НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 01.07.2021 № 33-6243/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-6243/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Долгополов А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи И.И. Мотиной

судей И.А. Подлесной, Т.С. Готовкиной

при секретаре О.В. Никифорове

рассмотрела 01 июля 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белозеровой Клавдии Дмитриевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения, о внесении изменений в исполнительные документы, о возложении обязанности по назначению надбавки к пенсии, о взыскании сумм с учетом индексации,

по апелляционной жалобе Белозеровой Клавдии Дмитриевны на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Истец Белозерова К.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконными действий ответчика. С учетом уточнений исковых требований Белозерова К.Д. просила суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в невыплате к пенсии надбавки в размере 30%, предусмотренной Законом Украины №2195-IV от 18.11.2004 года «О социальной защите детей войны», также просила о перерасчете пенсии с учетом 30% надбавки, о внесении изменений в исполнительные листы , , заменив должника УПФ в Киевском районе г. Симферополя на УПФР г. Симферополя в Республике Крым в связи с правопреемством, о взыскании суммы недоплаченной надбавки к пенсии с 2008 года по 2020 год.

В обоснование требований указала, что она с 1993 года является получателем пенсии по возрасту. Кроме того, по законодательству Украины ей была назначена мера социальной поддержки как ребенку войны надбавка к пенсии в размере 30%. Однако при перерасчете пенсии по российскому законодательству ответчик не выплачивает указанную меру социальной поддержки, ссылаясь на отсутствие российском законодательстве такого статуса. Полагая указанные действия ответчика незаконными, истец обратился с настоящим иском в суд.

Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 января 2021 года в удовлетворении исковых требований Белозеровой К.Д. отказано.

Не согласившись с указанным ращением суда, Белозерова К.Д. подала апелляционную жалобу, в которой она ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым иск удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Белозерова К.Д. настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив апелляционную жалобу в порядке ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 11 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.

При изменении порядка и условий реализации льгот, представлявшихся указанным категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, представлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает порядок реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2, части 3 статьи 3 Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, размеры пенсий, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что истец является получателем пенсии по возрасту с 30.09.1993 года в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 01.01.2015 года.

Согласно распоряжению о перерасчете пенсии с 01.12.2013 года, имеющемуся в выплатном деле Белозеровой К.Д., указано, что в состав расчета пенсии, вошла, в том числе, надбавка как лицу, имеющему статус «Дети войны» в размере 66,43 грн., общий размер пенсии на указанную дату составил 1225,23 грн.

Размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составила 9311,75 рублей.

С 01.01.2015 года пенсионное дело Белозеровой К.Д. в порядке Федерального закона от 21.07.2014г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» было поставлено на учет в УПФР г. Симферополя, пенсия истца была пересчитана в соответствии с законодательством Российской Федерации и на 01.01.2015 года составила 11699,05 рублей, с последующей индексацией на 01.01.2018 года размер пенсии составил 14853,29 рублей.

При расчете пенсии пенсионным органом был учтен общий трудовой стаж до 01.01.2002 - 38 лет 00 месяцев 02 дня, пенсионные баллы за нестраховые периоды - 8,1, средний заработок 351,82 (1,12) исчисленного за период с января 1987 по декабрь 1991 (по наиболее выгодному варианту), периоды ухода за детьми с 13.05.1960 по 13.11.1961, с 26.03.1972 по 26.09.1973. При этом суммарный стаж истца составил 41 год 01 месяц 03 дня.

Федеральным законодательством не предусмотрено предоставление льгот гражданам только на основании того факта, что их детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Для целей статистического наблюдения под детьми войны понимаются граждане РФ, родившиеся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, постоянно проживавшие на территории СССР в годы Великой Отечественной войны, которым оказывается социальная поддержка в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 8 Указаний, утв. Приказом Росстата от 27.09.2019 N 568).

Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" предусмотрены меры социальной поддержки для граждан из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет.

Предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки граждан являются расходными обязательствами Республики Крым.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в денежном выражении, выплачиваются путем перечисления денежных средств по выбору заявителя на его личный счет, открытый в кредитной организации, или через организации почтовой связи.

Согласно Закону Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" меры социальной поддержки предоставляются гражданам органами труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым.

На пенсионный орган Республики Крым не возложена обязанность по предоставлению мер социальной поддержки гражданам из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет.

В судебном заседании Белозерова К.Д. пояснила, что она не обращалась за предоставлением мер социальной поддержки в органы труда и социальной защиты населения по месту жительства в Республике Крым.

Учитывая вышеуказанные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав истца со стороны УПФР в г. Симферополе.

Так же суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований, поскольку ответчик не является правопреемником органа, осуществляющим до 01.01.2015 года назначение и выплату пенсии Белозёровой К.Д..

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального Конституционного Закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым с 18.03.2014 года принята в состав Российской Федерации и является её новым субъектом.

Части 3, 6, 7 статьи 11 Федеральный Закона № 6-ФКЗ предусматривают, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий, в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Одновременно, Федеральный закон от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1). При перерасчёте размера пенсии право на пенсию не пересматривается (пункт 2). Перерасчёт размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (пункт 3). Если при перерасчёте размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе, с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя», пенсия выплачивается в сохранённом, более высоком размере. В этом случае сохранённый размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчёту в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пункт 6 статьи 3 Федерального закона № 208-ФЗ устанавливает, что при обращении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсий на 31 декабря 2014 года, за перерасчётом размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат в связи с имевшими место по 31 декабря 2014 года включительно обстоятельствами, влекущими изменение размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, соответствующий перерасчет осуществляется с 1 января 2015 года. При этом заявление о перерасчёте размера пенсии и (или) иной устанавливаемой к пенсии выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.

До 01.04.2014 года пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществлялось органами Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым в соответствии с законодательством Украины.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма» было предусмотрено прекращение деятельности государственных органов Украины, расположенных на территории Республики Крым.

В переходный период интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую и правовую систему Российской Федерации, уполномоченными органами, осуществлявшими функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий являлись органы исполнительной власти Республики Крым - Пенсионный фонд Республики Крым и его территориальные органы, в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 31.12.2014 года.

Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 года № 1563-р и № 1562-р были утверждены ликвидационные балансы и отменена регистрация Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных органов.

Полномочия по выполнению функций пенсионного обеспечения граждан по старости, действующим законодательством с 01.01.2015 года возложены на Федеральный орган - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в том числе Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе и районе, городах и районах Республики Крым. Финансирование средств на выплату пенсий, осуществляется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Правопреемственности территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательствам Пенсионного фонда Республики Крым за период, законодательно определенный как период интеграции новых субъектов Российской Федерации в правовую, социальную и иные системы, предусмотрено не было.

Юридические последствия ликвидации юридического лица определены Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Поскольку с 01.01.2015 года на территории Республики Крым применяется законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также учитывая то, что Пенсионный Фонд Российской Федерации не является правопреемником органов Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым и Пенсионного фонда Республики Крым, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ ответчика в перерасчете пенсии Белозеровой К.Д. с 2004 года до 2015 года является обоснованным. Доказательств нарушения ответчиком законных прав и интересов Белозеровой К.Д. в суд не представлено.

Доводы апелляционной жалобы являются правовой позицией истца, изложенной в суде первой инстанции, которая основана на неверном толковании норм действующего законодательства, не содержат какой-либо дополнительной аргументации, сводятся к несогласию с выводами суда об обстоятельствах данного дела. Между тем, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белозеровой Клавдии Дмитриевны, оставить без удовлетворения.

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи И.А. Подлесная

Т.С. Готовкина