НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 20.06.2019 № 33-3849/19

Судья Вежнина Н.А. Дело № 33-3849/2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Жуковской С.В., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 02 апреля 2019 года, по которому:

признан незаконным приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 757 от 23.05.2018 об отказе Сердюку А.В. в присвоении звания «Ветеран труда»;

возложена обязанность на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми включить Сердюка А.В. в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», присвоить Сердюку А.В. звание «Ветеран труда» с 23.05.2018;

взыскана с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в пользу Сердюка А.В. сумма, затраченная на оплату услуг представителя в размере 1 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия

установила:

Сердюк А.В. обратился в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным отказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании включить в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», присвоить звание «Ветеран труда», взыскать сумму, затраченную на оплату юридических услуг в размере 4 000 рублей.

Судом принято приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как необоснованное.

В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.

Судом установлено, что Сердюк А.В. приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 08.07.2009 № 140п награжден знаком «Трудовая слава III степени».

05 апреля 2018 года истец обратился в ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».

С 13.05.2016 Сердюк А.В. является получателем пенсии по старости.

Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 23.05.2018 № 757 истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании п.п. 2 п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302, по мотиву представления документов, которые не подтверждают его право на присвоение звания «Ветеран труда».

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», и исходил из того, что истец имеет необходимый общий трудовой стаж и стаж работы в соответствующей отрасли, награждение нагрудным знаком Министерства топлива и энергетики Российской Федерации является для истца ведомственным знаком отличия в труде, произведено от имени федерального органа исполнительной власти, следовательно, Сердюк А.В. имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.

Судебная коллегия признает выводы суда правильными.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона № 388-ФЗ с 01.07.2016) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.В аналогичной редакции с 1 июля 2016 года изложен п. «а» ч. 1 ст. 22.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и п. 3 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302, предусматривающие порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.

Пунктом 180 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», определённого Положением в редакции, действовавшей до 30 июня 2016 года, предусматривался нагрудный знак отличия «Трудовая слава» 1, 2, 3 степени Министерства энергетики Российской Федерации, как дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».

С 1 июля 2016 года порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», определён «Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2016 г. № 578, во исполнение которого приказом Министерства энергетики РФ от 17 февраля 2017 года № 108 учреждён один ведомственный знак отличия Минэнерго России, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» - медаль «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» и утверждено Положение о данной медали.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации преобразовано в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» с соответствующим распределением функций между этими министерствами.

Согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 11, утратившим силу в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 23 октября 2017 года № 999, нагрудный знак отличия «Трудовая слава III степени» относился к ведомственным наградам.

В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 (далее - Положение), звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В Положении № 302 в редакции до вступления в силу постановления Правительства Республики Коми от 21 февраля 2017 года № 128 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми» знак «Трудовая слава 3 степени» был предусмотрен п.180 Приложения № 2 в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда» при наличии требуемого стажа работы.

Ссылка Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на требования абзаца 2 пункта 5 Положения № 302 о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, согласно которым не учитываются ведомственные знаки отличия в труде (медали, нагрудные знаки, знаки, значки) II и III степени, не являются основанием для отказа в иске, поскольку такое условие введено постановлением Правительства Республики Коми от 21 февраля 2017 года № 128.

Между тем, применение при разрешении настоящего спора п.5 Положения № 302 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21 февраля 2017 года № 128 будет противоречить общепризнанным международным и конституционным принципам правовой определенности, предсказуемости правового регулирования и недопустимости действия с обратной силой (ретроспективно) норм закона, ухудшающих положение лица.

Истец на момент изменения правового регулирования в области присвоения звания «Ветеран труда» был награждена ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение этого звания, имел необходимый трудовой стаж, следовательно, обращение истца в государственный орган с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» после изменения законодательства не может быть основанием для отказа в присвоении такого звания.

В части взыскания расходов по оплате услуг представителя решение суда ответчиком не оспаривается.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Интинского городского суда Республики Коми от 02 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: