составляет 26 лет 9 месяцев 9 дней, фактически данный стаж составляет 34 года.
Ответчиком включено в стаж 37 лет 6 дней, в то время как трудовой стаж истца составляет 53 года 5 месяцев.
Допущены также следующие нарушения: в расчет страхового стажа не засчитаны годы учебы с 01.09.1956 года по 27.02.1959 года и с 01.09.1961 года по 06.06.1966 года; неправильно определен стажевый коэффициент; отсутствует расчет пенсионного капитала за 2002-2011г.г.; при определении величины расчетного пенсионного капитала ожидаемый период выплаты трудовой по старости неправильно определен в 228 месяцев, что повлияло на правильность определения индивидуального пенсионного коэффициента; неправильно рассчитана валоризация за советский период работы; полностью отсутствует расчет пенсионного капитала с 01.01.2002 года по 11.11.2011 года; при достижении истцом 80 лет ему не произведена выплата в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Фельдман Петр Бениаминович ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда первой инстанции явились стороны и представитель истца.
Истец и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы и дали пояснения, аналогичные пояснениям указанные истцом в устных и письменных пояснениях в суде первой инстанции.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав стороны и представителя истица, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
3
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащими применению нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что Фельдман П.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по возрасту.
По состоянию на 31.12.2014 года размер пенсии истца согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года №192 составил 37 697,37 руб.
С 01.01.2015 года на основании правовых норм Российской Федерации был произведен перерасчет пенсии Фельдмана П.Б.
По результатам перерасчета Фельдману П.В. с 01.01.2015 года установлена пенсия в размере 12 523,82 руб., в том числе: 3935,00 руб. - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленный ст. 16 Федерального закона №400-ФЗ; 8588,82 руб. - размер страховой пенсии по п.3 ст.30 Федерального закона №173-Ф3, исходя из стажевого коэффициента за периоды трудовой деятельности до 01.01.2002 года (37 лет 6 месяцев 9 дней) 0,67 (суммарный стаж составляет 53 года 5 месяцев 6 дней, в том числе периоды: с 01.09.1956 по 27.02.1959; с 01.09.1961 года по 06.06.1966 года; с 01.01.2002 года по 11.11.2011 года); отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячному заработку по стране, рассчитанному за период с января 2000 года по декабрь 2001 год, который составил 4,236 (но не свыше 1,2); среднемесячного заработка в РФ за период с 01.07.2001 года по 30.09.2001 года (1671 руб.), суммы валоризации за периоды работы до 1991 года - 26 лет 9 месяцев 11 дней; взносов, сгенерированных для Крыма, исчисленных согласно Федерального закона №208-ФЗ за период работы после 01.01.2002 года - 8 лет 7 месяцев 24 дней (402672,53 руб.).
С 01.01.2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости был определен с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости 8588,82 руб.; 64,10 руб. стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015 года; 133,991 величина индивидуального пенсионного коэффициента на 01.01.2015 года; средней заработной платы по РФ на 01.01.2015 года.
4
В связи с индексацией размера страховой пенсии и фиксированной выплаты с 01 февраля ежегодно согласно п.10 ФЗ №400-ФЗ) размер пенсии истца с учетом индексации определен в сумме 13951,89 руб., в том числе:4383,59 руб. - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; 9568.30 руб. - размер страховой пенсии.
Размер пенсии истца с 01.02.2016 года с учетом индексации составил 14510,44 руб., в том числе 4558.93 руб. - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии старости, 9951,51 руб. - размер страховой пенсии.
Размер пенсии с 01.02.2017 года с учетом индексации составил 15293,93 руб., в том числе 4805,11 руб. - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, 10488,82 руб.- размер страховой пенсии.
Размер пенсии с 01.04.2017 с учетом индексации составил 15334,12 руб., в том числе 4805.11 руб. - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, 10529,01руб. - размер страховой пенсии.
Размер пенсии с 01.01.2018 с учетом индексации составил 15901,83 руб., том числе 4982.90 руб. - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии то старости, 10918.93 руб. - размер страховой пенсии.
В связи с повышением на основании п.1 ст.17 ФЗ №400-ФЗ лицам, достигшим возраста 80 лет, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, размер пенсии истца по старости определен в сумме 20884,73 руб., в том числе 4982,90 руб. - обший размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, 4982.90 руб. - повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по достижению 80 лет, 10918,93 руб. - размер страховой пенсии.
С 01.01.2019 года после индексации размер пенсии истца составил 22357,75 руб.
07.06.2018 года и 21.08.2018 года истец обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлениями о перерасчете пенсии по старости, приведя доводы, указанные в исковом заявлениями.
В письменных ответах органа пенсионного обеспечения ПФ № и №к отказано в перерасчете страховой пенсии по старости.
Истцу сообщено, что поскольку размер его пенсии, согласно Российскому законодательству на 01.01.2015 года (12523,82 руб.), на 01.02.2015 года (13951,89 руб.), на 01.02.2016 года (14510,44 руб.), на 01,02.2017 года (15293,93 руб.), на 01.04.2017 года (15334.12 руб.), на 01.01.2018 года (15901,83 руб.), на 26.07.2018 года (20884,73 руб.) ниже, чем размер пенсии, исчисленный по нормам Украинского законодательства с учетом Указа № 192 и выплаченный в декабре 2014 года (37697,37 руб.), то пенсия с января 2015 года выплачивается в сохраненном, более высоком размере (37697,37 руб.).
По информации ответчика для исчисления размера страховой пенсии применен страховой стаж до 01.01.2002 года 37 лет 6 месяцев 9 дней, в том
5
числе: с 09.04.1959 по 28.08.1961, с 17.06.1966 по 30.11.1968, с 27.12.1968 по
09.01.1970, с 10.01.1970 по 20.08.1970, с 19.09,1970 по 30.12.1994. с 03.04.1995 по 3,1,12.2001 года; суммарный стаж истца составил 53 года 5 месяцев 5 дней, в том числе период обучения с 01.09.1956 года по 27.02.1959 года, с 01.09.1961 года по 06.06.1966 года (стаж учтен по 11.11.2011); согласно материалам выплатного дела стаж учтен в полном объеме; в случае проведения расчета по п.4 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ (с учетом периода обучения) размер пенсии с применением установленных формул расчета будет составлять меньшую сумму, в связи с чем наиболее выгоден для пенсионера расчет пенсии по п.3 ст.30 ФЗ.
Пенсия выплачивается Фельдману П.Б. в сохраненном размере 37697,37 руб., исчисленном по нормам Украинского законодательства.
Согласно расчету от 13 февраля 2020 года, представленному ответчиком суду апелляционной инстанции, расчет страховой пенсии по старости был произведен истцу с учетом положений ст.ст.14,15 Закона №400-ФЗ и ст.5 Закона №208-ФЗ.
Как указано в расчете, в соответствии со ст.30 Закона № 173-ФЗ все пенсионные права граждан, приобретенные до 01.01.2002 года, преобразуются в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК1=(РП - 450,00 руб.) х Т, где ПК 1 - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии; (исчисленный в соответствии со ст.30 Закона № 173-ФЗ; 450,00 руб. - размер базовой трудовой пенсии по старости, который установлен законодательством Российской Федерации по состоянию на 01.01.2002 года; Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.1 ст.14 и п.1 ст.32 настоящего Федерального закона).?
Согласно п.3 ст.30 Закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется по формуле: РП=СК х ЗР / ЗП X СЗП. Где СК - стажевый коэффициент, который составляет 0,55 и увеличивается на 0,01 (сверх требуемых 25 лет, но не более 0,20),за каждый полный год общего трудового стажа, суммарная продолжительность которого определена в данной статье Закона № 173-ФЗ;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования или любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности;
ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за период, за который учитывается зарплата. При этом отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не более 1,2 (п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ):
СЗП — среднемесячная зарплата в Российской Федерации за период с
6
01.07.2001 по 30.09.2001 для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством России — 1671,00 руб.
В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Как установлено ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту
7
жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В силу ст.3 вышеуказанного Федерального закона размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается.
Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством.
П.1 Указа Президента РФ от 31.03.2014 N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" определено установить гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии ежемесячную выплату (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 г. - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 г. - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 г. - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 г. - в размере 100 процентов от назначенной пенсии.
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации,
8
проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу ст.5 Федерального закона №208-ФЗ гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, не индексируется.
Как установлено ст.36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
9
Согласно ст.3 ФЗ №173-ФЗ страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности; страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; расчетный пенсионный капитал определяется как учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии; ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости определяется как показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии со ст.29.1 Федерального закона №173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Согласно п.1 ст.30 Федерального закона №173-Ф3 в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Как предусмотрено п.1 ст.14 Федерального закона №173-Ф3, количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости,
10
применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляет 19 лет (228 месяцев) (Т).
В силу п.21 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Статья 30.1 Федерального закона №173-Ф3 предусматривает, что величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона №400-ФЗ в редакции, действовавшей на 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Ст.11 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст.12 Закона №400-ФЗ период обучения в периоды, засчитываемые в страховой стаж, не входит.
Размеры страховых пенсий по старости согласно ст.15 ФЗ №400-ФЗ определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный
11
пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, также определяется по специальной формуле.
Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно увеличивается и устанавливается на 1 февраля - исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
В соответствии со ст.16 ФЗ №400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Как установлено ч.1 ст.17 вышеуказанного закона, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в
12
сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Судом первой инстанции проанализированы доводы и возражения сторон, представленные документы, материалы пенсионного дела и обоснованно указано, что оценка пенсионных прав истца произведена согласно п.3 ст.30 Федерального закона №173-Ф3 как по наиболее выгодному варианту.
13
Как правильно указал суд первой инстанции, размер страховой пенсии истца рассчитан с учетом общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 года (37 лет 6 месяцев 9 дней) без учета периодов обучения, поскольку п.3 ст.30 Федерального закона №173-Ф3 не предусматривает включение в общий трудовой стаж периодов обучения.
В отношении установленного стажевого коэффициента 0,67 суд правильно исходил из того, что в силу п.3 ст.30 Федерального закона №173-Ф3 стажевый коэффициент для застрахованных лиц, из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; соответственно, стажевый коэффициент за страховой стаж до 01.01.2002 года составляет 0,67.
В части расчета отношения среднемесячного заработка суд первой инстанции правомерно исходил из положений п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ, согласно которым для исчисления отношения среднемесячного заработка учитывается ЗП - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, и ЗП - среднемесячная заработная Российской Федерации за тот же период; при этом, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Как правильно установлено судом первой инстанции, расчетный размер трудовой пенсии Фельдмана П.Б. составил 1343,48 руб. ( 0,67 х 1,2 х 1671,00 руб.).
С учетом положений п.4 ст.5 Федерального закона №208-ФЗ, п.1 ст.14, п.3 ст.30 Федерального закона №173-Ф3 пенсионный капитал, определенный на 01.01.2002 года, составил 203713,44 руб.; процент валоризации составил 36%; сумма валоризации составляет 73336,84 203713,44x0,36); суммы страховых взносов за периоды работы истца с 01.01.2002 года по 25.04.2003 года, с 01.07.2003 года по 20.04.2006 года, с 03.05.2007 года по 11.11.2011 года определены правильно.
Представленный ответчиком расчет индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ.
В части установлению истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, достигшему возраста 80 лет, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для выплаты истцу пенсии в сохраненном размере с увеличением на повышенную фиксированную выплату, - поскольку пенсия,
14
рассчитанная истцу по нормам Российской Федерации с учетом повышенной фиксированной выплаты, по размеру меньше, чем сохраненная пенсия по старости.
В части неправильного применения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии судебная коллегия обращает внимание на то, что согласно ст.30 Закона №173-ФЗ расчетный пенсионный капитал истца определяется по специальной формуле, в которую входит величина Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п.1 ст.14 и п.1 ст.32 Федерального закона №173-ФЗ.
Данные правовые нормы не предусматривают уменьшения величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии лицам, приобретшим пенсионные права по законодательству Украины.
Положения п.21 ст.14 Закона №173-ФЗ применяются при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, однако назначение истцу пенсии по старости в 2015 году не может рассматриваться как назначение пенсии впервые.
Проанализировав правовые положения, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия считает, что ответчиком произведены правильные расчеты пенсии истца по старости; данные расчеты с учетом дополнительных расчетов ответчика от 13.02.2019 года сделаны на основании законодательства РФ с применением программно-технического комплекса и сомнения не вызывают, в связи с чем сравнительный расчет пенсии, сравнительная таблица исполнения законов РФ и расчеты истца, представленные им в суде первой и апелляционной инстанции, и доводы истца о нарушениях, допущенных при расчете пенсии по старости, - не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного следует согласиться с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований о нарушении пенсионных прав истца.
Поскольку судом первой инстанции дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда соответствуют нормативным требованиям, судебная коллегия не усматривает правовых оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы в указанной части.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фельдмана Петра Бениаминовича без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: