НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 22.09.2022 № 2-1028/202

Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-1028/202 (№ 33-6555/2022)

УИД 11RS0002-01-2022-001068-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Жуковской С.В., Перминовой Н.Н.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 22 сентября 2022 г. дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 июня 2022 года, которым исковые требования ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» – удовлетворены частично;

обязано муниципальное унитарное предприятие «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» установить ФИО1 с 1 апреля 2021 года тарифную ставку (оклад) в размере 14611,74 руб., с 1 января 2022 года в размере 15920,43 руб., произвести перерасчёт заработной платы и отпускных, недоплаченных с 1 апреля 2021 года, и выплатить задолженность;

взыскана с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу ФИО1 денежная компенсация морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей;

в удовлетворении остальных исковых требований ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» - отказано;

взыскана с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей.

Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» о признании неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания приказа от 26.12.2019 № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС», возложении обязанностей установить ей тарифную ставку 21304,14 руб. с 01.04.2021, 23212,23 руб. с 01.01.2022, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по ним с 01.04.2021 в сроки, установленные для получения заработной платы, исходя из указанных тарифных ставок, взыскании денежной компенсации морального вреда в общем размере 50 000 рублей.

В обоснование исковых требований истец указала, что работает в МУП «СТС» в должности ..., работодателем с 29.03.2021 ей установлен оклад в размере 11516 рублей. 08.12.2016 между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, выступающим от лица работодателей и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения - от лица работников заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.». МУП «СТС» не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к ОТС. Все положения ОТС устанавливают более высокий уровень гарантий работниками, по сравнению с установленными локальными актами работодателя, следовательно, в частности, Приказ от 26.12.2019 № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС» утратил силу еще до его принятия, поэтому является ничтожным. С 2017 года работодатель умышленно вводил в заблуждение работников МУП СТС, предоставляя информацию о том, что в организации действует коллективный договор и положение об оплате труда. Коллективный договор, Положение об оплате труда МУП «СТС» противоречат нормам Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), ОТС, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», и не подлежат применению. Согласно ОТС оклад работника определяется исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда с применением тарифного коэффициента, соответствующего разряду занимаемой должности. Приложением № 1 ОТС установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда. Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» также установлена тарифная система оплаты труда. Тарифный коэффициент для 4 разряда, установленный Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81 - 1,91, в связи с чем, тарифная ставка (оклад) истца с 01.01.2021 должна составлять 21304,14 руб. (11154*1,91), с 01.01.2022 – 2321,23 руб. (12153*1,91).

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. Ответчиком представлен суду отзыв на исковое заявление, в котором указано, что с исковыми требованиями не согласен, заявлено о пропуске срока исковой давности.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, в связи с чем просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 работает в МУП «СТС» МО ГО «Воркута» на основании трудового договора <Дата обезличена> в должности .... Трудовым договором установлен должностной оклад в размере 9799 руб. в месяц; с начислением установленных законодательством районного коэффициента в размере 60 % и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера.

Дополнительными соглашениями изменялись условия трудового договора истца в части размера должностного оклада по занимаемой должности.

С 01.04.2020 года ей установлен оклад в размере 10978 руб., с 01.04.2021 – 11516 руб., с 01.04.2022 – 12484 руб.

Как следует из расчетных листков истца, с апреля 2021 г. заработная плата выплачивалась истцу исходя из оклада 11516 руб., с апреля 2022 –12484 руб.

В МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» действует коллективный договор на 2020-2022 годы, прошедший уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (регистрационный № 3-К/2020 от 13 января 2020 г.), заключенный 20 декабря 2019 г., а также Положение об оплате труда, согласованное от имени работников председателем Совета работников и утвержденное представителем работодателя директором МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» 26 декабря 2019 г.

Профсоюзная организация в МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» отсутствует.

В соответствии с Положением об оплате труда МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях и тарифного коэффициента соответствующей профессии. Схема тарифных коэффициентов разработана и принята Предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки.

Пунктом 2.10 Положения об оплате труда установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда на 1 января 2020 г. – 8 135 руб.

Размеры тарифных коэффициентов приведены в Приложении № 1 к Положению об оплате труда.

Основным видом деятельности МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, то есть деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.

08.12.2016 Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» (далее - ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы), действие которого продлено до 31 декабря 2022 г.

Установлено, что МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в порядке, установленном частью 8 статьи 48 ТК РФ, не направляло.

В соответствии с пунктом 1.12 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений наиболее благоприятные для работников.Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок, указаны в Приложениях № 1 и № 3 к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы.

В соответствии с пунктом 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2019 в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10 303 руб.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2.3.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

Исходя из абзаца 3 пункта 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

Совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК от 14.03.2019 на основании статьи 134 ТК РФ и пункта 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы», рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 01.01.2020 не ниже 10 746 руб., с 01.01.2021 - 11 154 руб. и с 01.01.2022 - 11 600 руб.

Действие ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы пролонгировано на 2020-2022 годы.

Совместным письмом Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения № 01/172, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения № 287-АК/2021 от 02.12.2021 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2023 годы» минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 01.01.2022 установлены в размере 12 153 руб., с 01.01.2023 - 12 639 руб.

По смыслу пунктов 2.1 и 2.2 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

Пунктом 2.3.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы предусмотрено, что в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приводится в Приложении № 3.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 45, 48, 135, 143 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, на последнего распространяет свое действие ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, ввиду чего пункт 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с индексацией является обязательным при формировании фонда оплаты труда работников.

Проверяя доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, суд исходил из того, что с настоящими требованиями истец обратилась 04.04.2022 в связи с чем срок обращения в суд по требованиям истцом не пропущен.

Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд со ссылкой на приложение № 1 к Положению об оплате труда работников МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута», которым по 4 разряду установлен тарифный коэффициент 1,31, рассчитал тарифную ставку (оклад) истца с 01.04.2022, определив ее в размере ...

Установив, что заработная плата за спорный период выплачена истцу в меньшем размере, суд обязал работодателя произвести перерасчет заработной платы и выплатить задолженность, начиная с 01.04.2021.

Признав, что трудовые права истца на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нарушены, суд с учетом положений статьи 237 Трудового кодекса РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» не является членом Общероссийского объединения работодателей, в том числе членом региональных объединений, не уполномочивало от своего имени заключать ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута», судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно статье 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Письмом Министра труда и социальной защиты РФ от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 08.12.2016, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Поскольку МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» не направило в установленный срок мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.

Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в определении Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ от 10.10.2019 № 81-АПА19-20.

Доводы ответчика о том, что МУП «Северные тепловые сети» МО ГО «Воркута» не оплачивался ежегодный целевой взнос при присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, предприятие не включалось в реестр участников ОТС, правильность выводов суда первой инстанции также не опровергают.

В остальной части решение суда сторонами по делу не обжалуется, в связи с чем в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ его законность и обоснованность не является предметом проверки судебной коллегии. Законность и обоснованность решения судебной коллегией проверены в пределах доводов апелляционной жалобы. Истцом решение суда не оспаривается.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 22 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи