Судья Н.Л.Нагибина Дело № 33-4591\2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Пристром И.Г., Захваткина И.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.
рассмотрев в судебном заседании 29 августа 2013 года
дело по апелляционной жалобе Андреевой И.А.
на решение Сыктывкарского городского суда от 27 июня 2013 года, по которому
Андреевой И.А. в иске к Управлению государственной гражданской службы Республики Коми о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет государственной гражданской службы со <Дата обезличена> отказано,
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения Андреевой И.А. и ее представителя Дудина Н.М., объяснения представителей Управления государственной гражданской службы Республики Коми Денисова А.В. и Кипрушевой И.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Андреева И.А. предъявила в суде иск к Управлению государственной гражданской службы Республики Коми о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет государственной гражданской службы Республики Коми со <Дата обезличена>, ссылаясь при этом на имеющийся стаж государственной службы продолжительностью более 10 лет.
Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие стажа государственной гражданской службы необходимой продолжительности.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене решения суда, как необоснованного, постановленного без учета фактических обстоятельств и при неправильном применении закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что продолжительность стажа государственной службы истицы в связи с перерывом между работой в органах исполнительной власти в ... и ... более установленного законодательством составила менее 10 лет необходимых для назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Коми, действовавшим в период прекращения истицей государственной службы.
Пенсионное обеспечение лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми осуществляется в соответствии с Законом Республики Коми от 04.05.2008 № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми» и Указом Главы Республики Коми от 09.09.2008 № 83 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми».
Согласно пункту 4 статьи 11 закона пенсия за выслугу лет может быть установлена лицам, замещавшим должности государственной службы Республики Коми до вступления в силу Закона № 48-РЗ, в случае, если они имели право на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с законодательством Республики Коми, действовавшим на дату их увольнения с государственной службы Республики Коми.
Андреева И.А. уволена с государственной гражданской службы <Дата обезличена>. На дату увольнения Андреевой И.А. действовало Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми, Совмина Республики Коми от 15.02.1994 № 63-13 сп «О государственной службе Республики Коми» и Постановление Совмина Республики Коми от 13.04.1994 № 148 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о государственной службе Республики Коми».
В соответствии с действующим на день увольнения Андреевой И.А. с государственной гражданской службы законодательством, право на установление пенсии за выслугу лет имели лица, замещавшие должности государственной службы Республики Коми, при наличии стажа государственной службы Республики Коми не менее 10 лет (у женщин).
Управлением государственной гражданской службы Республики Коми признано, что стаж государственной гражданской службы Республики Коми Андреевой И.А. на дату увольнения с государственной службы РК составил ... лет ... месяцев, ... дней. В стаж государственной гражданской службы не включены периоды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истица обучалась в ...
Суд признал действия ответчика, который не включил данный период в стаж государственной службы, обоснованными, исходя из того, что учеба в данном случае не является периодом повышения квалификации или переподготовкой кадров по направлению работодателя. В учреждение истица поступила самостоятельно, для получения ... образования, на учёбу в данный институт органом исполнительной власти Андреева А.И. не направлялась. В период учебы истица не работала в органах представительной и исполнительной власти.
Приведенные в апелляционной жалобе о неправильном применении норм права не правомерны и не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на не правильном толковании закона.
Период работы после окончания обучения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истица работала в ... в должности стажера ... нотариальной конторы.
Суд первой инстанции правомерно признал, что период работы стажером нотариальной конторы не подлежит включению в стаж, так как данная должность не относится ни к должностям руководителей, ни специалистов. В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016, данная должность не перечислена.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 02.08.1974 "О государственном нотариате", действовавшим в указанном периоде государственные нотариусы совершают нотариальные действия в государственных нотариальных конторах. Государственные нотариусы нотариальных контор назначаются на должность и освобождаются от должности министрами юстиции автономных республик, начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Оснований для признания того, что стажер нотариальной конторы назначался на должность нотариуса не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе Андреевой И.А. доводы о применении законодательства по аналогии не могут быть приняты во внимание.
Республиканским законодательством, регулирующим отношения по назначению пенсии за государственную службу, установлено, что в стаж включаются только периоды замещения должностей руководителей и специалистов. Это свидетельствует о нормативном регулировании вопроса о стаже государственной службы, дающем право на получение пенсии. Оснований для применения норм подзаконного нормативного акта федерального органа государственной власти для расширения положений республиканского законодательства в данном случае не имеется.
Вывод суда первой инстанции об увольнении Андреевой И.А. с должности стажера ... нотариальной конторы за виновные действия, что прерывает непрерывный стаж государственной гражданской службы не правомерен. Истица уволена на основании п. 4 ст. 106 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденных Закон СССР от 15.07.1970 N 2-VIII.
Данным пунктом установлены дополнительные основания для прекращения трудового договора некоторых категорий рабочих и служащих при определенных условиях, среди которых указано нарушение установленных правил приема на работу. Согласно разъяснениям
Пленума Верховного Суда СССР в Постановлении от 19.10.1971 N 6 "О применении в судебной практике Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" в силу п. 4 ст. 106 Основ законодательства о труде прекращение трудового договора может иметь место в случаях нарушения установленных правил приема на работу. К таким случаям, в частности, относятся заключение трудового договора с молодыми специалистами или молодыми рабочими, после окончания ими учебных заведений, с нарушением установленного порядка направления их на работу (пункт 11.2). То обстоятельство, что увольнение по данному основанию не относиться к увольнениям за совершение виновных действий, следует из разъяснений относительно применения иных оснований увольнения по данному пункту, в том числе о предварительном согласии профсоюзного комитета (пункт 8).
Предварительное согласие профсоюзного комитета при увольнении истицы не меняет правового характера увольнения при нарушении условий приема на работу.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке применения Положения о государственной службе Республики Коми в стаж работы государственным служащим для получения права выхода на пенсию досрочно включается работа непосредственно в данном органе, а также работа, предшествующая ей при условии, что продолжительность перерывов в работе не превысила сроков, установленных законодательством о труде Российской Федерации и Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2.
Суд первой инстанции признал правомерным не включение ответчиком в стаж государственной гражданской службы истицы периода с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, так как перерыв между работой в органах исполнительной власти в ... с <Дата обезличена> до <Дата обезличена> составил больше установленного законодательством, а именно п. 23 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно указанному пункту Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев. В соответствии с пунктом 22 указанной инструкции непрерывный стаж определяется для права на получение надбавки к заработной плате за работу.
Вместе с тем, поскольку в п. 3 Инструкции о порядке применения Положения о государственной службе Республики Коми также указано о применении законодательства о труда Российской Федерации, суду также следовало учесть, что в соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для исчисления процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.
Поскольку стаж государственной гражданской службы истицы до обучения и после увольнения с должности стажера нотариальной конторы подлежал суммированию независимо от сроков перерыва в работе зи превысил 10 лет, право Андреевой на получение пенсии определяется в соответствии с законодательством Республики Коми, действовавшим на день увольнения истицы с государственной гражданской службы и является основанием для назначения пенсии в соответствии с Законом Республики Коми от 04.05.2008 № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми».
Поскольку суд первой инстанции при вынесении решения не применил закон подлежащий применению, решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 27 июня 2013 года отменить и вынести новое решение, которым обязать Управление государственной гражданской службы Республики Коми назначить Андреевой И.А. пенсию за выслугу лет государственной гражданской службы со <Дата обезличена>.
Председательствующий -
Судьи -