Судья Злая Л.А. Дело № 33-4620/2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Голикова А.А., Орловой И.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 18 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2014 года, которым
решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе Третьякову В.А. в установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» признано незаконным,
на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми с <Дата обезличена> возложена обязанность назначить Третькову В.А. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Третьяков В.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения ГУ-УПФР в г. Инте РК от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ; назначении доплаты к пенсии с 01.11.2013.
Ответчиком иск не признан.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С решением суда не согласен ответчик. В своей апелляционной жалобе настаивает на отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом. Третьяков В.А. заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и направил возражения на жалобу.
Проверив доводы жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимание.
Установлено следующее.
<Дата обезличена> Третьяков В.А. направил почтой заявление о назначении доплаты к пенсии на основании Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ.
Заявление ответчиком получено <Дата обезличена> и зарегистрировано в установленном порядке.
<Дата обезличена> УПФР в г.Инте Республики Коми в адрес Третьякова В.А. направило расписку-уведомление о необходимости представить паспорт с трудовой книжкой или их нотариально заверенные копии. Уведомление получено истцом лично <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> ответчик вновь направил напоминание о необходимости представить указанные документы для решения вопроса о назначении доплаты не позднее <Дата обезличена>. Данный документ получен истцом лично <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> Третьяков В.А. получил очередное напоминание от <Дата обезличена>.
Решением УПФР в г. Инте РК от <Дата обезличена> Третьякову В.А. отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> в связи с тем, что истец в трехмесячный срок (до <Дата обезличена>) не предоставил в Управление недостающие документы (оригиналы паспорта и трудовой книжки либо нотариально заверенные копии) со ссылкой на п.3 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что истец имеет требуемый стаж для назначения доплаты.
По мнению Третьякова В.А., наличие права на назначение доплаты, а также материалов пенсионного дела в распоряжении ответчика свидетельствуют о незаконности решения пенсионного органа.
Удовлетворяя иск, суд исходил из права истца на доплату. По мнению суда, Федеральный закон РФ от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» не содержит в себе норм, регламентирующих право пенсионного органа требовать от заявителя недостающие документы, и не устанавливает сроки их предоставления. Руководство ответчика требованиями п.3 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ и Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению и выплате дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности, утвержденным приказом Министерства труда социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 351н, суд признал незаконным.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.
Право на доплату к пенсии, условия ее назначения регламентированы Федеральным законом РФ от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.10.2012 № 351н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности". Регламент опубликован в издании "Российская газета", N 119, 05.06.2013. Данный акт утвержден компетентным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Согласно ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Таким образом, порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальными органами государственной услуги по установлению и выплате дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности (далее - государственная услуга), сроки и последовательность административных процедур (действий) ПФР и его территориальных органов и порядок их взаимодействия с гражданами при предоставлении государственной услуги определяются регламентом, поэтому выводы суда о невозможности его применения в рассматриваемом споре не основаны на законе.
При предоставлении государственной услуги ПФР и его территориальные органы руководствуются Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», а также Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией; выплата доплаты производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для трудовых пенсий. Кроме того, установлено, что доплата к пенсии выплачивается при условии оставления работниками организаций угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии. При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на работу, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается соответственно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.
Системный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что ПФР и его территориальные органы при решении вопроса о назначении доплаты руководствуется вышеуказанными нормативно-правовыми актами, направленными в том числе на защиту интересов граждан-заявителей.
Согласно п.18 Регламента для предоставления государственной услуги гражданином (его представителем) представляются следующие документы:
заявление о назначении доплаты к пенсии (заявление о перерасчете размера доплаты к пенсии);
документы, удостоверяющие личность гражданина (его представителя);
документы, подтверждающие полномочия представителя;
документы, необходимые для установления доплаты к пенсии, подлежащие представлению гражданином (его представителем), указанные в пунктах 21 - 30 настоящего Административного регламента.
К заявлению о назначении доплаты к пенсии гражданина, обратившегося за назначением доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ должны быть приложены документы:
о стаже, дающем право на доплату к пенсии;
о среднемесячном заработке за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы (п.22).
Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина (представителя):
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые находятся в распоряжении территориальных органов ПФР, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ перечень документов (п.31).
К исключению, предусмотренному ч.6 ст.7 Федерального закона № 210-ФЗ относятся документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации и документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина.
Отсюда следует, что законом предусмотрено требование пенсионного органа предоставить паспорт и трудовую книжку (оригинал или нотариально заверенные копии) заявителя.
При таких обстоятельствах решение ответчика об отказе в назначении доплаты по мотиву непредоставления документов, необходимых для назначения такой выплаты, основано на законе и отмене в рассматриваемом случае не подлежит.
Пенсионный орган неоднократно напоминал истцу о предоставлении документов, Третьяков В.А. трижды получал соответствующие уведомления. Невыполнение требования влечет для него негативные правовые последствия в виде отказа в назначении доплаты.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Само по себе наличие стажа для права на доплату в отсутствие требуемого порядка обращения, а также в отсутствие проверки факта оставления работы, дающей право на доплату, безусловным основанием для назначения доплаты не является.
Доводы истца о том, что в материалах дела имеется копия трудовой книжки, представленная для перерасчета пенсии в 2004 году, основанием для удовлетворения иска не является по вышеизложенным основаниям.
Так, основанием для начала процедуры и последующего определения права на доплату является личное обращение гражданина в Территориальный орган ПФР с заявлением и необходимыми документами, либо поступление их по почте. В целях оценки заявления проверяется соответствие изложенных в нем сведений сведениям в документе, удостоверяющем личность, сведениям персонифицированного учета и их полнота. Паспорт и трудовая книжка были необходимы ответчику для решения вопроса о назначении доплаты. Их отсутствие повлекло отказ в назначении дополнительного социального обеспечения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения иска, несмотря на наличие у Третьякова В.А. 25 летнего стажа работы в организациях угольной промышленности.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2014 года отменить с вынесением нового решения, которым отказать Третьякову В.А. в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и возложении обязанности назначить Третьякову В.А. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с <Дата обезличена>.
Председательствующий
Судьи