НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 01.03.2022 № 33-1433/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1433/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

2-352/2020 председательствующий судья суда первой инстанции Солодовник Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 марта 2022 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

Подлесной И.А.

судей:

Синани А.М., Чистяковой Т.И.

при секретаре:

Андрейченко М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Большуновой Оксаны Юрьевны к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, Министерству финансов Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, Жемчужинскому сельскому совету Нижнегорского района Республики Крым о понуждении выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости и взыскании задолженности, по апелляционной жалобе Большуновой Оксаны Юрьевны на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2020 года,

УСТАНОВИЛА

Большунова О.Ю. обратилась к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым с иском о понуждении выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями статей 3, 4 Закона Республики Крым от 23.11.2016 № 302-ЗPK «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Постановления Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 г. № 88 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым»; взыскании с администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в ее пользу задолженность за семь месяцев по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости в размере 189224 рублей 55 копеек. Также, просила возместить понесенные судебные расходы - государственную пошлину в размере 4984 рублей 50 копеек.

Исковые требования мотивированы тем, что, она замещала муниципальную должность на постоянной основе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть свыше пяти лет и достигла пенсионного возраста. С ДД.ММ.ГГГГ ей в установленном порядке назначена страховая пенсия по старости. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ежемесячная доплата к пенсии ей не выплачивается. При этом, после вынесения прокуратурой в адрес администрации Жемчужинского сельского поселения представления об устранении нарушений пенсионного законодательства ответчик направил ей уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, в котором сообщалось, что с ДД.ММ.ГГГГ ей установлена ежемесячная доплата к пенсии. В уведомлении также сообщалось, что в бюджете поселения на 2020 и плановый период 2021-2022 годов средства на эти цели не запланированы, в связи с чем будет подготовлен проект о внесении изменений в бюджет, и в случае его согласования Министерством финансов Республики Крым, выплата будет осуществлена. ДД.ММ.ГГГГ решением 6-й сессии Жемчужинского сельского совета № 6/4 признано утратившим силу решение 50-й сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 № 50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым».

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2020 года в удовлетворении искового заявления Большуновой Оксаны Юрьевны к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, третье лицо: Жемчужинский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым о понуждении выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости и взыскании задолженности – отказано.

В апелляционной жалобе Большунова О.Ю. просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы истец, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права; указывает, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, суд ошибочно определил ее статус как «муниципальный служащий», вместо «лица, замещавшего муниципальную должность», кроме этого все законы и нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд в решении, применены с точки зрения их распространения на «муниципальных служащих и выплаты им пенсии за выслугу лет», а не на «лиц, замещающих муниципальные должности и выплаты им ежемесячной доплаты к пенсии», в связи с чем, имело место неправильное истолкование закона, а выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Специальным законом, регулирующим возникшие правоотношения, является Закон Республики Крым от 23.11.2016 № 302-3PK/2016 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым», который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности в Республике Крым, на ежемесячную доплату к пенсии, в том числе определяет условия установления ежемесячной доплаты к пенсии, размеры ежемесячной доплаты к пенсии, порядок ее установления, перерасчета, выплаты и доставки. Согласно части 7 статьи 6 Закона № 302 порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера осуществляются в порядке, определяемом Советом министров Республики Крым. Такой порядок утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 № 88 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом её размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым». В соответствии со ст. 2 Закона № 302 ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности в Республике Крым, в целях компенсации им денежного содержания, утраченного в связи с прекращением замещения муниципальной должности в Республике Крым и назначением в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховой пенсии по старости (инвалидности) либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым и Адмиинистрации Чупиков С.И., Кучман О.П., представитель администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым Пшеничникова Н.А., допущенная к участию в деле в качестве представителя в соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2020 N 37-П, в судебном заседании возражали против искового заявления и доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения. Представитель истца Кропотина О.С. доводы искового заявления и апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

В соответствии с определением ВС РК от 1.02.2022года дело рассматривается по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Республики Крым, Совет Министров Республики Крым. Протокольным определением от 22.02.2022года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Жемчужинский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым, как распорядитель средств местного бюджета.

Основанием для применения положений ч. 5, п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ и привлечения к участию в деле указанных ответчиков послужили те обстоятельства, что статьей 3 ЗРК № 302-ЗРК/2016 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к пенсии, осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало муниципальную должность.

Порядком от 21.02.2017 N 88 установлено, что ежемесячные доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, выплачиваются органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало муниципальную должность.

Ответчик, возражая против заявленных требований указал, что в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Исходя из положений статьи 7 (Бюджетные полномочия Российской Федерации), статьи 8 (Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации), статьи 9 (Бюджетные полномочия муниципальных образований), статьи 65 (Формирование расходов бюджетов) и статьи 86 (Расходные обязательства муниципального образования) Бюджетного кодекса Российской Федерации, в их системном единстве, расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти, а также с учетом принципа самостоятельности бюджетов, который согласно статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приложением 4 к Приказу Министерства финансов Республики Крым от 31.11.2019 № 262 «Об утверждении на 2020 год перечней муниципальных образований Республики Крым, распределенных в зависимости от доли дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части, расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в объеме доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями» утвержден Перечень муниципальных образований Республики Крым, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части, расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в объеме доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов, где под № 29.Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района.

В свою очередь, признание муниципального образования дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень его бюджетной обеспеченности, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

С учетом этого деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в силу положений статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.

Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Из изложенного следует, что при недостаточности собственных средств муниципального образования введение расходных обязательств по ежемесячной доплате к страховой пенсии означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счет средств субъекта Российской Федерации, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с учетом указанных норм права реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня доходов бюджета муниципального образования.

Предписания статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» содержат указание на то, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2). Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов (часть 3).

Из Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между МФ РК Жемчужинским сельским Советом, Администрацией Жемчужинского сельского поселения следует, что муниципальное образование является получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; с целью снижения уровня дотационности бюджета муниципального образования муниципальное образование направляет в МФ РК на согласование проекты нормативно – правовых актов, направленных на установление (увеличение расходов на выполнение) публичных нормативных обязательств муниципального образования, осуществляемых за счет бюджета муниципального образования, до их принятия (утверждения) органами местного самоуправления.

Учитывая изложенное, к рассмотрению дела в качестве соответчиков должны быть привлечены Совет Министров Республики Крым и Министерство финансов Республики Крым, как главные распорядители средств бюджета Республики Крым, предоставляющие дотацию бюджету муниципального образования. Принятие судом решения о правах истца и соответствующей обязанности ответчика непосредственно затрагивает права и интересы указанных органов государственной власти, в полномочиях которых находится вопрос о принятии нормативно – правовых актов об установлении ежемесячной доплаты к пенсии определенной категории лиц и о финансировании данной доплаты.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

ДД.ММ.ГГГГ представителем Большуновой О.Ю. – Кропотиной О.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) подано уточненное исковое заявление о возложении на Администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым обязанность ежемесячно выплачивать Большуновой О.Ю. доплату к страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 3, 4 ЗРК №302-ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменений в ст. 28 ЗРК «Об основах местного самоуправления в РК» и Постановлением СМ РК от 21.02.2017 г. №88 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым»; о взыскании с Администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости в период с <данные изъяты> включительно, в размере <данные изъяты>; о признании незаконным распоряжения №41-Р от 30.06.2020 года Администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым. Также, заявлено во возмещении судебных расходов в размере <данные изъяты> в связи с уплатой государственной пошлины (л.д. 197 т. 1, л.д. 43 т. 4).

При рассмотрении уточненных исковых требований по сути, судом установлено, что согласно трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ Большунова О.Ю. вступила в должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ наименование должности главы муниципального образования изменено на <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ полномочия <данные изъяты> прекращены в связи с вступлением в муниципальную должность вновь избранного <данные изъяты> (т. 2 л.д. 21-23).

Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке и решениями органа местного самоуправления: решением №4 1-ой сессии 1 созыва Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым об избрании <данные изъяты>л.д. 12 т. 1); решением 6 сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района РК 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ Большунова О.Ю. назначена на должность <данные изъяты> (л.д. 178 т. 2).распоряжением № 77 от 03.12.2019 <данные изъяты> прекращено исполнение полномочий <данные изъяты> (л.д. 13 т. 1).

С ДД.ММ.ГГГГ Большуновой О.Ю. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях12.12.2019 она обратилась к ответчику с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении. Данное заявление передано в Комиссию ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9 т. 1).

Решением 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым l-гo созыва от 23.05.2019 № 50/3 утвержден Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым, а также положение о комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии.

Уведомлением администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Большунова О.Ю. проинформирована, что с ДД.ММ.ГГГГ ей установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере <данные изъяты>, при стаже замещения муниципальных должностей <данные изъяты>, ежемесячном денежном содержании <данные изъяты>. Поскольку средства на выплату ежемесячной доплаты к пенсии в бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 и плановый период <данные изъяты> не запланированы, будет подготовлен и направлен на согласование в Министерстве финансов Республики Крым проект решения «О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» от 17.12.2020 № 3/1», и в случае согласования Министерством финансов Республики Крым данная выплата будет осуществлена.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым истцу направлено письмо № 51, в котором сообщалось, что Администрацией в Министерство финансов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ направлен проект решения Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым «О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 17.12.2019 № 3/1 «О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Министерство в рамках своей компетенции рассмотрело данный проект решения и рекомендовало решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 23.05.2019 № 50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» признать утратившим силу, так как проект указанного решения не направлялся на согласование в Министерство финансов Республики Крым в соответствии с условиями подпункта 2.1.1.6 пункта 2.1.1 Соглашения от 19.11.2018 № 148 «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2019 год» и направить в Министерство для рассмотрения и согласования новый проект решения «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» в соответствии с п. 2.1.4.3 заключенного Соглашения между Министерством и администрацией Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 05.02.2020 № 59 «О мерах по социально - экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым». Указанные проекты решений направлены Администрацией в Министерство финансов Республики Крым 29.04.2020 № 47.

Согласно письму Министерства финансов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство согласовывает указанные проекты решений при условии обеспечения расходов на их реализацию за счет собственных средств местного бюджета.

Решением № 6/4 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22.06.2020 решение 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 №50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» признано утратившим силу.

Согласно протоколу 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22.06.2020 за проект решения «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» голосовали «за» 1 человек, «против» - 6 человек, решение не принято.

Таким образом, на момент рассмотрения спора в суде решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района от 23.05.2020 года №50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» утратило силу с 22.06.2020 года. Ответчик полагает, что данное обстоятельство в совокупности с положениями ст. 3 Закона №302 –ЗРК/2016 года, ст. 53 ФЗ от 6.10.2003 года №131 –ФЗ, ст. 7-9, ст. 65, ч. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, указывает на отсутствие оснований для установления Большуновой О.Ю. ежемесячной доплаты к страховой пенсии, поскольку органом местного самоуправления не принимались (путем принятия нормативно – правовых актов) данные расходные обязательства и в связи с социально - экономическим положением муниципального образования и дотационным характером местного бюджета не могут быть выполнены (положения вышеперечисленных норм права перечислены выше).

Однако, самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые недолжны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6.10 2003 года №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)

Исходя из системного единства с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. В соответствии с требованиями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Федеральное и региональное законодательство не предусматривают дефицитность средств местного бюджета в качестве основания прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, когда такое обязательство было принято муниципальным образованием.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).

На необходимость толкования закона изложенным образом указано в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9.09.2021 года, что является обязательным для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 390 ГПК).

В связи с указанным, ограниченность возможностей бюджета, предоставление муниципальному образованию межбюджетных трансферов и дотаций, не может являться основанием для не компенсируемого в иной форме прекращения действия (признания утратившим силу) муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления администрации муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, являющейся установленной в соответствии с федеральным и региональным законодательством социальной гарантией.

Лишение лиц, замещавших муниципальные должности, права на получение мер социальной поддержки в случае отсутствия у муниципального образования необходимых собственных денежных средств приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в другом муниципальном образовании, и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (чч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, следует учитывать, что исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Большуновой О.Ю. на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Республики Крым, не может быть поставлено в зависимость от дотационности бюджета.

То обстоятельство, что 22.06.2020 года утратил силу «Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым», не указывает на отсутствие права истца на получение доплаты, поскольку действующими нормативно – правовыми актами субъекта РФ предусмотрено указанное право и порядок его реализации - ЗРК от 23.11.2016 года № 302 –ЗРК «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Постановление Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 года № 88 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым». Реализация предусмотренного ЗРК №302 права не может блокироваться путем непринятия органом местного самоуправления нормативно – правового акта, устанавливающего порядок реализации данного права применительно к данному муниципальному образованию.

Так, Закон Республики Крым от 23.11.2016 N 302-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" установлены основания возникновения и порядок реализации права лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности в Республике Крым, на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно ч. 1, 2 ст. 4 данного закона, лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лет, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по указанной должности, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, абзацем седьмым части 16 статьи 35, частью 7 статьи 35.1, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1, 2, 2.1, 2.2&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0; Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", имеют право на ежемесячную доплату к пенсии. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ЗРК № 302-ЗРК/2016, ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, при замещении ими указанных должностей от трех до пяти лет устанавливается в размере 55 процентов, свыше пяти лет - 75 процентов ежемесячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности, за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Размер ежемесячного денежного содержания, учитываемого для назначения доплаты к пенсии, не может превышать предельного размера денежного содержания депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, определенного Советом министров Республики Крым.

Размер ежемесячной доплаты к пенсии исчисляется (по выбору лица, замещавшего муниципальную должность) исходя из ежемесячного денежного содержания, установленного по муниципальной должности, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (инвалидности), либо по последней муниципальной должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно) (ч. 3 ст. 5 ЗРК № 302-ЗРК/2016).

Частью 2, 5 статьи 6 ЗРК № 302-ЗРК/2016 установлено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается с 1 числа месяца, в котором лицо, замещавшее муниципальную должность, обратилось за ней, но не ранее дня возникновения права на нее или назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также не ранее дня, следующего за днем освобождения от муниципальной должности. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена страховая пенсия по старости (инвалидности) либо пенсия, досрочно назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно ч. 7 ст. 6 ЗРК № 302-ЗРК/2016 Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера осуществляется в порядке, определяемом Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 N 88 утвержден Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым.

Согласно пункта 4 названного Порядка, ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым, при замещении ими указанных должностей от трех до пяти лет устанавливается в размере 55 процентов, свыше пяти лет - 75 процентов ежемесячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Документами, подтверждающими периоды замещения муниципальных должностей для установления ежемесячной доплаты к пенсии, являются трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности либо справки, подтверждающие период осуществления полномочий по муниципальным должностям (из архивного учреждения, уполномоченного на выдачу таких справок, либо действующего органа) (пункт 7 Порядка).

Размер ежемесячной доплаты к пенсии исчисляется (по выбору лица, замещавшего муниципальную должность) исходя из ежемесячного денежного содержания, установленного по муниципальной должности, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (инвалидности), либо по последней муниципальной должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно) (пункт 8 Порядка).

Согласно пункту 9 Порядка, для установления ежемесячной доплаты к пенсии лицами, замещавшими муниципальные должности в Республике Крым, представляются в уполномоченное структурное подразделение или уполномоченному лицу органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым (далее - орган местного самоуправления), избирательной комиссии муниципального образования в Республике Крым (далее - избирательная комиссия), в которых заявитель замещал муниципальную должность перед прекращением полномочий, следующие документы: 1) заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии на имя руководителя органа местного самоуправления по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку; 2) копия документа, удостоверяющего личность (паспорт); 3) копия страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) или документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета; 4) копия трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности либо справки, подтверждающей период осуществления полномочий на муниципальной должности (из архивного учреждения, уполномоченного на выдачу таких справок, либо действующего органа); 5) копия справки об установлении инвалидности (при наличии); 6) согласие на обработку персональных данных по форме согласно приложению 9 к настоящему Порядку.

Подлинники документов, указанных в подпунктах 2 - 5 настоящего пункта, представляются для обозрения.

Справка о назначенной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости (инвалидности) или пенсии, назначенной по Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена, размера и даты ее назначения, а также сумм и размеров, не учитываемых при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии, представляется территориальным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в порядке межведомственного взаимодействия по запросу органа местного самоуправления. Заявитель вправе представить документ самостоятельно по собственной инициативе.

В случаях, когда к заявлению приложены не все вышеперечисленные для установления ежемесячной доплаты к пенсии документы, обратившемуся за ежемесячной доплатой к пенсии лицу дается разъяснение, какие документы оно должно представить дополнительно, о чем в расписке-уведомлении, оформленной в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку, делается соответствующая запись. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, то днем обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии считается день подачи заявления.

Лицо, замещавшее муниципальные должности в Республике Крым, может обратиться за установлением ежемесячной доплаты к пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления (пункт 10 Порядка).

При приеме заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии уполномоченное структурное подразделение либо уполномоченное лицо: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и представленным документам, необходимым для установления ежемесячной доплаты к пенсии; оказывает содействие заявителю в получении недостающих для установления ежемесячной доплаты к пенсии документов; сличает подлинники документов с их копиями, заверяет их, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, для установления ежемесячной доплаты к пенсии, по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку, в день его подачи; выдает расписку-уведомление согласно приложению 2 к настоящему Порядку, в которой указываются дата приема заявления, перечень недостающих документов (при необходимости) и сроки их представления; выдает памятку по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, один экземпляр которой приобщается к заявлению об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.

Органом местного самоуправления, избирательной комиссией оформляется справка о месячном денежном содержании лица, замещавшего муниципальную должность, согласно приложению 4 к настоящему Порядку, и заверенная в установленном порядке копия распорядительного акта об освобождении от муниципальной должности в связи с прекращением полномочий (пункт 11 Порядка).

Оформленная справка о месячном денежном содержании, копии документов с заявлением в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии передаются уполномоченным структурным подразделением либо уполномоченным лицом в Комиссию по установлению ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности (далее - Комиссия) (пункт 12 Порядка).

Согласно пунктам 13, 14 Порядка, комиссия в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления и документов рассматривает их и принимает решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку или об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии с указанием причины отказа по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку и направляет решение руководителю органа местного самоуправления. Руководитель органа местного самоуправления, избирательной комиссии издает соответствующий правовой акт в течение трех рабочих дней со дня получения решения Комиссии.

После принятия правового акта уполномоченное структурное подразделение либо уполномоченное лицо формирует пенсионное дело и не позднее следующего рабочего дня с даты принятия правового акта об установлении ежемесячной доплаты к пенсии направляет заявителю уведомление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии по форме в соответствии с приложением 7 к настоящему Порядку.

В случае принятия решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии уполномоченное подразделение не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии извещает об этом заявителя и направляет копию такого решения.

В соответствии с пунктом 15,16 Порядка, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, в котором лицо, замещавшее муниципальную должность, обратилось за ней, но не ранее дня возникновения права на нее или назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также не ранее дня, следующего за днем освобождения от муниципальной должности. Днем обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии считается день подачи заявления.

В соответствии с пунктом 20 Порядка, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена страховая пенсия по старости (инвалидности) либо пенсия, досрочно назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Пунктом 22 Порядка установлено, что ежемесячные доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, выплачиваются органом местного самоуправления, избирательной комиссией (их правопреемниками) за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало муниципальную должность.

Суммы назначенной ежемесячной доплаты к пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Суммы ежемесячной доплаты к пенсии, не полученные своевременно по вине органов местного самоуправления, избирательных комиссий, назначающих и выплачивающих ежемесячную доплату к пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В этих случаях суммы ежемесячной доплаты к пенсии выплачиваются единовременно (пункт 23 Порядка).

Таким образом, Законом Республики Крым от 23.11.2016 N 302-ЗРК/2016 и Порядком обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым утвержденным Постановлением Совета министров РК от 21.02.2017 N 88 гарантируются права лиц замещавших на постоянной основе муниципальные должности в Республике Крым на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Обратившись к ответчику с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении Большунова О.Ю. заявила свое право на получение доплаты к страховой пенсии по старости установленное ЗРК от 23.11.2016 N 302-ЗРК/2016.

Признав утратившим силу решения 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23.05.2019 №50/3 «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» новое решение «Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым» Жемчужинским сельским советом принято не было.

В соответствии с п. п. "ж", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом, в соответствии с ч.. 1, 2 ст. 4 Закона Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Республики Крым.

В части 4 ст. 4 ЗРК от 21.08.2014 N 54-ЗРК указано, что в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, муниципальные правовые акты органов местного самоуправление не должны противоречить нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Следовательно, установленные Законом Республики Крым права лиц замещавших на постоянной основе муниципальные должности в Республике Крым на ежемесячную доплату к страховой пенсии не могут быть нарушены путем принятия муниципальным образованием актов отменяющих прямо предусмотренные законодательством Республики Крым право граждан.

В статье 3 ЗРК № 302-ЗРК/2016 закреплено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к пенсии, осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало муниципальную должность.

Порядком от 21.02.2017 N 88 установлено, что ежемесячные доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, выплачиваются органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало муниципальную должность.

Доводы ответчика о том, что бюджет Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым является дотационным, расходы на выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии не отвечают самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивают баланс частных и публичных интересов подлежат отклонению, поскольку касаются бюджетно-финансовых отношений между муниципальным образованием и субъектом Федерации, в то время как предметом рассмотрения по настоящему делу являются гарантии прав гражданина установленные Законом Республики Крым.

Согласно ст. 6 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Из изложенного следует, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан профинансировать те расходы муниципального образования, которые заложены в им же самим принятых законах и подзаконных актах.

Невыполнение субъектом федерации своих обязанностей перед входящим в его состав муниципальным образованием не является основанием для ограничения права и свободы определенной категории граждан (в данном случае – лиц, замещающих муниципальные должности).

Таким образом, право Большуновой О.Ю. на получение ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему муниципальную должность прямо предусмотрено ЗРК от 23.11.2016 N 302-ЗРК/2016 и нормативные акты муниципального образования не могут отменять установленные Законодательством Республики Крым гарантии.

Из записей в трудовой книжки Большуновой О.Ю. следует, что ДД.ММ.ГГГГ она вступила в должность главы <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ наименование должности <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ полномочия <данные изъяты> прекращены в связи с вступлением в муниципальную должность вновь избранного <данные изъяты> (т. 2 л.д. 21-23).

Следовательно, право Большуновой О.Ю. на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность ответчиком нарушено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований Большуновой О.Ю. в части возложения на администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района обязанности назначить и выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с ЗРК от 23.11. 2016 года № 302-ЗРК.

Ответчик ссылается на то, что стаж Большуновой О.Ю. для установления ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, должен быть определен исходя из даты принятия на муниципальную <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, стаж составляет 4 года 11 месяцев 7 дней. Реестр муниципальных должностей муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района РК утвержден решением Совета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 225 т. 1). Устав муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым был утвержден решением Жемчужинского сельского совета ДД.ММ.ГГГГ; зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 57, 217 т. 1)

В соответствии с пунктами 6,7 Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 21.02.2017 N 88, при исчислении стажа для установления ежемесячной доплаты к пенсии учитываются периоды замещения муниципальных должностей в Республике Крым на постоянной основе, определенных Реестром муниципальных должностей в Республике Крым, утвержденным Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года N 77-ЗРК.

При установлении ежемесячной доплаты к пенсии периоды замещения муниципальных должностей в Республике Крым суммируются (пункт 6).

Документом, подтверждающим периоды замещения муниципальных должностей в Республике Крым для установления ежемесячной доплаты к пенсии, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения, в трудовую книжку должны быть внесены изменения записей в порядке, предусмотренном Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225. В случае невозможности внесения изменений в трудовую книжку документами, подтверждающими периоды замещения муниципальных должностей в Республике Крым, являются представленные архивные справки и копии документов о назначении (избрании) и освобождении от должности, подтверждающие периоды службы (работы) на должностях, которые включаются в этот стаж».

На момент обращения Большуновой О.Ю. с заявлением об установлении доплаты пункты 6,7 указанного Порядка были изложены в следующей редакции: «При исчислении стажа для установления ежемесячной доплаты к пенсии учитываются периоды замещения муниципальных должностей в Республике Крым на постоянной основе, определенных Реестром муниципальных должностей в Республике Крым, утвержденным Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года N 77-ЗРК.

Согласно ст. 1, Закона Республики Крым от 16.09.2014 N 77-ЗРК "О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым", в Реестр муниципальных должностей в Республике Крым включаются должности, устанавливаемые уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами, законами Республики Крым, для непосредственного исполнения лицами, их замещающими, полномочий органов местного самоуправления: муниципальные должности в сельских советах, а именно - председатель сельского совета - глава администрации сельского совета, а в редакции от 18.11.2014: муниципальные должности в сельских советах, а именно - председатель сельского совета - глава администрации сельского поселения.

При этом, Переходными положениями Закона Республики Крым от 21.08.2014 года №54 «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» установлено, что полномочия вновь избранных представительных органом муниципальных образований, созданных в соответствии с Законом Республики Крым от 5 июня 2014 года №16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым» начинаются в день открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования.

Следовательно, в стаж замещения муниципальной должности учитываются периоды со дня открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 5 лет 2 месяца 5 дней.

Таким образом, Большуновой О.Ю. должна быть назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 75 % ежемесячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности.

Ежемесячное денежное содержание Большуновой О.Ю. составляет <данные изъяты>. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 9.12.2015 года № 781 утверждены Предельные размеры денежных содержаний депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления с 1.01.2016 года; предельный размер денежного содержания председателя совета сельского поселения составляет <данные изъяты> При этом, в соответствии с Постановлением №781, предельные размеры денежных содержаний, установленные по муниципальной должности «председатель совета» в сельских поселениях РК исчисляются с применением корректирующих коэффициентов, значение которых определяется в зависимости от численности населения в следующих размерах: от 1.5 до 3 тыс. человек - 1,02. Численность населения муниципального образования определяется на основании официальной статистической информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым о численности наличного населения муниципального образования Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Численности наличного населения Жемчужинского сельского поселения -<данные изъяты>. Размер ежемесячного денежного содержания Большуновой - <данные изъяты>. не превышает предельного размера.

Размер ежемесячного денежного содержания председателя совета индексировался с ДД.ММ.ГГГГ на 1.043, с ДД.ММ.ГГГГ на 1.03.

Согласно письма ГУ-Отделения ПФ РФ по РК от ДД.ММ.ГГГГ, размер начисленной Большуновой О.Ю. фиксированной выплаты составляет с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

Министерством труда и социальной защиты Республики Крым с целью приведения е единообразному применению городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями Республики Крым норм законодательства Республики Крым в части установления лицам, замещавшим муниципальные должности Республики Крым ежемесячной доплаты к пенсии, разработаны Методические рекомендации по пенсионному обеспечению лиц, замещавших муниципальные должности (Методические рекомендации утверждены 5.04.2021 года).

Предоставленные сторонами расчеты задолженности по выплате Большуновой О.Ю. ежемесячной доплаты к пенсии за период с 4.12.2019 года по январь 2022 года, включительно, частично соответствуют ЗРК № 302, Постановлению СМ РК от 21.02.2017 N 88, Методическим рекомендациям.

С учетом установленных статьей 6 ЗРК №302-ЗРК, пунктом 21 Порядка, условий перерасчета (корректировки) ежемесячной доплаты к пенсии, принимая во внимание положения пункт 23 Порядка о единовременной выплате неполученных своевременно по вине органов местного самоуправления сумм ежемесячной доплаты к пенсии, судебная коллегия полагает, что в пользу истца подлежит взысканию за счет средств местного бюджета задолженность по ежемесячной доплате в размере <данные изъяты>., исходя из следующего.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

Судебная коллегия, определяя размер задолженности по доплате к пенсии Большуновой О.Ю., полагает несостоятельной ссылку ответчика на то, что поскольку денежное содержание действующего председателя Жемчужинского сельского совета – главы администрации Жемчужинского сельского поселения с 1.01.2020 года определялось без применения корректирующего коэффициента, значение которого определяется в зависимости от численности населения, то и перерасчет размера доплаты к пенсии уволенного председателя (Большуновой О.Ю.) должен производиться без учета этого коэффициента. Положения ЗРК № 302, Постановления СМ РК от 21.02.2017 N 88, Методические рекомендации не содержат указания на то, что размер доплаты каким – либо образом зависит от фактически получаемого ежемесячного денежного содержания действующего председателя совета. Напротив, основаниями для перерасчета размера доплаты являются: увеличение в централизованном порядке размера ежемесячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности (перерасчет размера ежемесячной доплаты к пенсии производится на основании правового акта муниципального образования об увеличении денежного содержания выборных должностных лиц местного самоуправления на утвержденный Законом Республики Крым «О бюджете Республики Крым» коэффициент).

Судебная коллегия также учитывает, что предметом и основанием заявленного иска являются требования о признании права на спорную выплату и взыскание задолженности по ее выплате; при этом сам расчет спорной суммы является одним из видов доказательств и не определяет пределы заявленных требований о взыскании причитающейся суммы за обозначенный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по январь 2022 года включительно. Таким образом, определение размера задолженности в пределах указанного в иске периода времени, хотя и в большей сумме, не является выходом за пределы иска.

Что касается требований истца об отмене нормативно – правового акта органа местного самоуправления – распоряжения № 41-р от ДД.ММ.ГГГГ, нарушающего ее право на получение дополнительных мер социальной защиты в связи с длительным сроком замещения муниципальной должности, то судебная коллегия исходит из следующего.

Истец Большунова О.Ю. в лице представителя по доверенности Каличиной М.В. в ходе рассмотрения дела уточнила заявленные к Администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым исковые требования, и просила возложить на ответчика обязанность выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с ЗРК от 23.11.2016 года №302-ЗРК; взыскании задолженности по указанной выплате за семь месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2,197 т. 1).

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 3.11.2020года, оставленным без изменения апелляционным определением ВС РК от 26.01.2021года, в удовлетворении иска Большуновой О.Ю. было отказано. Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9.09.2021года апелляционное определение ВС РК от 26.01.2021 года отменено. В мотивировочной части определения указано о необходимости учесть при новом рассмотрении дела то обстоятельство, что материалы дела не содержат сведений об отмене, признании утратившим силу распоряжения от 28.02.2020 года №12-Р, которым истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Судом установлено, что распоряжением Администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от №12-Р от 28.02.2020 года, на основании ЗРК от 23.11.2016 года №302 –ЗРК/2016, решения комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера, лицам, замещавшим муниципальные должности а Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым от 25.02.2020 года № 1, назначена ежемесячная доплата к пенсии Большуновой О.Ю. в размере <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112 т. 1).

Распоряжением Администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 30.06.2020года № 41-Р признано утратившим силу распоряжение №12-Р от 29.02.2020 года «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии Большуновой О.Ю.».

Указанным распоряжением № 41-р также признано утратившим силу распоряжение администрации от 17.12.2019 года №85-р. (л.д. 178 т. 3). Принимая во внимание разъяснения пункта 49 постановления Пленума ВС РФ №16 от 22.06.2021года, а также указания суда кассационной инстанции, содержащиеся в определении от 9.09.2021 года, учитывая предмет и основания исковых требований истца, заявленных и уточнявшихся в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает, что требования истца об отмене распоряжения №41-р, фактически не являются новыми, поскольку приводились в качестве обоснования иска о признании права на спорные выплаты.

С учетом вышеизложенных доводов, судебная коллегия полагает, что распоряжение № 41-Р от 30.06.2020 года Администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района следует признать незаконным в части, касающейся непризнания права истца на ежемесячную доплату и признания утратившим силу по этим основаниям распоряжения № 12-р. Что касается самого размера ежемесячной доплаты, указанного в распоряжении № 12-р, как это следует из пояснений истца и возражений ответчиков, у сторон имеется спор.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Согласно ст. 333.20 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера; цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве; при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса.

С учетом цены заявленного иска, содержащего требования имущественного и неимущественного характера, принимая во внимание предоставленные истцом доказательства уплаты госпошлины (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4984, 50 и платежный документ ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5098 руб.), в ее пользу надлежит взыскать в счет возмещения судебных расходов 10382руб.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2020 года отменить, иск Большуновой Оксаны Юрьевны удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым обязанность назначить и выплачивать Большуновой Оксане Юрьевне ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Республики Крым от 23.11.2016 N 302-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым".

Взыскать с местного бюджета Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, распорядителями средств которого является администрация Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, Жемчужинский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой Оксаны Юрьевны задолженность по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.

Признать незаконным распоряжение администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 30.06.2020 г. №41-Р в части признания утратившим силу распоряжения №12-р от 29.02.2020 года «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии Большуновой О.Ю.».

Взыскать с местного бюджета Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, распорядителями средств которого является администрация Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, Жемчужинский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой Оксаны Юрьевны государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Председательствующий:

Судьи: