УИД: 11RS0002-02-2022-000237-23
г. Сыктывкар Дело № 2-2-306/2022 г. (33-4166/2022 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июня 2022 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 марта 2022 года и дополнительное решение от 25 апреля 2022 года, по которым:
иск ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о назначении дополнительного социального обеспечения работнику организаций угольной промышленности удовлетворен.
На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми возложена обязанность назначить ФИО1 ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», с 01.08.2021.
На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми возложена обязанность выплатить ФИО1 недополученную сумму ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01.08.2021.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», с 01.08.2021.
В обоснование иска указал, что 22.06.2021 он обратился с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности». Решением УПФР в г. Воркуте ему было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии ввиду отсутствия необходимого количества специального стажа. С решением ответчика не согласен, так как согласно прилагаемому расчету стажа, проведенному на основании таблицы ответчика, установлено, что специальный стаж по ведущим профессиям составил календарно 18 л. 11 мес. 24 дн., стаж по другим профессиям календарно составил 02 мес. 00 дн., а в льготном исчислении с учетом суммирования неведущих и ведущих профессий составит 23 г. 07 мес. 24 дн., При вынесении решения об отказе доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ из специального стажа истца работы ответчиком исключены курсы повышения квалификации, гособязанности, ежегодный отпуск, рабочие дни. С учетом включения спорных периодов, его специальный стаж работы составит более 25 лет.
Ответчик с иском не согласился.
Судом принято приведенное выше решение и дополнительное решение.
В апелляционной жалобе ОПФР по Республике Коми просит отменить решение суда, полагая неверным вывод суда в части включения в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии, периода работы истца с 01.01.1991 по 13.11.1995 в качестве горнорабочего в шахтоуправлении «Кызыл-Кийское» Ошской области Кыргызской Республики.
В суде апелляционной инстанции в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пунктом 1 которого предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992;
е) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, - Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет» (далее - Список № 481).
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
- каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
- каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, - за 9 месяцев.
Судом установлено, что ФИО1 с 05.06.2020 является получателем досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
22.06.2021 истец обратился в УПФР в г. Воркуте Республики Коми за назначением ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Решением УПФР в г. Воркуте Республики Коми № 152281/21/285 в назначении доплаты ФИО1 отказано, поскольку на момент обращения за доплатой специальный стаж истца, с учетом суммирования ведущих и не ведущих профессий в льготном исчислении составил 23 г. 07 мес. 24 дн., при требуемом стаже 25 лет.
Согласно материалам пенсионного дела, истцу отказано во включении в специальный стаж для назначения доплаты к пенсии: работа подземным горнорабочим очистного забоя на шахте им. Ленинского Комсомола Шахтоуправления Кызыл-Кийское с 21.01.1985 по 13.11.1995; курсы повышения квалификации с оплатой: 17.12.2009, 12.02.2010, 19.05.2010, 12.12.2011, 19.12.2012, 12.07.2013, 05.04.2016, 25.05.2016, 26.11.2016, 28.11.2016, 26.10.2017, 04.03.2019, 25.11.2019; гособязанности: 26.02.2010; ежегодный отпуск: 13.09.2009, 24.11.2009; временный перевод по производственной необходимости: с 24.01.2014 по 31.01.2014.
Оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства при правильном применении норм права, суд пришел к выводу о том, что вышеприведенные периоды занятости истца на курсах повышения квалификации, выполнения гособязанностей, временного перевода по производственной необходимости, дней ежегодного отпуска, подлежат включению в специальный стаж, дающий право истцу на досрочное назначение пенсии по старости, а, следовательно, и в стаж, дающий право на доплату к пенсии, по фактической продолжительности, то есть в календарном исчислении.
Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж работы периода работы с 21.01.1985 по 13.11.1995 в качестве горнорабочего в шахтоуправлении «Кызыл-Кийское» Ошской области Кыргызской Республики, суд первой инстанции исходил из записей в трудовой книжке истца и руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно п. 2 ст. 6 которого для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Не оспаривая право ФИО1 на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ, с 1 августа 2021, ответчик в апелляционной жалобе выражает несогласие с решением в части включения в специальный стаж периода работы в Кыргызстане с 01.01.1991 по 13.11.1995.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
Статьей 5 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.
По смыслу статей 1, 5 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определено установить для плательщиков взносов тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин. Правоотношения, связанные с установлением размера тарифа, облагаемой базы, исчислением и уплатой (перечислением) взносов плательщиками взносов на доплату к пенсии, контролем за правильностью начисления и уплатой взносов на доплату к пенсии, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Перечень организаций, являющихся плательщиками взносов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (части 1 - 3).
По смыслу приведенных нормативных положений правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 798 утверждены Правила определения перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Из изложенных норм закона следует, что дополнительные страховые взносы (сверх установленного тарифа), уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации в целях предоставления такой социальной гарантии бывшим работникам организаций угольной промышленности как доплата к пенсии, не участвуют в формировании размера страховой пенсии, который обеспечивается за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а имеют иное целевое назначение - расходуются только на дополнительное материальное обеспечение бывших работников угольной промышленности Российской Федерации и угольной промышленности бывшего СССР до 1 декабря 1991 г.
Таким образом, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых взносах», не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
В силу приведенных норм, оснований для включения в специальный стаж периода работы ФИО1 с 01.12.1991 по 13.11.1995 в качестве горнорабочего подземного в шахтоуправлении «Кызыл-Кийское» Ошской области Кыргызской Республики, дающего право на назначение доплаты в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ, у суда не имелось.
Между тем, с учетом исключения данного периода, специальный стаж истца, дающий право на назначение доплаты в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ, составит более 25 лет, основания для назначения истцу доплаты к пенсии по указанному закону имеются, соответственно решение суда и дополнительное решение суда о возложении обязанности на ответчика назначить истцу доплату с 01.08.2021 и выплатить недополученную сумму, подлежит оставлению без изменения.
Поскольку доводы апелляционной жалобы признаны судебной коллегией обоснованными, в тоже время в резолютивной части решения не указано на периоды, подлежащие включению в стаж, требования апелляционной жалобы об отмене решения суда в части не могут быть удовлетворены. Однако из мотивировочной части решения суда подлежат исключению выводы о включении в стаж работы, дающей право на назначение доплаты в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ, периода работы с 01.12.1991 по 13.11.1995 в качестве горнорабочего подземного в шахтоуправлении «Кызыл-Кийское» Ошской области Кыргызской Республики.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 марта 2022 года и дополнительное решение от 25 апреля 2022 года оставить без изменения.
Исключить из мотивировочной части решения вывод суда о включении в специальный стаж работы, дающей право на назначение доплаты в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ, ФИО1, период работы с 01.12.1991 по 13.11.1995 в качестве горнорабочего подземного с полным рабочим днем под землей на в шахтоуправлении «Кызыл-Кийское» Ошской области Кыргызской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: