г. Сыктывкар Дело № 2-165/2020 г.
(№ 33-4021/2020 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Батовой Л.А.. Костенко Е.Л..,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2020 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 8 июня 2020 года, которым
исковое заявление ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" об отмене уведомления, обязании предоставить государственную услугу - удовлетворено; отменено уведомление Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" № 38 от 30 марта 2020 года об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги "признание семьи малоимущей, назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия семье, среднедушевой доход которой ниже гарантированного душевого денежного дохода"; на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" возложена обязанность предоставить ФИО1 государственную услугу "признание семьи малоимущей, назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия семье, среднедушевой доход которой ниже гарантированного душевого денежного дохода" с 01 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснение третьего лица ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" об отмене уведомления, обязании предоставить государственную услугу. В обоснование иска указала, что 25 марта 2020 года обратилась за предоставлением государственной услуги как малоимущей семье, однако решением от 30 марта 2020 года в предоставление услуги отказано в связи с отсутствием дохода супруга. С решением ответчика не согласна, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, которым просит признать уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по признанию семьи малоимущей, обязать предоставить вышеуказанную услугу.
Определением суда от 07 мая 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечен ФИО2
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, письменных возражений истицы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25 марта 2020 года ФИО1 обратилась в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" с заявлением о предоставлении государственной услуги "Признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим, назначении и выплате им государственной социальной помощи в виде пособия семье, среднедушевой доход которой ниже гарантированного душевого денежного содержания", при этом представила сведения о составе семьи из 4-х человек (ФИО1 - истец, ФИО2 - супруг, ФИО3, ФИО4 - несовершеннолетние), сведения о доходах трудоспособных членов семьи за три месяца, предшествующие обращению.
Решением от 30 марта 2020 года ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" отказало истцу в предоставлении государственной услуги, мотивируя тем, что в соответствии с п.1 ст.5 Закона РК № 56-РЗ от 12 ноября 2004 года "Об оказании государственной социальной помощи", независящей причиной, по которой трудоспособные граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, не может считаться для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью либо использующих в качестве единственного источника дохода личное подсобное хозяйство, наличие доходов ниже величины прожиточного минимума (14 449 руб.), установленного в Республике Коми для трудоспособного населения. При этом указано, что супруг заявителя ФИО2 заявляет о доходах в размере 0,00 рублей.
По представленным документам следует, что ФИО1 работает в МДОУ "Детский сад № 2 общеобразовательного вида с. Объячево" и ее доход за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года составил 83 097 рублей 26 копеек.
Согласно письму МИФНС № 1 по Республике Коми от 12 мая 2020 года № 05-12/29В ИП ФИО2 является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенный системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
По информации, предоставленной МИФНС № 1 по Республике Коми от 29 мая 2020 года, последняя не располагает сведениями о доходах ИП ФИО2 за декабрь 2019 года и январь-февраль 2020 года.
При обращении к ответчику ФИО1 была предоставлена налоговая декларация ИП ФИО2 за 2019 год и книга учета доходов и расходов за 2019 и 2020 год, согласно которой чистая прибыль ФИО2 за декабрь 2019 года составила 81 рубль 13 копеек; в январе 2020 года доход ИП ФИО2 составил 28 926,37 рублей, расход - 21 957,00 рублей, чистая прибыль составила 6 969,37 рублей; в феврале 2020 года доход составил 22 500,00 рублей, расход - 21 957,00 рублей, чистая прибыль - 543,00 рубля.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан.
Федеральный закон от 24 октября 1997 года 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определяет, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи определен Федеральным законом от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
В рамках полномочий субъекта Российской Федерации размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотрены Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми".
В целях реализации данного Закона, утверждено Постановление Правительства Республики Коми № 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" с Порядком о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, предоставления им государственной социальной помощи в виде социального пособия и пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста.
Постановлением Правительства Республики Коми от 23 апреля 2020 года № 196 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми за I квартал 2020 года" установлено, что прожиточный минимум для трудоспособного населения в южной зоне составляет 14 449 рублей 00 копеек.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь указанными в решении нормами закона, оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, возложив на ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" обязанность предоставить государственную услугу "признание семьи малоимущей, назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия семье, среднедушевой доход которой ниже гарантированного душевого денежного дохода".
Отменяя уведомление ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района", суд исходил из того, что отказ в предоставлении государственной услуги по признанию семьи малоимущей по основанию того, что доход супруга истца, являющегося индивидуальным предпринимателем, ниже прожиточного минимума, нарушает право семьи истца на государственную поддержку. По расчету суда, при наличии у супруга истицы дохода в размере прожиточного минимума, среднедушевой доход семьи ежемесячно будет ниже прожиточного минимума и составит 10 535,36 рублей
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что в силу абз. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ независящей причиной, по которой трудоспособные граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, не может считаться для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, наличие доходов ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения.
Указанные доводы не могут служить основанием для отмены, поскольку при определении права истицы на получение государственной социальной помощи, суд первой инстанции учитывал в доходах индивидуального предпринимателя ФИО2 размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, а не его фактические доходы, которые за предшествующий моменту обращения период, составили ниже величины прожиточного минимума.
В целом доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи, с чем не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Прилузского районного суда Республики Коми от 8 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -