Судья Коданева Я.В. Дело № 33-2469/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Ус Е.А.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании 26 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 февраля 2018 года, по которому
Взыскано с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу;
Нечаевой Л.В. задолженность по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.12.2016 в размере 4 498,26 руб., задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 – 74 210,10 руб. компенсация за неиспользованный отпуск - 20 444,48 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 19 674,92 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 121 827 рублей 76 копеек;
Машанова А.И. задолженность по заработной плате за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 7 842,84 руб., задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 27.03.2017 – 119 613,24 руб., компенсация за неиспользованный отпуск - 36 937,28 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 32 947,92 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 200 341 рубль 28 копеек;
Сабаля В.В. задолженность по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.12.2016 в размере 7 842,84 руб., задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 27.03.2017 – 119 613,24 руб., компенсация за неиспользованный отпуск - 35 512 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 32 685,60 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 198 653 рубля 68 копеек;
Геля В.С. задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 – 155 940,90 руб.; компенсация за неиспользованный отпуск - 58 567,04 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 41 894,01 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 259 401 рубль 95 копеек;
Савицкого А.Г. задолженность по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.12.2016 в размере 6 370,26 руб., задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 – 105 075,30 руб., компенсация за неиспользованный отпуск - 25 843,30 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 27 295,02 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 167 583 рубля 88 копеек;
Зверева Н.Н. задолженность по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.12.2016 в размере 5 539,99 руб., задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 27.03.2017 – 84 449,50 руб., компенсация за неиспользованный отпуск - 23 177,42 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 22 728,66 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 138 895 рублей 57 копеек;
Каликовой И.Ю. задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 – 235 492,50 руб., компенсация за неиспользованный отпуск - 154 128,63 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 75 184,19 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 467 805 рублей 32 копейки;
Федотовой Л.А. задолженность по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.12.2016 в размере 6 515, 91 руб., задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 – 107 512,50 руб., компенсация за неиспользованный отпуск - 19 729,80 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 26 709,55 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 163 467 рублей 76 копеек;
Борниковой Т.И. задолженность по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.12.2016 в размере 6 244,25 руб., задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 – 103 030,20 руб., компенсация за неиспользованный отпуск - 24 319,95 руб., компенсация за задержку выплат по ст. 236 ТК РФ по состоянию на 06.02.2018 в размере 26 578,14 руб., компенсация морального вреда – 3 000 руб., а всего 163 172 рубля 54 копейки;
Геля В.С., Машанову А.И., Сабаля В.В., Звереву Н.П., Савицкому А.Г., Каликовой И.Ю., Бортниковой Т.И., Нечаевой Л.В., Федотовой Л.А. в удовлетворении требований к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК отказано.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя МВД РФ Миланович Т.О., Зверева Н.П., Савицкого А.Г., Каликовой И.Ю., Нечаевой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нечаева Л.В. обратилась в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.03.2017, материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты к отпуску, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Машанов А.И. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 27.12.2016 по 27.03.2017, материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты к отпуску, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Сабаля В.В. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 27.12.2016 по 27.03.2017, материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты к отпуску, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Федотова Л.А. обратилась в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.03.2017, материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Каликова И.Ю. обратилась в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Геля В.С. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, материальной помощи, единовременной выплаты к отпуску, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Савицкий А.Г. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.03.2017, материальной помощи, единовременной выплаты к отпуску, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Зверев Н.П. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 27.12.2016 по 27.03.2017, материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты к отпуску, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Борникова Т.И. обратилась в суд с иском к ликвидационной комиссии ФМС России, МВД по РФ, МВД по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании задолженности по заработной плате за период с 27.12.2016 по 31.03.2017, материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат по основаниям предусмотренным ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.
Определением Сыктывкарского городского суда от 15.01.2018 данные дела объединены в одно производство.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД РФ, действующий на основании доверенности, оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить.
Стороны о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебной коллегией дело рассматривается в отсутствии не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что истцы в УФМС России по Республике Коми замещали должности государственной гражданской службы РФ (Нечаева Л.В., Машанов А.И., Сабаля В.В., Геля В.С., Савицкий А.Г., Зверев Н.П.), должности сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России (Каликова И.Ю.,), работали по трудовому договору (Бортникова Т.И., Федотовой Л.А.), же в последующем включены в состав ликвидационной комиссии ФМС России по Республике Коми.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС России упразднена, ее функции и полномочия переданы МВД России (п.1,2).
Распоряжением Правительства РФ от 26.05.206 № 1025-р определены полномочия председателя ликвидационной комиссии ФМС России, в том числе определены меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством РФ служащим упраздняемой ФМС России.
Пунктом 3 данного распоряжения предусмотрено, что ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы и загранаппарат должны быть завершены 31.12.2016. При этом Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий. На МВД России возложена обязанность осуществить материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФМС России.
Согласно письму ФМС России от 14.12.2016 в целях завершения ликвидационных мероприятий в сроки постановленные распоряжением правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р предписано председателям ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России незамедлительно издать приказы об увольнении всего личного состава, установив дату увольнения не позднее 26.12.2016 включительно, а в отношении председателя ликвидационной комиссии и члена ликвидационной комиссии (заместителя председателя), выполняющего функции главного бухгалтера 31.12.2016.у15.12.2016 председателем ликвидационной комиссии УФМС России по РК издан приказ №11л/с: об освобождении истцов от замещаемых должностей и увольнении
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России уволен Геля В.С., руководитель УФМС по РК.
Распоряжением правительства РФ от 29.12.2016 срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017. Ответственным за проведение ликвидационных мероприятий, финансовое обеспечение расходов, связанных с их выполнением определено МВД России. В этой связи ликвидационные комиссии ФМС России и территориальных органов, продолжили выполнять ликвидационные мероприятия.
На основании распоряжения Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р по указанию председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 29.12.2016 № НС-1020 отменены приказы по увольнению председателей ликвидационных комиссий, а так же членов ликвидационных комиссий.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по РК от 24.03.2017 истцы освобождены от занимаемых должностей и уволены в связи с упразднением государственного органа.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 24.03.23017 № 9 л/с освобождены от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволены с государственной гражданской службы в связи с упразднением государственного органа Геля В.С., Машанов А.И., Сабаля В.В.
Также при рассмотрении дела ответчики не оспаривали не выплату истца за период работы после отмены приказов об увольнении заработной платы.
Признавая обоснованность предъявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что члены территориальной ликвидационной комиссии УФМС по РК продолжили свою работу на основании распоряжения Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р.
При определении ответственного лица за выплату причитающихся истцам за выполненную работу денежных сумм, суд первой инстанции обоснованно учел, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена ФМС России, ее функции, полномочия и штатная численность переданы МВД России.
Таким образом, ФМС России как федеральный орган исполнительной власти прекратил свое существование. Данным указом так же предусмотрено перераспределение в установленном порядке бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом (п.6 «б»).
Согласно п.п. «а» п. 4 Указа № 156, сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФМС России продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Федеральный закон № 305-ФЗ) сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, и работники Федеральной миграционной службы исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно-штатных мероприятий, но не позднее 31.12.2016.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России» (далее - Распоряжение № 1025-р) ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы и загранаппарат, должны быть завершены по 31.12.2016 включительно (пункт 3).
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р (в редакции от 30.06.2017 № 1412-р) срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.10.2017, в последующем до 01.07.2018.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», ФМС России более не является главным распорядителем средств федерального бюджета субъекта РФ, в связи с ликвидацией.
В связи с этим, бюджетные ассигнования по главе 192 «Федеральная миграционная служба» не предусмотрены, поскольку ФМС России не включена в перечень главных распорядителей средств федерального бюджета на 2017 год, исключена из реестра получателей бюджетных средств на 2017 год, также не предусмотрены бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг и выполнение функций казенных учреждений в соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ.
Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
При отсутствии бюджетных ассигнований, получатель бюджетных средств не правомерен принимать бюджетные обязательства, поскольку, согласно ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Указ Президента РФ №156 от 05.04.2016, принятые во исполнение Указа распоряжения Правительства РФ от 25.05.2016, 29.12.2016, 30.06.2017 определили, что Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы; Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений; на Министерство возложено осуществление материально-технического и информационного обеспечения деятельности ликвидационных комиссий с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФМС России; финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Оценивая установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал, что МВД России, в чьем бюджете предусмотрено финансовое обеспечение ликвидационных мероприятий, в том числе, осуществление материально-технического и информационного обеспечения деятельности ликвидационных комиссий, несет обязанность по осуществлению выплат денежного содержания членам ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России, не принятых на службу в органы внутренних дел РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе представителя ответчика доводы о том, что до настоящего времени федеральная миграционная служба не исключена из государственного реестра юридических лиц не могут быть признаны основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции о прекращении бюджетного финансирования службы и прекращения ее деятельности. Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" предусмотрено перераспределение в бюджетных ассигнования федерального бюджета в связи с упразднением федеральной службы. При этом органом, уполномоченным за использование уполномоченным остатков бюджетных инвестиций, предоставленных ФСКН России, признан ответчик.
МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 2896-р. Срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, продлен до 1 июля 2018 г. Согласно п. 4 указанного распоряжения финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Исходя из указанных положений, суд первой инстанции правомерно исходил из того. Что возложение ответственности на МВД России как на главного распорядителя средств федерального бюджета, не противоречит требованиям ст. 158 БК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Из материалов дела следует, что применение судом норм трудового законодательства при разрешении возникшего спора указанным положениям федерального законодательства не противоречит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации Миланович Т.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи