г. Сыктывкар Дело № 2-771/2020 г.
(33-3817/2020 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Дидыч А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 17 августа 2020 года дело по апелляционной жалобе УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 мая 2020 года, которым
исковые требования Тимченко Василия Ивановича удовлетворены;
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) обязано включить в стаж для определения пенсионного капитала Тимченко Василия Ивановича период работы с 01.11.1979 по 16.12.1980, с 01.04.1981 по 27.04.1981, произвести перерасчет пенсии Тимченко Василия Ивановича с 01.10.2019.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Тимченко В.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г.Ухте РК (межрайонное) о включении периодов работы в Квартирно-эксплуатационной части Остерского района с 01.11.1979 по 16.12.1980, с 01.04.1981 по 27.04.1981 в общий стаж для определения пенсионного капитала с 01.10.2019, в обоснование требований сослался на отказ ответчика произвести перерасчет пенсии, с чем он не согласен.
В последующем истец исковые требования дополнил, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом спорных периодов с 01.10.2019.
В судебном заседании истец, представитель истца Тихомирова А.С. на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Зеленцов Д.В. против удовлетворения иска возражал, доводы письменного отзыва о том, что спорный период работы, имевший место в иностранном государстве, должен быть подтвержден путем направления запросов в компетентные органы иностранного государства, поддержал, не оспаривал, что с учетом включения спорных периодов в требуемый стаж истца право на перерасчет пенсии у истца образуется.
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец с 23.07.2017 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной досрочно, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
У материалов пенсионного дела следует, что при обращении за назначением пенсии истцом была представлена трудовая книжка, содержащая записи о его работе с 01.11.1979 по 16.12.1980, с 01.04.1981 по 27.04.1981 в Квартирно – эксплуатационной части Остерского района, оформленные в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162.
Вместе с тем спорные периоды с 01.11.1979 по 16.12.1980, с 01.04.1981 по 27.04.1981 в какие – либо виды стажа истца не включены.
11.09.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии, представив справку отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины от 02.08.2019, в том числе с переводом на русский язык, содержащую сведения о начислении истцу заработной платы Квартирно – эксплуатационной частью Остерского района в спорные периоды.
Решением УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) от 18.12.2019 в перерасчете страховой пенсии отказано, поскольку справка о стаже и заработной плате от 04.06.2019 за период работы 01.11.1979 по 27.04.1981 в Квартирно – эксплуатационной части Остерского района в качестве слесаря-трубопроводчика по канализации не подтверждена компетентными органами Украины.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд установил, что обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сведений, отраженных в трудовой книжке истца за спорный период, а также в представленной им справке, отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находя несостоятельными довода апелляционной жалобы ответчика.
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, одним из показателей которой является ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу пункта 10 указанной статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется в свою очередь, по формуле, одним из показателей которой является размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173–ФЗ).
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ предусмотрена формула, по которой определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости, где среди прочих показателей учтена сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости. Данный показатель определяется по формуле, приведенной в пункте 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ учитывающей, в свою очередь, такой показатель, как часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, которая предусматривает зависимость расчетного пенсионного капитала от общего трудового стажа пенсионера.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Природа и содержание понятий «общий трудовой стаж», «страховой стаж» различны, но порядок доказывания трудового стажа, приобретенного до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», аналогичны.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1015 (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Судебная коллегия полагает подлежащими отклонению доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что не могут быть учтены спорные периоды работы истца, так как они не подтверждены документально, а именно в УПФР не поступили документы компетентного органа государства участника Соглашения - Украины, поскольку данные доводы противоречат положениям статьи 11 Соглашения от 13.03.1992.
Из указанных норм, вопреки доводам ответчика, не следует, что документы о работе на территории государства - участника Соглашения должны выдаваться только строго определенным компетентным органом. При этом предоставление документов в подтверждение пенсионных прав непосредственно заявителем (гражданином) не исключается. Государства взяли на себя обязанность информировать друг друга о действующем у них пенсионном законодательстве, его изменениях (в целях разрешения вопроса о приобретении права на пенсионное обеспечение в период работы на территории иностранного государства), принимать меры к установлению юридически значимых для назначения пенсии обстоятельств, при том, что документы, выданные в надлежащем порядке, должны приниматься другим государством без легализации.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -