НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 01.04.2019 № 33А-2458/19

Судья Глухова И.С. Дело № 33а-2458/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 апреля 2019 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А.В.,

при секретаре Журавской Т.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора города Феодосии, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо – Феодосийский городской совет Республики Крым о признании бездействия незаконным, о возложении обязанностей принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, по апелляционным жалобам Администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципального казенного учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 4 декабря 2018 г., которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Феодосии в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии по исполнению полномочий и обязанностей, предусмотренных п.п. 3, 8, 28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 марта 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 24 Федерального закона от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст.2,3,7,8,9,10,11,15,17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; обязать Администрацию города Феодосии и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

- назначить лиц ответственных за эксплуатацию технических сооружений, определить персонал по техническому и технологическому надзору на которых утвердить должностные функции, организовать проведение аттестации, специальное обучение по вопросам безопасности ГТС при их эксплуатации и содержанию в исправном состоянии;

- внести в реестр казны муниципального имущества и зарегистрировать право собственности на муниципальное имущество в виде гидротехнических сооружений: 1) берегоукрепительные сооружения на набережной Феодосии, в т.ч. Буны № 1,2,3,4,5,6 (г. Феодосия, р-н пляжа «Камешки»; 2) берегоукрепительные сооружения набережной Десантников (г. Феодосия, набережная Десантников); 3) берегоукрепительные сооружения пансионата «Феодосия» (г. Феодосия, пр. Айвазовского); 4) берегоукрепительные сооружения пгт. Приморский; 5) Аварийное берегоукрепление набережной (пгт. Орджоникидзе, ул. Набережная); 6) гидротехнические сооружения пруда № 58-р (с. Насыпное, балка «Чобан-Чокрак»); 7) гидротехнические сооружения пруда № 12-р (с. Насыпное, балка «Чобан-Чокрак»); 8) гидротехнические сооружения пруда «Хуторский» № 16-р (с. Насыпное, хутор «Южный»); 9) гидротехнические сооружения пруда № 24-р (северо- западнее села Ближнее); 10) гидротехнические сооружения пруда «Брынцевский» № 25-р (пгт. Щебетовка); 11) гидротехнические сооружения пруда «Генеральский» № 26-р (пгт. Щебетовка); 12) гидротехнические сооружения пруда «Штаны» № 27-р (пгт. Щебетовка); 13) гидротехнические сооружения пруда «Арматлук» № 28-р (пгт. Щебетовка); 14) гидротехнические сооружения пруда «Козловский» № 33-р (пгт. Щебетовка); 15) гидротехнические сооружения пруда «Шпалерный» № 35-р (пгт. Щебетовка); 16) гидротехнические сооружения пруда «Петровкий» № 36-р (пгт. Щебетовка); 17) гидротехнические сооружения пруда «Беш-Таш» № 61-р (пгт. Щебетовка); 18) водоем 24 п. Щебетовка на Лисью бухту (пгт. Курортное, р-н Лисья бухта); 19) водоем 25 п. Щебетовка на Лисью бухту (пгт. Курортное, р-н Лисья бухта); 20) водоем 41 отд. 4 бр.12 «Ушленский» (пгт. Щебетовка, р-н ул. Дружба); 21) водоем 7 бр. 6 «Врублевский» (пгт. Щебетовка); 22) водоем 7 бр. 11хрущ (пгт. Щебетовка); 23) причал (р-н спасательной станции, пгт. Коктебель, ул. Десантников, 28;

- провести преддекларационное обследование 36 ГТС (согласно списка), принять меры по разработке на них деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- провести экспертные заключения на декларации безопасности гидротехнических сооружений на 36 ГТС (согласно списка);

- получить заключения ГУ МЧС по Республике Крым о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности на 36 ГТС (согласно списка);

- получить разрешения на эксплуатацию 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- произвести Расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- оформить договора страхования, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС на 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- предоставить сведения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о 6 гидротехнических сооружениях: водоемов - № 24п Щебетовка (на Лисью бухту, пгт. Курортное), № 25п Щебетовка (на Лисью бухту, пгт.Курортное), №41, отд.4 бр.12 «Ушленский» (пгт. Щебетовка, р-н ул. Дружба), № 7 бр.6 «Врублевский» (пгт. Щебетовка, р- н 2-го тракторного стана), № 7 бр. 11 хрущ (пгт. Щебетовка), о причале (р-н спасательной станции (пгт. Коктебель, ул. Десантников, 26), необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений;

- провести обследование (инвентаризацию) и принять решение о взятии на учет ГТС в виде водных объектов, оборудованных ГТС, которые значатся в Инвентаризационной ведомости прудов по муниципальному образования городской округ Феодосия Республики Крым 2015 г., составленной «Кировским филиалом ГБУ РК «КУВХиМ», а именно:

- МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 5 прудов (Зр, 4р, 5р, 45р, 62р);

- МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 7 прудов (29р, 30р, 31р, 32р, 34р, 35р, 63р);

- МКУ «Насыпновская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 24 прудов ( 6р, 7р, 8р, 9р, 10р, 11р, 13р, 14р, 15р, 17р, 18р, 19р, 20р, 21р, 22р, 23р, 46р, 47р, 49р, 50р, 54р, 55р, 56р, 57р);

- МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» -1 пруд (59р);

- определить инвентарные номера 5 водоемов, которые указаны в Списке ГТС без соответствующего учета, расположенных на территории МКУ «Щебетовская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»;

- установить правообладателей 3 бесхозяйных объектов ГТС указанных в Списке ГТС: пруд русловой (в районе с. Степное); плотина, бетонный водослив (пгт. Орджоникидзе, район пансионата «Донбасс»); берегоукрепительные сооружения реки Байбуга (г.Феодосия);

- вести контроль и визуальное наблюдение за гидротехническими сооружениями.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Феодосии при проведении проверк, установлено, что Администрацией города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департаментом архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» не принимаются меры направленные на обеспечение безопасности 36 гидротехнических сооружений, являющихся муниципальной собственностью, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; не проводится комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, не принимаются меры по выявлению и постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных в муниципальном образовании городской округ Феодосия, в связи с чем, нарушаются права граждан, проживающих в муниципальном образовании городской округ Феодосия, а также неопределенного круга лиц, которые временно находятся на этой территории. Такое бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 4 декабря 2018 г. административное исковое заявление Прокурора города Феодосии удовлетворено. Признано незаконным бездействие Администрации города Феодосии по исполнению полномочий и обязанностей, предусмотренных п.п. 3, 8, 28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 марта 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 24 Федерального закона от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст.2,3,7,8,9,10,11,15,17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». На Администрацию города Феодосии и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» возложена обязанность принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

- назначить лиц ответственных за эксплуатацию технических сооружений, определить персонал по техническому и технологическому надзору на которых утвердить должностные функции, организовать проведение аттестации, специальное обучение по вопросам безопасности ГТС при их эксплуатации и содержанию в исправном состоянии;

- внести в реестр казны муниципального имущества и зарегистрировать право собственности на муниципальное имущество в виде гидротехнических сооружений: 1) берегоукрепительные сооружения на набережной Феодосии, в т.ч. Буны № 1,2,3,4,5,6 (г. Феодосия, р-н пляжа «Камешки»; 2) берегоукрепительные сооружения набережной Десантников (г. Феодосия, набережная Десантников); 3) берегоукрепительные сооружения пансионата «Феодосия» (г. Феодосия, пр. Айвазовского); 4) берегоукрепительные сооружения пгт. Приморский; 5) Аварийное берегоукрепление набережной (пгт. Орджоникидзе, ул. Набережная); 6) гидротехнические сооружения пруда № 58-р (с. Насыпное, балка «Чобан-Чокрак»); 7) гидротехнические сооружения пруда № 12-р (с. Насыпное, балка «Чобан-Чокрак»); 8) гидротехнические сооружения пруда «Хуторский» № 16-р (с. Насыпное, хутор «Южный»); 9) гидротехнические сооружения пруда № 24-р (северо- западнее села Ближнее); 10) гидротехнические сооружения пруда «Брынцевский» № 25-р (пгт. Щебетовка); 11) гидротехнические сооружения пруда «Генеральский» № 26-р (пгт. Щебетовка); 12) гидротехнические сооружения пруда «Штаны» № 27-р (пгт. Щебетовка); 13) гидротехнические сооружения пруда «Арматлук» № 28-р (пгт. Щебетовка); 14) гидротехнические сооружения пруда «Козловский» № 33-р (пгт. Щебетовка); 15) гидротехнические сооружения пруда «Шпалерный» № 35-р (пгт. Щебетовка); 16) гидротехнические сооружения пруда «Петровкий» № 36-р (пгт. Щебетовка); 17) гидротехнические сооружения пруда «Беш-Таш» № 61-р (пгт. Щебетовка); 18) водоем 24 п. Щебетовка на Лисью бухту (пгт. Курортное, р-н Лисья бухта); 19) водоем 25 п. Щебетовка на Лисью бухту (пгт. Курортное, р-н Лисья бухта); 20) водоем 41 отд. 4 бр.12 «Ушленский» (пгт. Щебетовка, р-н ул. Дружба); 21) водоем 7 бр. 6 «Врублевский» (пгт. Щебетовка); 22) водоем 7 бр. 11хрущ (пгт. Щебетовка); 23) причал (р-н спасательной станции, пгт. Коктебель, ул. Десантников, 28;

- провести преддекларационное обследование 36 ГТС (согласно списка), принять меры по разработке на них деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- провести экспертные заключения на декларации безопасности гидротехнических сооружений на 36 ГТС (согласно списка);

- получить заключения ГУ МЧС по Республике Крым о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности на 36 ГТС (согласно списка);

- получить разрешения на эксплуатацию 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- произвести Расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- оформить договора страхования, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС на 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- предоставить сведения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о 6 гидротехнических сооружениях: водоемов - № 24п Щебетовка (на Лисью бухту, пгт. Курортное), № 25п Щебетовка (на Лисью бухту, пгт.Курортное), №41, отд.4 бр.12 «Ушленский» (пгт. Щебетовка, р-н ул. Дружба), № 7 бр.6 «Врублевский» (пгт. Щебетовка, р- н 2-го тракторного стана), № 7 бр. 11 хрущ (пгт. Щебетовка), о причале (р-н спасательной станции (пгт. Коктебель, ул. Десантников, 26), необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений;

- провести обследование (инвентаризацию) и принять решение о взятии на учет ГТС в виде водных объектов, оборудованных ГТС, которые значатся в Инвентаризационной ведомости прудов по муниципальному образования городской округ Феодосия Республики Крым 2015 г., составленной «Кировским филиалом ГБУ РК «КУВХиМ», а именно:

- МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 5 прудов (Зр, 4р, 5р, 45р, 62р);

- МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 7 прудов (29р, 30р, 31р, 32р, 34р, 35р, 63р);

- МКУ «Насыпновская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 24 прудов ( 6р, 7р, 8р, 9р, 10р, 11р, 13р, 14р, 15р, 17р, 18р, 19р, 20р, 21р, 22р, 23р, 46р, 47р, 49р, 50р, 54р, 55р, 56р, 57р);

- МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» -1 пруд (59р);

- определить инвентарные номера 5 водоемов, которые указаны в Списке ГТС без соответствующего учета, расположенных на территории МКУ «Щебетовская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»;

- установить правообладателей 3 бесхозяйных объектов ГТС указанных в Списке ГТС: пруд русловой (в районе с. Степное); плотина, бетонный водослив (пгт. Орджоникидзе, район пансионата «Донбасс»); берегоукрепительные сооружения реки Байбуга (г.Феодосия);

- вести контроль и визуальное наблюдение за гидротехническими сооружениями.

Не согласившись с указанным решением, Администрация города Феодосии Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что Администрацией принимаются меры в сфере организации работы по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Была создана инвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации гидротехнических сооружений на основании распоряжения Администрации города Феодосии Республики Крым от 17 мая 2017 г. №169-р. В настоящее время комиссией проведена инвентаризация гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Результаты инвентаризации оформлены инвентаризационными актами и перечнем гидротехнических сооружений. Также были выявлены правообладатели гидротехнических сооружений, составлен общий перечень бесхозяйных объектов. Для определения правообладателей выявленных бесхозяйных гидротехнических сооружений и осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации, мероприятий по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, были подготовлены и направлены запросы в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и иные компетентные органы. Полагают, что исковые требования являются преждевременными, безосновательными, поскольку бюджет муниципального образования сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств, а для решения разрешения различного рода вопросов Администрации необходимы значительные бюджетные ассигнования, которые должны быть заложены заблаговременно.

Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» в поданной апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что в нарушение статьи 47 КАС РФ не были привлечены к участию в деле лица, чьи права и законные интересы затрагивает данное решение, в том числе Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, филиал в г. Феодосия ГУП РК «КрымБТИ», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Насыпновская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым». Ссылаются на то, что статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа не отнесены вопросы в части гидротехнических сооружений, а также статьей 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым Администрация городского округа Феодосия Республики Крым не наделена полномочиями по решению вопросов местного значения в части гидротехнических сооружений.

В судебном заседании Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципального казенного учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», Феодосийского городского совета Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, 26 мая 2015 г. Прокурором города Феодосии в адрес Главы Администрации города Феодосии Республики Крым внесено представление №7-01-2015 об устранении нарушений требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений, согласно которому в ходе проверки установлены нарушения Администрацией города Феодосии Республики Крым требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Рассмотрев указанное представление, Администрацией города Феодосии Республики Крым направлен ответ от 9 октября 2015 г. №02-40-10490, согласно которому в бюджете города отсутствуют средства на проведение технической инвентаризации, оформление технической документации, оценку, преддекларированное обследование, государственную экспертизу декларации безопасности сооружений, оформление деклараций безопасности гидротехнических сооружений, из внесение в Российский регистр гидротехнических сооружений.

5 мая 2017 г. Прокурором города Феодосии в адрес Главы Администрации города Феодосии Республики Крым внесено представление №07-01-2017 об устранении нарушений требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений, согласно которому в ходе проверки установлены нарушения Администрацией города Феодосии Республики Крым требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Рассмотрев указанное представление, Администрацией города Феодосии Республики Крым направлен ответ 14 июня 2017 г. №2-40/7449/1, согласно которому Администрацией города Феодосии Республики Крым создана комиссия по инвентаризации гидротехнических сооружений. В настоящее время не определены эксплуатирующие организации и не осуществлена передача гидротехнических сооружений для дальнейшей безопасной эксплуатации, обслуживания и мониторинга. Назначен ответственный за организацию работы по координации действий и организацию взаимодействия с собственниками и эксплуатирующими технически е сооружения организациями. В отношении бесхозяйного имущества направлено обращение о признании права государственной собственности.

На основании решения о проведении проверки от 22 октября 2018 г. № 296 прокуратурой города Феодосии в Администрации города Феодосии Республики Крым проведена проверка исполнения требований законодательства при содержании, использовании и эксплуатации ГТС, полноты принимаемых мер в части выявления бесхозяйных ГТС.

В ходе проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно: не определены уполномоченные лица, ответственные за состояние ГТС и их безопасную эксплуатацию; не назначен персонал по техническому и технологическому надзору; не утверждены их должностные функции; не приняты меры по проведению аттестации, специальному обучению должностных лиц, специалистов и работников по вопросам безопасности ГТС при их эксплуатации и содержанию в исправном состоянии; не приняты меры по внесению гидротехнических сооружений в реестр муниципального имущества и регистрации права собственности на них, что является нарушением; не проведено преддекларационное обследование 36 ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности; не приняты меры по разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений на 36 объектов, которые указаны в Сведениях по ГТС муниципального образования городской округ Феодосия Республике Крым; отсутствуют заключения ГУ МЧС по Республике Крым о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности (согласно списка); не принято мер по получению разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений муниципальной собственности; не разработаны критерии безопасности гидротехнических сооружений муниципальной собственности; не принято мер по Расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности; отсутствует договор страхования, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС на 36 гидротехнические сооружения муниципальной собственности; не представлены сведения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о 6 гидротехнических сооружениях: водоемов - № 24п Щебетовка (на Лисью бухту, пгт. Курортное), № 25п Щебетовка (на Лисью бухту, пгт. Курортное), № 41, отд.4 бр.12 «Ушленский» (пгт. Щебетовка, р-н ул. Дружба), № 7 бр.6 «Врублевский) (пгт. Щебетовка, р- н 2-го тракторного стана), № 7 бр. 11 хрущ (пгт. Щебетовка), о причале (р-н спасательной станции (пгт. Коктебель, ул. Десантников, 26), необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, что является нарушением ст.ст.7,10 Федерального закона № 117-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений».

Распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым № 169р от 17 мая 2017 г., изданное в соответствии с поручением Главы Республики Крым от 6 февраля 2017 г. № 1/01-32/476, создана инвентаризационная комиссия с целью выявления гидротехнических сооружений, изменения в который не вносились.

В соответствии с «Инвентаризационной ведомостью прудов по муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым 2015 г.», составленной «Кировским филиалом ГБУ РК «КУВХиМ» на территории муниципального образования городской округ Феодосия находятся 54 пруда, оборудованных ГТС, в том числе:

- МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 5 прудов (3р, 4р, 5р, 45р, 62р);

-МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 7 прудов (29р, 30р, 31р, 32р, 34р, 35р, 63р);

-МКУ «Насыпновская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 28 прудов ( 6р, 7р, 8р, 9р, 10р, 11р, 12р, 13р, 14р, 15р, 16р, 17р, 18р, 19р, 20р, 21р, 22р, 23р, 24р, 46р, 47р, 49р, 50р, 54р, 55р, 56р, 57р, 58р);

-МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» -1 пруд (59р);

-МКУ «Щебетовская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 13 прудов (25р, 26р, 27р, 37р, 38р, 39р, 40р, 41р, 28р, 33р, 36р, 60р, 61р).

В Акте приема-передачи Насыпновского сельского совета от 30 апреля 2015 г. из 28 прудов значатся гидротехнические сооружения только 4 прудов (58р, 12р, 16р, 24р).

В Акте приема-передачи Щебетовского поселкового совета от 30.10.2015 из 13 прудов значатся 13, в том числе, с установленными инвентарными номерами (61р, 25р, 35р, 28р, 33р, 26р, 36р, 27р) и 5 водоемов без инвентарных номеров, соответствующих учету в государственном водном реестре.

На момент проверки, согласно предоставленной информации «Сведения по гидротехническим сооружениям МОГОФ Феодосия» (далее - Список»), идентификация водоемов без инвентарных номеров не проведена, характеристики ГТС (длина, ширина) не установлены.

Длина гидротехнических сооружений в Списке на ГТС, переданных в муниципальную казну ликвидационной комиссией Насыпновской сельской администрацией, также не определена.

Какие-либо сведения о водоемах, оборудованных ГТС по МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»; МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»; МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» отсутствуют, инвентаризационной комиссией обследование не проводилось.

В ходе проверки также установлено, что инвентаризационной комиссией установлено 3 бесхозяйных объекта ГТС: плотина (пруд русловой в районе с. Степное); плотина, бетонный водослив (пгт. Орджоникидзе, район пансионата «Донбасс»; берегоукрепительные сооружения реки Байбуга (г.Феодосия), по которым в июле 2017 года сделаны запросы в Министерство имущественных и земельных отношений, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру, в филиал г. Феодосии ГУП РК «КрымБТИ», Федеральное агентство по управлению госимуществом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, для определения правообладателей, однако до настоящего времени работа в данном направлении не проведена, какая-либо информация о правообладателе отсутствует, о чем свидетельствует отсутствие ответов, а также проводимые мероприятия в этом направлении.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департаментом архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» до настоящего времени не принимаются меры на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; не проводится комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, в связи с чем, нарушаются права граждан, проживающих в муниципальном образовании городской округ Феодосия, а также неопределенного круга лиц, которые временно находятся на этой территории.

С выводами суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Администрации города Феодосии Республики Крым и возложении обязанности на Администрацию города Феодосии Республики Крым принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 3, 8, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий, в том числе, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает выполнение комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Выполнение мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования: в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 68-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, при этом под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ, а именно: 1) обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; 2) представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; 3) осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; 4) непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; 5) осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; 6) необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;?) ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ закреплен перечень обязанностей, возложенных на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию. К таковым относится, в том числе, обязанность по обеспечению соблюдения обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечение контроля (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации; создание финансовых и материальных резервов, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса (часть 4 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, и порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности установлены Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

Согласно пункту 4 Положения №1303 Декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее именуются - декларанты).

В силу пункта 7 Положения №1303 разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

Декларация безопасности, подписываемая декларантом, должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 8 Положения №1303.

В соответствии с пунктом 25 Положения №1303 декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом надзора на срок действия декларации безопасности.

Учитывая вышеприведенные положения закона, а также установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку в отношении гидротехнических объектов расположенных в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым Администрацией города Феодосии Республики Крым допущены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в том числе Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федерального закона № 68-Ф от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, довод жалобы о том, что к вопросам местного значения городского округа не отнесены вопросы в части гидротехнических сооружений, судебная коллегия считает основанным на неправильном толковании норм материального закона.

Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ вышеуказанные доводы административного истца и представленные в материалы настоящего административного дела доказательства, суд первой инстанции, верно руководствуясь вышеприведенными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, Федерального закона 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, во взаимосвязи с ч. 11 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, установив, что вопреки требованиям данных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, Администрацией города Феодосии Республики Крым ненадлежащим образом осуществляются полномочия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений меры по устранению допущенных нарушений не принимаются, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным бездействия Администрации города Феодосии Республики Крым и возложения обязанности устранить допущенные нарушения.

Судебная коллегия соглашается с выводами о том, что отсутствие собственника и эксплуатирующей организации не позволяет обеспечивать соблюдение требований Федерального закона № 117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния ГТС, обеспечивающего безопасность ее эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями.

Доводы жалоб о принятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не нашли своего подтверждения в судебном заседании и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств.

Доводы жалобы о не привлечении к участию в деле заинтересованных лиц, судебная коллегия считает необоснованным.

Кроме того из материалов дела следует, что по Актам приема - передачи ликвидационными комиссиями Щебетовского поселкового совета, Орджоникидзевского поселкового совета, Насыпновского сельского совета г. Феодосии в собственность муниципального образования городской округ Феодосии передано имущество, в том числе гидротехнические сооружения.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений.

По смыслу части 1 статьи 124, части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования об обязании совершить определенные действия являются производным от требований о признании незаконными действий (бездействия). Суд принимает решение о возложении на орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина (неопределенного круга лиц) или препятствие к осуществлению гражданином (неопределенным кругом лиц) его прав и свобод только в случае признания оспариваемых действий (бездействия) и решений соответствующих органов и должностных лиц незаконными.

Судом первой инстанции, не было признано незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» по неисполнению законодательства о гидротехнических сооружениях.

Кроме того, из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым от 1 апреля 2019 г. №2-40/7105/1 следует, что не принимались акты, распоряжения, иные документы о передаче Муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» полномочий по назначению лиц ответственных за эксплуатацию технических сооружений, определение персонала по техническому и технологическому надзору, организация проведения аттестации, специального обучения по вопросам безопасности ГТС при их эксплуатации и содержанию в исправном состоянии; проведению экспертного заключения на декларации безопасности гидротехнических сооружений, получению заключений ГУ МЧС по Республике Крым о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности; проведению Расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности, оформлению договоров страхования, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС муниципальной собственности; предоставлению сведений в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения обязанности на Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, ввиду чего решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 4 декабря 2018 г. отменить в части возложения на Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» обязанности принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

- назначить лиц ответственных за эксплуатацию технических сооружений, определить персонал по техническому и технологическому надзору на которых утвердить должностные функции, организовать проведение аттестации, специальное обучение по вопросам безопасности ГТС при их эксплуатации и содержанию в исправном состоянии;

- внести в реестр казны муниципального имущества и зарегистрировать право собственности на муниципальное имущество в виде гидротехнических сооружений: 1) берегоукрепительные сооружения на набережной Феодосии, в т.ч. Буны № 1,2,3,4,5,6 (г. Феодосия, р-н пляжа «Камешки»; 2) берегоукрепительные сооружения набережной Десантников (г. Феодосия, набережная Десантников); 3) берегоукрепительные сооружения пансионата «Феодосия» (г. Феодосия, пр. Айвазовского); 4) берегоукрепительные сооружения пгт. Приморский; 5) Аварийное берегоукрепление набережной (пгт. Орджоникидзе, ул. Набережная); 6) гидротехнические сооружения пруда № 58-р (с. Насыпное, балка «Чобан-Чокрак»); 7) гидротехнические сооружения пруда № 12-р (с. Насыпное, балка «Чобан-Чокрак»); 8) гидротехнические сооружения пруда «Хуторский» № 16-р (с. Насыпное, хутор «Южный»); 9) гидротехнические сооружения пруда № 24-р (северо- западнее села Ближнее); 10) гидротехнические сооружения пруда «Брынцевский» № 25-р (пгт. Щебетовка); 11) гидротехнические сооружения пруда «Генеральский» № 26-р (пгт. Щебетовка); 12) гидротехнические сооружения пруда «Штаны» № 27-р (пгт. Щебетовка); 13) гидротехнические сооружения пруда «Арматлук» № 28-р (пгт. Щебетовка); 14) гидротехнические сооружения пруда «Козловский» № 33-р (пгт. Щебетовка); 15) гидротехнические сооружения пруда «Шпалерный» № 35-р (пгт. Щебетовка); 16) гидротехнические сооружения пруда «Петровкий» № 36-р (пгт. Щебетовка); 17) гидротехнические сооружения пруда «Беш-Таш» № 61-р (пгт. Щебетовка); 18) водоем 24 п. Щебетовка на Лисью бухту (пгт. Курортное, р-н Лисья бухта); 19) водоем 25 п. Щебетовка на Лисью бухту (пгт. Курортное, р-н Лисья бухта); 20) водоем 41 отд. 4 бр.12 «Ушленский» (пгт. Щебетовка, р-н ул. Дружба); 21) водоем 7 бр. 6 «Врублевский» (пгт. Щебетовка); 22) водоем 7 бр. 11хрущ (пгт. Щебетовка); 23) причал (р-н спасательной станции, пгт. Коктебель, ул. Десантников, 28;

- провести преддекларационное обследование 36 ГТС (согласно списка), принять меры по разработке на них деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- провести экспертные заключения на декларации безопасности гидротехнических сооружений на 36 ГТС (согласно списка);

- получить заключения ГУ МЧС по Республике Крым о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности на 36 ГТС (согласно списка);

- получить разрешения на эксплуатацию 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- произвести Расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- оформить договора страхования, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС на 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- предоставить сведения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о 6 гидротехнических сооружениях: водоемов - № 24п Щебетовка (на Лисью бухту, пгт. Курортное), № 25п Щебетовка (на Лисью бухту, пгт.Курортное), №41, отд.4 бр.12 «Ушленский» (пгт. Щебетовка, р-н ул. Дружба), № 7 бр.6 «Врублевский» (пгт. Щебетовка, р- н 2-го тракторного стана), № 7 бр. 11 хрущ (пгт. Щебетовка), о причале (р-н спасательной станции (пгт. Коктебель, ул. Десантников, 26), необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений;

- провести обследование (инвентаризацию) и принять решение о взятии на учет ГТС в виде водных объектов, оборудованных ГТС, которые значатся в Инвентаризационной ведомости прудов по муниципальному образования городской округ Феодосия Республики Крым 2015 г., составленной «Кировским филиалом ГБУ РК «КУВХиМ», а именно:

- МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 5 прудов (Зр, 4р, 5р, 45р, 62р);

- МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 7 прудов (29р, 30р, 31р, 32р, 34р, 35р, 63р);

- МКУ «Насыпновская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 24 прудов ( 6р, 7р, 8р, 9р, 10р, 11р, 13р, 14р, 15р, 17р, 18р, 19р, 20р, 21р, 22р, 23р, 46р, 47р, 49р, 50р, 54р, 55р, 56р, 57р);

- МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» -1 пруд (59р);

- определить инвентарные номера 5 водоемов, которые указаны в Списке ГТС без соответствующего учета, расположенных на территории МКУ «Щебетовская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»;

- установить правообладателей 3 бесхозяйных объектов ГТС указанных в Списке ГТС: пруд русловой (в районе с. Степное); плотина, бетонный водослив (пгт. Орджоникидзе, район пансионата «Донбасс»); берегоукрепительные сооружения реки Байбуга (г.Феодосия);

- вести контроль и визуальное наблюдение за гидротехническими сооружениями.

Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: Л.А-В. Юсупова