НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 18.02.2013 № 33-67/2013Г

Судья Солодилова Е.Ю. Дело № 33-67/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Голикова А.А. и Ушаковой Л.В.,

при секретаре Вахниной Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании 18 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 августа 2012 года, по которому

на Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми возложена обязанность зачесть Окунцеву В. Е. периоды курсов повышения квалификации и технического инструктажа, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

На Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте возложена обязанность зачесть Окунцеву В. Е. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, в льготном исчислении - один день службы за два дня работы.

Возложена обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми установить Окунцеву В. Е. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> и бессрочно стажевый коэффициент ..., рассчитанный по специальному стажу и выплатить Окунцеву В. Е. недоплату пенсии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по день рассмотрения дела в суде и с учетом индексации на индексы потребительских цен, установленных в Республике Коми.

Возложена обязанность на Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Лежневском муниципальном районе Ивановской области установить Окунцеву В. Е. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> стажевый коэффициент ..., рассчитанный по специальному стажу и выплатить Окунцеву В. Е. недоплату пенсии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом индексации на индексы потребительских цен, установленных в Ивановской области.

Взысканы с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми в пользу Окунцеву В. Е. судебные расходы в размере ... рублей.

Взысканы с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Лежневском муниципальном районе <Адрес обезличен> в пользу Окунцеву В. Е. судебные расходы в размере ... рублей.

Взыскана с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Окунцев В.Е. обратился в суд с иском к ответчикам о включении периода военной службы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также периодов курсов повышения квалификации и технического инструктажа с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в специальный стаж работы по Списку № 1, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона, возложении обязанности на ГУ УПФ в Лежневском муниципальном районе Ивановской области произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента ... с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, выплатить недоплату за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом индексации, возложении обязанности на ГУ УПФ произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента ... с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> и бессрочно, выплатить недополученную страховую часть пенсии (без фиксированного базового размера) за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми, взыскании солидарно судебных расходов в размере ... рублей.

Истец не принимал участия в судебном заседании, его представитель поддержал заявленные требования в полном объеме, уточнив их, просил возложить на ответчиков обязанность включить период прохождения службы истца в Вооруженных силах в специальный стаж по Списку № 1 в льготном исчислении один день службы за два дня и выплатить недоплату с учетом индексации, при этом с УПФ Лежневского Муниципального района Ивановской области с <Дата обезличена>.

Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом, не явился в судебное заседание. ГУ – УПФ РФ в Лежневском муниципальном районе Ивановской области просили дело рассмотреть без их представителя.

Суд в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми просит решение суда отменить в части возложения обязанности зачесть Окунцеву В.Е. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1; установить стажевый коэффициент ..., рассчитанный по специальному стажу и выплатить истцу недоплату пенсии с учетом индексации, в связи с нарушением норм материального права.

Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.

Проверив материалы дела в порядке требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Окунцев В.Е. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с <Дата обезличена>.

В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (...) Окунцев В.Е. проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР. Период службы истца по призыву отнесен ответчиком к общему трудовому стажу.

После призыва на службу истец  работал на «...», основные периоды работы истца учтены ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1.

При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Окунцева В.Е., суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации… Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.

Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.

Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из материалов дела следует, что основные периоды работы истца после периода службы в Армии включены в стаж на соответствующих видах работ по списку № 1.  При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.

Поскольку с учетом периодов службы истца в рядах Советской Армии его стаж составит ... лет ... месяцев ... дня, размер пенсии подлежит исчислению с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы ....

В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части возложения на ответчиков обязанности зачесть истцу период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 в льготном исчислении - один день службы за два дня работы; установить истцу стажевый коэффициент ..., рассчитанный по специальному стажу подлежит изменению.

С учетом изложенного следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции, что стаж для валоризации начального пенсионного капитала подлежит расчету исходя из военной службы рассчитанной один день службы за два дня работы, поскольку расчет стажа валоризации начального пенсионного капитала производится в календарном порядке.

Указанный ошибочный вывод суда не влияет на законность и обоснованность решения в остальной части.

В остальной части решение суда законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения.

Исходя из того, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, и при определении размера подлежащих возмещению за счет ответчиков расходов на оплату услуг представителя, произведенных истцом, суд первой инстанции руководствовался принципами разумности и справедливости, судебная коллегия не находит оснований для изменения определенного судом размера.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 августа 2012 года изменить.

Исковые требования Окунцеву В. Е. удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть Окунцеву В. Е. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми установить Окунцеву В. Е. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> и бессрочно стажевый коэффициент ..., рассчитанный по специальному стажу и выплатить Окунцеву В. Е. недоплату пенсии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по день рассмотрения дела в суде и с учетом индексации на индексы потребительских цен, установленных в Республике Коми.

Возложить обязанность на Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Лежневском муниципальном районе Ивановской области установить Окунцеву В. Е. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> стажевый коэффициент ..., рассчитанный по специальному стажу и выплатить Окунцеву В. Е. недоплату пенсии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом индексации на индексы потребительских цен, установленных в Ивановской области.

В остальной части решение Воркутинского городского суда от 23 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –