НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 27.08.2018 № 33А-3948/18

... Дело №33а-3948/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Соболева В.М.,

судей Вдовиченко С.В., Колесниковой Д.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 27 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Усякого Ю.Н. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 27 июня 2016 года, по которому

взысканы с Усякого Ю.Н. в пользу Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми недоимка по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности за период с 01.01.2014 по 23.06.2014 и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности за период с 09.07.2014 по 03.11.2015 в сумме 61 753,56 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за непредставление необходимой отчетности в сумме 58 291,08 руб., пени на страховую часть за непредставление необходимой отчетности в сумме 3 462,48 руб.

Взыскана с Усякого Ю.Н. государственная пошлина в доход федерального бюджета Российской Федерации в размере 2052,61 руб.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., судебная коллегия

установила:

Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми (далее–УПФР в городе Инте РК) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Усякому Ю.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности за период с 01.01.2014 по 23.06.2014 и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности за период с 09.07.2014 по 03.11.2015 в сумме 61 753,56 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за непредставление необходимой отчетности в сумме 58 291,08 руб., пени на страховую часть за непредставление необходимой отчетности в сумме 3462,48 руб.

Заявленные требования мотивированы тем, что Усякий Ю.Н., зарегистрированный в УПФР в городе Инте РК в качестве страхователя, прекративший деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 23.06.2014, не представил налоговую отчетность за 2014 год в налоговые органы. Усякий Ю.Н. не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы за непредставление им необходимой отчетности в налоговые органы на дату прекращения деятельности 23.06.2014 и пени по состоянию на 03.11.2015, начисленные на недоимку по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности в налоговые органы.

УПФР в городе Инте РК, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Усякий Ю.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, в порядке, предусмотренном статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Усякий Ю.Н. просит отменить решение суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Полагает, что в связи с подачей им налоговой декларации за 2014 года 05.10.2016, УПФР в городе Инте РК после получения из налоговых органов соответствующей информации о фактически полученном доходе плательщика, независимо от того, в каком расчетном периоде поступила данная информация, должно было произвести перерасчет размера страховых взносов исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13.08.2018 по административному делу произведена замена административного истца УПФР в городе Инте РК на его правопреемника Межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Коми.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми, административный ответчик Усякий Ю.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание при рассмотрении дела в апелляционной инстанции не явился.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (части 1, 2 статьи 18).

Частями 2 и 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что страховые взносы за расчетный период, которым в силу части 1 статьи 10 данного закона признается календарный год, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.

На основании частей 1, 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (статья 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу части 4.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

В соответствии с пунктом 2.1.2.15 Соглашения по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ от 22.02.2011 №ММВ027-2/5АД-30-33/04сог в срок не позднее 1-го числа каждого месяца налоговые органы осуществляют передачу в ПФР сведений, которые не были своевременно представлены плательщиками в налоговые органы, уточненные плательщиком сведения о доходах, информацию, выявленную в ходе мероприятий налогового контроля.

Налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца (часть 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Усякий Ю.Н. был зарегистрирован в УПФ в качестве страхователя, статус индивидуального предпринимателя им утрачен 23.06.2014. При этом, как следует из административного искового заявления УПФР в городе Инте РК, административным ответчиком, как плательщиком страховых взносов, не исполнена установленная законом обязанность об их уплате за 2014 год в установленный законом срок и в установленном законом размере, в связи с чем недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть составила 58 291,08 руб., пени 3462,48 руб. При этом расчет суммы страховых взносов за 2014 год, подлежащих уплате Усякий Ю.Н., произведен пенсионным фондом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, поскольку в установленные законом сроки после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик страховые взносы не уплатил, необходимой отчетности и сведения о доходах в компетентный орган не представил, в результате чего административный истец не располагал сведениями о доходах от деятельности налогоплательщика за расчетный период.

Требования УПФР в городе Инте РК от 03.11.2015 №396 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, направленное Усякому Ю.Н. по адресу: г.Инта, ул.Куратова д.62 кв.75, в установленный в требованиях срок - 23.11.2015, административным ответчиком исполнено не было.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, установив неисполнение ответчиком обязанности по уплате недоимки страховых взносов и пени на основании требования УПФР в городе Инте РК от 03.11.2015 №396, при соблюдение административным истцом предусмотренного налоговым законодательством порядка взыскания задолженности, в том числе сроков обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований при наличии правовых основании для удержания с ответчика недоимки по страховым взносам и пеней в размере, предъявленном пенсионном органом.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что при осуществлении предпринимательской деятельности Усяким Ю.Н. применялась упрощенная система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой (пункт 1 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности (пункт 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ).

Соответственно, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в общем случае не обязаны представлять декларации по налогу на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Налогового кодекса РФ).

Статья 346.19 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговым периодом признается календарный год.

Исходя из приведенных норм законодательства и установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку в 2014 году Усякий Ю.Н. осуществлял предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, и в этом периоде иной режим налогообложения им не применялся, обязанности по исчислению НДФЛ и представлению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности, как того требуют положения статей 227, 229 Налогового кодекса РФ, у него не возникло. Усякий Н.Ю. должен был представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что налоговая декларация представлена Усяким Ю.Н. с нарушением указанного срока - 05.10.2016, за что он был привлечен 14.02.2017 решением налогового органа к ответственности за совершение налогового правонарушения. По представленной декларации доходы предпринимателя Усякого Ю.Н. отражены как нулевые. Таким образом, по мере представления Усяким Ю.Н. налоговой декларации сведения из нее в установленные сроки должны были быть направлены налоговым органом в УПФР в городе Инте РК независимо от налогового периода в порядке пункта 2.1.2.15 Соглашения по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ от 22.02.2011 №ММВ27-2/5АД-30-33/04сог 15.06.2015, части 9 статьи 14 Федерального закона N212-ФЗ.

С учетом совокупности упомянутых норм, а также принимая во внимание, что редакция статьи 14 Федерального закона N212-ФЗ, действовавшая с 01.01.2014, была направлена на определение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц, именно исходя из величины полученного ими дохода, в случае, если плательщиком страховых взносов была представлена отчетность в налоговые органы (независимо от даты её предоставления), размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование у Усякого Ю.Н. определяется в соответствии с положениями части 1.1 статьи 14 Федерального закона N212-ФЗ, исходя из суммы годового дохода, указанного в такой отчетности, и, соответственно, оснований для взыскания недоимки по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности за период с 01.01.2014 по 23.06.2014 и пени, начисленных на недоимку по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности за период с 09.07.2014 по 03.11.2015, исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, не имелось.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесение нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Усякого Ю.Н. удовлетворить.

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 27 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми о взыскании с Усякого Ю.Н. недоимки по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности за период с 01.01.2014 по 23.06.2014 и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за непредставление необходимой отчетности за период с 09.07.2014 по 03.11.2015 в сумме 61 753,56 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за непредставление необходимой отчетности в сумме 58 291,08 руб., пени на страховую часть за непредставление необходимой отчетности в сумме 3462,48 руб. отказать.

Председательствующий

Судьи