Судья Попова Т.А. Дело № 33-4435/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 24 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе ОАО «Комиавиатранс» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 мая 2015 года, которым ОАО «Комиавиатранс» в срок до <Дата обезличена> обязано устранить нарушения в сфере социальной защиты в здании «...», расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, а именно:
- установить при входе в здание информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
- оборудовать на всех путях движения маломобильных групп населения, в том числе для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражением зрения, средств информационной поддержки в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
- привести высоту низа окошек касс в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
- оборудовать уборную для инвалидов в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 путем установления крючков для одежды, костылей и других принадлежностей, откидных опорных поручней, штанги, поворотного или откидного сиденья, системы тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала;
- установить при входе в уборную для инвалидов рельефный знак соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
- привести пороги в помещениях, предназначенных для досмотра и ожидания в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя ответчика Приходько О.М., прокурора Юдина А.В., поддержавшего заявленные требования, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сосногорский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Комиавиатранс» об обязании устранить нарушения в сфере социальной защиты в здании «...», расположенном по адресу: <Адрес обезличен> а именно: установить при входе в здание информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012; оборудовать на всех путях движения маломобильных групп населения, в том числе для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражением зрения, средств информационной поддержки в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012; привести высоту низа окошек касс в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012; оборудовать уборную для инвалидов в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012; установить крючки для одежды, костылей и друга принадлежностей, откидные опорные поручни, штангу, поворотное или откидное сиденье, систему тревожной сигнализации, обеспечивающую связь с помещением постоянного дежурного персонала; установить при входе в уборную для инвалидов рельефный знак соответствии с требованиями СП 59.13330.2012; привести пороги в помещениях досмотра и комнаты ожидания в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
В силу статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Судом установлено, что Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав инвалидов в деятельности ....
В ходе осмотра здания ... выявлены следующие нарушения: отсутствие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения); тактильной информации на всех путях движения маломобильных групп населения; не выполнены требования СП 59.13330.2012 о доступности операционных и кассовых залов (поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,85 м над уровнем пола. Ширина и высота проема для ног должна быть не менее 0,75 м, глубиной не менее 0,49 м.); регистрация билетов и оформление багажа для МГН без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,85 м.; в кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей; в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
Согласно п. 5.3.6 СП 59.13330.2012 у дверей санитарно-бытовых помещений (уборная, душевая, ванная и т.п.) следует предусматривать специальные знаки (в том числе рельефные) на высоте 1,35 м.
Согласно п. 5.5.7 СП 59.13330.2012 замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабины уборной, лифт, кабина примерочной и т.п.), где инвалид, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами. Снаружи такого помещения над дверью следует предусмотреть комбинированное устройство звуковой и визуальной (прерывистой световой) аварийной сигнализации.
В нарушение вышеуказанных требований, у дверей в уборную для инвалидов в здании ... не установлен рельефный знак на высоте 1,35 м.; уборная для инвалидов не оборудована системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (пост охраны или администрации объекта).
Согласно п. 5.2.4 СП 59.13330.2012 дверные проемы в помещения, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,014 м.
В нарушение данного требования, высота порогов в двух местах (в помещение досмотра и комнате ожидания самолета) превышает 0,014 м. В помещении досмотра высота порога составляет 0,030 м. На выходе из комнаты ожидания самолета высота порога составляет 0,023 м.
Не оспаривая факт наличия установленных в ходе проверки нарушений требований законодательства в сфере обеспечения прав инвалидов, ОАО «Комиавиатранс» указывает, что при строительстве в <Дата обезличена> здания ... требований по установлению необходимого оборудования, обеспечивающих беспрепятственное пользование инвалидами, а также гражданами с ограниченными возможностями, не предусматривалось, что является основанием для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Свод правил 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012. требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется не только при строительстве, но и на существующие объекты, которые подлежат приспособлению для нужд маломобильных групп населения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Комиавиатранс» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи