НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 26.08.2019 № 33А-5124/19

... Дело №33а-5124/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Вдовиченко С.В., Колесниковой Д.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 26 августа 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Макаровой Е.Г. и дополнению к ней от 19 августа 2019 года на решение Печорского городского суда Республики Коми от 04 июня 2019 года, по которому взыскана с Макаровой Е.Г., зарегистрированной по адресу: ..., в доход соответствующего бюджета задолженность:

- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (УСН) за 2017-2018 г. в размере 19 721,99 руб. и пени в размере 1832,58 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017-2018 г. в размере 7032,18 руб., пени в сумме 1019,83 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2018 г. в размере 1412,90 руб., пени в сумме 203,05 руб.

Взыскана с Макаровой Екатерины Георгиевны государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере 1136,68 руб.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Макаровой Е.Г. о взыскании задолженности по налогу, взносам и пени в общей сумме 33 083,87 руб., в том числе: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (упрощенная система налогообложения) за 2017-2018 г. в размере 21 581,99 руб., пени в размере 1833,92 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017-2018 г. в размере 7032,18 руб., пени в размере 1019,83 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 за 2018 год в размере 1412,90 руб., пени в размере 203,05 руб.

Определением суда от 04.06.2019 на основании заявлений административного истца от 07.05.2019 и 04.06.2019 производство по делу в части взыскания задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы» (УСН) в сумме 1860 руб. и пени в сумме 1,34 руб. прекращено.

Представитель административного истца в судебном заседании в остальной части заявленные требования поддержала.

Административный ответчик в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

Представитель, привлеченного судом к участию в деле заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в городе Печоре РК, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принимал.

Суд, в порядке, предусмотренном статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Макарова Е.Г. просит отменить решение суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Полагает, что при частичном отказе налогового органа от исковых требований в части взыскания налога за 2018 год в сумме 1800 руб., не отказался от суммы пени в размере 37,83 руб.; налоговый орган рассчитал задолженность по налогу без учета вычета в соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) оплаченных ею за 2017 и 2018 года страховых вносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование; судом первой инстанции также оставлены без внимания положения пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ, что привело к незаконному взысканию суммы налога по УСН в размере 19 721,99 руб. и пени в размере 1832,58 руб. В дополнении к апелляционной жалобе, Макарова Е.Г. в обоснование незаконности решения суда первой инстанции указала на то, что, поскольку задолженность по страховым взносам за 2017 год по сроку уплаты до 09.01.2018 взыскана налоговым органом в размере 23 400 руб. в порядке статьи 47 НК РФ до прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. до 28.03.2018, то в силу пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ предъявленный к взысканию с нее налог за период 2017 года в сумме 19 721,99 руб. подлежит уменьшению на эту сумму, и соответственно обнуляется, в связи с чем подлежит перерасчету и начисление пени. Кроме того, ссылается на то, что взысканные обжалуемым решением страховые взносы ею оплачены и она не согласна с размером начисленных пеней. Приводит доводы о несогласии с определением суда об отказе в принятии встречного иска, а также просит отменить определение суда от 25.03.2019 о применении мер предварительной защиты по административному делу.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, отзыв налогового органа, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу требований пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Как следует из материалов дела и установлено судом Макарова Е.Г. была зарегистрирована в период с 24.08.2012 по 28.03.2018 в качестве индивидуального предпринимателя.

25.08.2012 Макаровой Е.Г. в налоговый орган было представлено уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с объектом «доходы».

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.21 НК РФ налог по УСН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

На основании положений пункта 1 статьи 346.18 НК РФ, в случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

При этом согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов (пункт 1 статьи 346.20 НК РФ).

В силу пункта 2 статьи 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно пункту 3 указанной статьи налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Из подпункта 1 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ следует, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано в абзаце 6 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ, индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 2 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 7 статьи 346.21 НК РФ).

Макарова Е.Г. в связи с осуществлением предпринимательской деятельности представила в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения: 04.04.2018 за 2017 год; 10.07.2018 уточненную декларацию за 2017 год; 05.04.2018 за 2018 год в связи с прекращением индивидуальной деятельности.

В разделе 1.1 уточненной декларации за 2017 год административный ответчик самостоятельно исчислил налог и авансовые платежи в общей сумме 19 722 руб.: авансовые платежи в сумме 90 руб. по сроку уплаты 25.04.2017, в сумме 4452 руб. по сроку уплаты 25.07.2018, в сумме 8940 руб. по сроку уплаты 25.10.2017 и налог, подлежащей доплате за налоговый период, в сумме 6240 руб. по сроку 30.04.2018. В разделе 2.1.1 декларации Макаровой Е.Г. отражена сумма полученного дохода за налоговый период 361 000 руб., заявлена сумма страховых взносов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 346.21 НК РФ за налоговый период 1938 руб., которая учтена в виде уменьшения при расчете налога (361 000 * 6% = 21 660 -1938 = 19 722).

В представленной 05.04.2018 декларации за 2018 год, в связи с прекращением индивидуальной деятельности, административный ответчик исчислил авансовый платеж в сумме 1860 руб. по сроку уплаты 25.04.2018. В разделе 2.1.1 декларации Макаровой Е.Г. отражена сумма полученного дохода за первый квартал 31 000 руб., заявлена сумма страховых взносов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 346.21 НК РФ, в размере 1860 руб., которая учтена в виде уменьшения при расчете налога (31 000* 6% = 1860 – 1860=0). От требований в указанной части административный ответчик отказался, производство по делу в указанной части прекращено.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В соответствие с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В связи с неуплатой Макаровой Е.Г. налога, в соответствии со статьей 69 НК РФ инспекция направила ответчику требование № 3768 по состоянию на 23.04.2018 со сроком исполнения до 16.05.2018, о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции от 25.04.2018. В требование включена сумма задолженности по авансовым платежам за 2017 год в размере 13 481,99 руб. и пени в сумме 1730,61 руб., начисленной на задолженность, образовавшуюся за период с 18.08.2016 по 18.04.2018.

Налоговым органом в адрес Макаровой Е.Г. направлено требование № 4192 по состоянию 07.05.2018 со сроком исполнения до 28.05.2018, о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции от 10.05.2018. В требование включена сумма задолженности по авансовому платежу за 1 квартал 2018 года в размере 1800 руб. и пени в сумме 37,63 руб., начисленные на задолженность, образовавшуюся за период с 19.04.2018 по 29.04.2018.

Налоговым органом в адрес Макаровой Е.Г. направлено требование № 4511 по состоянию 14.05.2018 со сроком исполнения до 01.06.2018, о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции от 16.05.2018. В требование включена сумма задолженности за налоговый период 2017 год в сумме 19 722 руб. и пени в сумме 65,68 руб., начисленной на задолженность, образовавшуюся за период с 29.04.2018 по 12.05.2018.

Макаровой Е.Г. указанные требования не исполнены, сумма задолженности не уплачена.

Срок, предусмотренный статьей 70 НК РФ для направления требования об уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, налоговым органом соблюден.

Макаровой Е.Г. 10.07.2018 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация за 2017 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, согласно которой налоговые обязательства были уменьшены до 19 722 руб.

С учетом уменьшения налоговых обязательств за 2017 год общая сумма задолженности по налогу за 2017-2018 года составила 21 581,99 руб. (19 722 + 1860) и пени в сумме 1833,92 руб. (1730,61+37,63+65,68). Данная задолженность для взыскания через суд включена в заявление на выдачу судебного приказа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщики страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.

Статьей 430 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2018, определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

Статьей 430 НК РФ в новой редакции, действующей с 01.01.2018, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года (29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 руб. за расчетный период 2018 года.

Статьей 432 НК РФ определен порядок уплаты страховых взносов. Исчисление страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В силу пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях определения размера страховых взносов доход для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно представленной административным ответчиком налоговой декларации за 2017 году, доход за налоговый период превысил 300 000 руб. (составил 361 000 руб.), в связи с чем налоговым органом установлено, что Макарова Е.Г. обязана уплатить страховые взносы за 2017 год в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в следующем порядке, в соответствии со статьей 430 НК РФ, в редакции действующей до 01.01.2018:

- до 09.01.2018 в размере 23 400 руб., определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса. 7 500 руб. (размер МРОТ) * 12*26% (тариф страхового взноса установлен п. 2 ст. 425 НК РФ) = 23 400 руб. за год.

- до 02.07.2018 года в размере 610 руб., определяемом как плюс 1,0% с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. 61 000 руб. суммы дохода административного ответчика, превышающего 300 000 рублей (361 000 руб.- 300 000 руб.)*1%=610 руб.

Задолженность по страховым взносам за 2017 год по сроку уплаты до 09.01.2018 в размере 23 400 рублей налоговым органом взыскана с административного ответчика в рамках статьи 47 НК РФ до прекращения Макаровой Е.Г. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Административный ответчик в срок до 02.07.2018 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 610 руб. не уплатила, что подтверждается распечаткой карточки расчета с бюджетом по взносу.

Согласно представленной административным ответчиком в адрес налогового органа налоговой декларации за отчетный период 2018 года доход налогоплательщика составил 31 000 руб., т.е. не превысил 300 000 руб., таким образом, административный ответчик обязана была уплатить страховые взносы за 2018 год в фиксированном размере в соответствии с абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ.

Макарова Е.Г. прекратила предпринимательскую деятельность 28.03.2018, соответственно страховые взносы за неполный год составили:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 26 545 руб. (фиксированный размер) *2 полных месяца 2018 года/12 мес. +1/12*26545 руб.*28 дней/31 дн.=4424 руб. 17 коп. + 1998 руб. 01 коп. = 6422,18 руб.

страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 5840 руб. (страховой взнос за год)*2 месяца 2018 года/12 мес.+1/12*5 840 руб. (страховой взнос за год)* 28 дн./31 дн.=973 руб. 33 коп.+439 руб. 57 коп.=1412,90 руб.,

уплату которых за 2018 год Макарова Е.Г. обязана была произвести до 12.04.2018, но не произвела, что подтверждается карточкой расчетов по страховым взносам.

В связи с неуплатой Макаровой Е.Г. страховых взносов в соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № 5528 по состоянию на 10.07.2018 со сроком уплаты 30.07.2018, о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции от 12.07.2018. В требование включена сумма задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 6422,18 руб. и пени в сумме 1019,83 руб., начисленные на задолженность, образовавшуюся за период с 01.02.2018 по 05.07.2018; сумма задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 610 руб.; сумма задолженности по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 1412,90 руб. и пени в размере 203,05 руб., начисленные на задолженность, образовавшуюся за период с 01.02.2018 по 05.07.2018. Макаровой Е.Г. указанное требование не исполнено, сумма задолженности не уплачена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сроки направления требования № 5528 налоговым органом соблюдены. Недоимка налоговым органом была выявлена 10.07.2018, что подтверждается документом о выявлении недоимки № 22437. Этой же датой налоговым органом сформировано требование № 5528 и направлено в адрес Макаровой Е.Г. 12.07.2018

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Поскольку административным ответчиком требования № 3768 со сроком исполнения до 16.05.2018, требования № 4192 со сроком исполнения до 28.05.2018, требования № 4511 со сроком исполнения до 01.06.2018, требование № 5528 со сроком уплаты 30.07.2018 выполнены не были, административный истец 12.09.2018 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Принимая во внимание, что трехлетний срок обращения в суд самого раннего требования № 3768 со сроком исполнения до 16.05.2018 истекает 16.11.2018, налоговый орган обратился в суд с соблюдением шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Судебным приказом мирового судьи ... судебного участка г. ... Республики Коми от 17.09.2018 с Макаровой Е.Г. в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Республики Коми взысканы недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 21 581,99 руб. и пени 1833,92 руб.; страховые взносы на ОПС в ПФ РФ в размере 7032,18 руб. и пени с 01.01.2017 за 2018 г. в размере 1019,83 руб. ; страховые взносы на ОМС в ФФОМС за период с 01.01.2017 г. за 2018 г. в размере 1412,90 руб. и пени за период с 01.01.2017 за 2017 г. в размере 203,05 руб.расходы по оплате государственной пошлины.

Определением мирового судьи мирового судьи ... судебного участка г. ... Республики Коми от 01.10.2018 судебный приказ от 17.09.2018 о взыскании недоимки отменен по причине поступивших возражений от ответчика.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, 12.02.2019 Межрайонная ИФНС России № 2 по Республики Коми обратилась в Печорский городской суд Республики Коми с рассматриваемым иском о взыскании с Макаровой Е.Г. недоимки по налогу и страховым взносам.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами и установив неисполнение Макаровой Е.Г. обязанности по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 год в размере 19 721,99 руб. и пеней в размере 1832,58 руб. согласно требованиям № 3768, 4192, 4511, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование и пеней на основании требования № 5528, при соблюдение административным истцом предусмотренного налоговым законодательством порядка взыскания задолженности, в том числе сроков обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований при наличии правовых основании для удержания с ответчика недоимки по налогу, страховым взносам и пеней в размере, предъявленном налоговым органом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании недоимки по налогу и страховым взносам, поскольку они отвечают требованиям закона, подлежащего применению, обоснованны, нашли свое подтверждение в материалах дела и согласуются с установленными по делу обстоятельствами.

Доводы заявителя в апелляционной жалобе о том, что налоговый орган рассчитал задолженность по налогу без учета вычета в соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 НК РФ оплаченных ею за 2017 и 2018 года страховых вносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, что также не было учтено судом первой инстанции и привело к неправильному взысканию налога, поскольку опровергаются представленной в материалы дела уточненной декларацией по налогу за 2017 год, из которой следует, что сумма налога, подлежащая уплате, рассчитана самой Макаровой Е.Г. за минусом страховых взносов в размере 19 722 руб.(361000*6%-1938). Поскольку налоговым органом заявлены требования о взыскании налога в пределах суммы исчисленной административным ответчиком в представленной декларации (в размере 19 721,99 руб.), суд первой инстанции обоснованно рассмотрел в пределах заявленной к взысканию суммы.

Подлежат отклонению доводы заявителя в апелляционной жалобе о том, что поскольку задолженность по страховым взносам за 2017 год в размере 23 400 руб. взыскана с неё налоговым органом в рамках статьи 47 НК РФ, до прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (28.03.2018), то налог в силу пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ предъявленный к взысканию с нее налог за период 2017 года в сумме 19 721,99 руб. подлежит уменьшению на эту сумму, и соответственно обнуляется, как основанные на неправильном применении заявителем норм материального права.

В абзаце 6 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ указано, индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Согласно статье 346.17 НК РФ в целях Главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод), а расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Исходя из совокупного толкования положений подпункта 7 пункта 1 статьи 346.16, пункта 2 статьи 346.17, статьи 346.19, подпункта 1 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ следует, что в целях применения абзаца 6 пункта 3.1 названной статьи сумма уплаченных страховых взносов в фиксированном размере может уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу) только за тот налоговый (отчетный) период, в котором данный фиксированный платеж был уплачен.

Соответственно, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб., подлежащие уплате до 09.01.2018, взысканы налоговым органом в 2018 году, то есть в ином налоговом периоде за который взыскивается с административного ответчика налог в сумме 19 722 руб. (за 2017 год), то данная сумма удержанных страховых взносов не может быть учтена для снижения суммы налога в поданной уточненной декларации за 2017 год.

Доводы заявителя в апелляционной жалобе о том, что взысканные страховые взносы ею оплачены, не могут быть приняты во внимание, поскольку из представленных налоговым органом карточек «расчета с бюджетом» страховые взносы в ПФ РФ и в ФФОМС оплата взысканных страховые суммы Макаровой Е.Г. не произведена. Со совей стороны административным ответчиком в подтверждение указанных доводов доказательств уплаты страховых взносов за взыскиваемый период не представлено. Выражая несогласие с обязанностью оплаты обязательных платежей и санкций, своего контррасчета административный ответчик не представил.

Однако, судебная коллегия находит, что решение суда в части размера взыскания пени подлежит изменению с учетом следующего.

Согласно, представленному в суд налоговым органом расчету пени к требованию № 4192, следует, что на задолженность по авансовым платежам по налогу, исчисляемому по упрощенной системе налогообложения в сумме 13 481,99 руб. за 2017 год (сроки уплаты 25.04.2017 – 89,99 руб., 25.07.2017 – 4452 руб., 25.10.2017 – 8940 руб.) пени начислены за период с 19.04.2018 по 25.04.2018 в размере 22,81 руб., и за период с 26.04.2018 по 29.04.2018 в сумме 14,83 руб. на задолженность по авансовым платежам по налогу в сумме 13 481,99 руб. за 2017 год и на задолженность по авансовому платежу за 2018 год в размере 1860 руб. по сроку уплаты 25.04.2018.

Таким образом, размер пени на задолженность по авансовому платежу за 2018 год в размере 1860 руб. по сроку уплаты 25.04.2018, за 4 дня просрочки с 26.04.2018 по 29.04.2018 составляет 1,80 руб. (1860* ставку пени 0,00024167*4 дня), соответственно у налогового органа имелись основания для начисления пени в размере 37,63 руб., выставленных в требовании № 4192. В то же время налоговый орган воспользовался правом отказа от взыскания пеней в размере 1,34 руб. С учетом этого, доводы Макаровой Е.Г. в апелляционной жалобе о том, что при отказе от требований в части взыскания налога за 2018 год в размере 1800 руб., налоговый орган должен был отказаться и от требований о взыскании пени в размере 37,63 руб., выставленных в требовании № 4192, однако налоговый орган отказался от требований о взыскании пени лишь в размере 1,34 руб., несостоятельны.

Проверяя расчет пени к требованию № 3768 о взыскании недоимки по налогу по авансовым платежам за 2017 год на общую сумму 13 481,99 руб. (л.д. 33), судебная коллегия приходит к выводу о том, что из указанного расчета пени подлежат исключению пени по недоимкам по налогу за предыдущие налоговые периоды в размере 994,05 руб., поскольку доказательств законности выставления к взысканию указанных пеней, а также соблюдения порядка и сроков их взыскания, налоговым органом в суд представлено не было, в материалах дела указанные доказательства отсутствуют. В силу чего размер пени, подлежащий взысканию по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (УСН) за 2017 год составит 838,07 руб. (1833,92 - 994,05 - 1,80).

Подлежит уменьшению размер пени по страховым взносам предъявленной в требовании № 5528 (л.д.43, 44).

Так, согласно представленному налоговым органом расчету пени № 1 к требованию № 5528 пени на задолженность по страховым взносам в пенсионный фонд за 2017 год по сроку уплаты до 09.01.2018 в размере 23 400 руб. начислены налоговым органом за период с 01.02.2018 по 05.07.2018, однако налоговым органом указанная сумма задолженности по страховым взносам не предъявлена к взысканию, поскольку уже удержана в соответствии со статьей 47 НК РФ до утраты Макаровой Е.Г. статуса индивидуального предпринимателя, т.е. до 28.03.2018. При этом пени начислены до 05.07.2018. Таким образом, расчет пени по указанной сумме налога нельзя признать обоснованным, поскольку доказательств, когда и каким порядком произведены удержания указанной суммы с административного ответчика, материалы дела не содержат и законность её начисления проверить невозможно, в связи с чем указанные суммы пени подлежат исключению из расчета пени на суммы страховых взносов на пенсионное страхование за 2017-2018 года.

Таким образом, размер пени, подлежащий взысканию по недоимке по страховым взносам на пенсионное страхование за 2017-2018 г. составит 130,82 руб. (125,72 + 4,66 + 0,44):

-125,72 руб. пеня на сумму недоимки 6422,18 руб. за период с 13.04.2018 по 02.07.2018 за 81 день просрочки (6422,18*0,000241667*81);

-4,66 руб. пеня на сумму недоимки 6422,18 руб. за период с 03.07.2018 по 05.07.2018 за 3 дня просрочки (6422,18*0,000241667*3);

- 0,44 руб. пеня на сумму недоимки 610 руб. за период с 03.07.2018 по 05.07.2018 за 3 дня просрочки (610*0,000241667*3).

Подлежит уменьшению размер пени, начисленной на недоимку по страховым взносам в ФФОМС за 2018 год, согласно представленному административным истцом расчету пени № 2 к требованию № 5528 (л.д. 44).

Так, согласно требованию № 5528 размер недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2018 год составил 1412,90 руб., пени на указанную сумму за период с 13.04.2018 по 05.07.2018 за просрочку в 84 дня составляют 28,68 руб. (1412,90*0,000241667*84), которые и подлежат взысканию с административного ответчика. Пени, приведенные налоговым органом в расчете пени № 2 к требованию № 5528 на сумму 4590 руб. за период с 01.02.2018 по 05.07.2018 не подлежит взысканию с административного ответчика, поскольку налоговым органом не представлено доказательств в подтверждение указанной недоимки по страховым взносам в ФФОМС на сумму 4590 руб., наличие оснований, соблюдения порядка и сроков для взыскания пеней на указанную сумму.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с определением суда об отказе в принятии встречного иска административного ответчика подлежат отклонению, поскольку не препятствует реализации права административному истцу на обращение за судебной защитой путём предъявления самостоятельного иска.

Требования, указанные Макаровой Е.Г. в дополнении к апелляционной жалобе об отмене определения суда от 25.03.2019 о применении мер предварительной защиты и доводы, приведенные в апелляционной жалобе в указанной части, не могут быть предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции в настоящем судебном заседании, поскольку порядок обжалования этого определения, предусмотренный частью 1 статьи 90 КАС РФ на дату рассмотрения апелляционной жалобы Макаровой Е.Г. не соблюден, что в свою очередь не лишает её права обжаловать это определение с соблюдением установленного законом порядка.

Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Печорского городского суда Республики Коми от 04 июня 2019 года изменить,

взыскать с Макаровой Е.Г., зарегистрированной по адресу: ..., в доход соответствующего бюджета задолженность:

- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (УСН) за 2017 год в размере 19 721,99 руб. и пени в размере 838,07 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017-2018 г. в размере 7032,18 руб., пени в сумме 130,82 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 год в размере 1412,90 руб., пени в сумме 28,68 руб.

Взыскать с Макаровой Е.Г. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере 1074,94 руб.

Председательствующий

Судьи