НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 18.11.2021 № 2-3935/2021

УИД 11RS0001-01-2021-002002-53

г. Сыктывкар Дело № 2-3935/2021 г. (33-6439/2021 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Шерстнёвой А.А., Захваткина И.В.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2021 года дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Коми тепловая компания» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 июля 2021 года, по которому:

признана установка и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, расположенных в многоквартирных домах по адресам: <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен>, выполненной с нарушениями установленной законодательством процедуры.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя АО «КТК» по доверенности Муравьева Ю.В., судебная коллегия

установила:

Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), действуя в интересах Каневой Р.Е., Евсюгиной Н.И., Мазур Н.Ф., Рочева Н.И., Куроптева А.О., Поздеевой М.К., обратилась в суд с иском к АО «Коми тепловая компания» с требованиями о признании установки и ввода в эксплуатацию приборов учета, выполненными с нарушениями установленной процедуры, об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с Правилами № 354. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной Службой проверки, в многоквартирных домах <Адрес обезличен> выявлены нарушения при установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, которые не позволяют провести корректировку.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Служба заказчика».

Определением суда от 28.07.2021 производство по делу в части иска Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в интересах Рочева Н.И. к АО «Коми тепловая компания» прекращено в связи с отказом Рочева Н.И. от заявленных требований.

Определением от 28.07.2021 производство по делу в части требований об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, выделено в отдельное производство и приостановлено до вступления в законную силу настоящего решения суда.

В судебном заседании стороны участия не принимали.

Судом принято указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ответчик АО «Коми тепловая компания».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу абзаца 2 пункта 42 (1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Постановлением Правительства Республики Коми от 29.09.2016 № 462 «О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Коми» установлено, что на территории Республики Коми при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты равномерно в течение календарного года, за исключением случая, когда на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, в том числе, принятого до принятия настоящего постановления, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты в течение отопительного периода – для многоквартирных домов, в которых используется коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.

В соответствии с Правилами № 354 в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, в котором жилые и нежилые помещения не оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии (пункт 3 и формула 3 приложения № 2 к Правилам № 354), подлежит корректировке.

Пунктом 3.4 приложения № 2 к Правилам № 354 установлено, что корректировка выполняется в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3 приложения № 2 к Правилам № 354. Согласно данной формуле в корректировке используются показания общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) за прошедший год.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по требованию прокуратуры Усть-Цилемского района от 08.05.2020 № 25/559 о выделении специалиста Службы для оценки соблюдения требований законодательства при установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и начисления корректировки платы за отопление за 2019 год жителям многоквартирных домов <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> к проверке привлечена Государственная жилищная инспекция по Усть-Цилемскому району.

В ходе проведенной проверки установлено, что потребителям, проживающим в указанных домах, выполнена корректировка размера платы за отопление. Данная корректировка выставлена исполнителем коммунальной услуги по отоплению АО «Коми тепловая компания» жильцам в платежных документах за февраль 2020 года.

Многоквартирные дома <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> оборудованы ОДПУ, индивидуальные приборы учета тепловой энергии в квартирах жильцов не установлены.

Установка общедомовых приборов учета осуществлена ООО «Служба заказчика».

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно статье 19 Закона № 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

Реализуя предоставленные законом полномочия 18.11.2013 Правительство Российской Федерации издало постановление, которым утвердило Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя за № 1034.

Данными Правилами установлены порядок ввода в эксплуатацию узла учета и проведение проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Согласно пункту 62 Правил № 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

В силу пункта 66 Правил № 1034 при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункты 67,68 Правил № 1034).

Согласно пункту 81(4) Правил № 354, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит, в частности, соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81 (5) Правил № 354).

В соответствии с пунктом 81 (10) Правил № 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляется в соответствии с технической документацией.

В силу пункта 39 Правил № 354 проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; требований настоящих Правил; технической документацией на приборы учета и средства измерений.

По результатам проведенной проверки установлено, что в многоквартирных домах <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> нарушен порядок установки и ввода ОДПУ, выявлены несоответствия, из-за которых невозможно применение показаний приборов учета тепловой энергии «Пульсар» для начисления платы и корректировки, об отсутствии надлежащего допуска ОДПУ к коммерческому учету.

В ходе осмотра ОДПУ, установленных в вышеперечисленных жилых домах, выявлен факт нарушения монтажа расходомеров, который оказывает влияние на погрешность измерений.

Так, установлено расстояние до и после вентиля менее 3ду 32*3) – 5.5 см, тогда как в паспорте прибора учета для теплосчетчиков Ду25, Ду32, Ду40 прямые участки трубопроводов теплосети должны быть менее 5 Ду до и не менее 3 Ду после расходомера.

Таким образом, приборы учета тепловой энергии «Пульсар», установленные в многоквартирных домах <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> введены в эксплуатацию в нарушение пунктов 81 (4) и 81 (5) Правил № 354.

Кроме того, согласно п.38 Правил № 1034 для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований настоящих Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Согласно пункту 39 (1) Правил № 1034, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 137 «О внесении изменений в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем 0,2 Гкал/час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.

Начало действия положений пункта 39 (1) Правил – с 23.02.2019.

Установлено, что в многоквартирных домах <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> типовой проект по установке прибора учета тепловой энергии представлен в следующих параметрах: диаметр условного прохода теплоносителя Ду20; параметры теплоносителя 70/50; тепловая нагрузка – 0,08 Гкал/час; максимальный расход теплоносителя 1,5 м3/час.; предельный расход теплоносителя 3,0 м3/час.

Однако установленные в жилых домах теплосчетчики «Пульсар» имеют иные параметры: диаметр условного прохода теплоносителя Ду25 и Ду32; температурный график отпуска тепла котельной № 9, от которой запитаны дома – 95/70; тепловая нагрузка – 0,08 Гкал/час. (только в четырех домах); максимальный расход теплоносителя 3,5 м3/час.; предъявленный расход теплоносителя - 7,0 м3/час.

Таким образом, технические данные в представленном типовом проекте по установке узла учета не соответствуют параметрам установленных приборов учета в данных многоквартирных домах.

Кроме того, приборы учета тепловой энергии «Пульсар» в многоквартирных домах <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> были установлены и введены в эксплуатацию в 2018 году, в связи с чем положения пункта 39 (1) Правил № 1034, вступившего в силу с 23.02.2019, в указанных случаях не применимы.

Установлено также, что тепловая нагрузка дома <Адрес обезличен> составляет более 0,2 Гкал/час., в этой связи замена общедомового прибора учета и ввод его в эксплуатацию без разработки проекта измерительной системы узла учета на основании технического задания будет являться нарушением Правил № 1034.

В соответствии с положениями ст.164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, указанное в этом решении либо имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 164 Жилищного кодекса РФ и п.62 Правил № 1034 в многоквартирных домах <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> решения о замене приборов учета тепловой энергии не принимались, уполномоченные лица на приемку необходимых работ не назначались. В МКД <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> в качестве потребителя участвовал директор обслуживающей компании ООО «Служба заказчика», однако документов, подтверждающих полномочия директора Общества на проведение процедуры установки, проверки и допуска ОДПУ, не представлено. В актах допуска МКД <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> отсутствует подпись представителя организации, осуществляющей монтаж и накладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, с утверждением порядка расчета за отопление, не представлены.

Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив представленные доказательства, суд признал подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования, исходя из того, что общедомовые приборы учета <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> установлены с существенными нарушениями определенной законом процедуры установки и ввода их в эксплуатацию.

По мнению судебной коллегии, обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, судом установлены верно, на основании представленных сторонами доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. ст. 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и подробно изложена в мотивировочной части решения, с которой судебная коллегия соглашается.

Довод жалобы о несогласии с выделением в отдельное производство исковых требований об обязании произвести перерасчет платы по отоплению, судебная коллегия находит несостоятельным.

Часть 2 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет судье право выделить одно или несколько соединенных исковых требований в отдельное производство, если он признает, что раздельное рассмотрение требований будет целесообразно.

Таким образом, выделение в отдельное производство требования Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в интересах Каневой Р.Е., Евсюгиной Н.И., Мазур Н.Ф., Куроптева А.О., Поздеевой М.К., к АО «Коми тепловая компания» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с Правилами № 354, на законность обжалуемого решения не влияет.

Доводы жалобы о том, что судом не рассматривался вопрос о влиянии установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, выполненной с нарушением установленной законодательством процедуры, на правильность измерений, судебная коллегия также не считает заслуживающим внимания, поскольку суд рассмотрел требования (за исключением выделенных в отдельное производство) в пределах заявленных требований в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные доводы ответчик не лишен возможности заявить при рассмотрении требований, выделенных в отдельное производство, об обязании произвести перерасчет платы.

При таком положении оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Коми тепловая компания» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи