НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 12.09.2022 № 2-522/2022

Республика Коми г. Сыктывкар Дело № 2-522/2022 (№ 33-6336/2022)

УИД: 11RS0016-01-2022-000763-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Архаровой Л.В., Щелканова М.В.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрела в судебном заседании 12 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе Дидюка Н.Н. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 июля 2022 года, которым оставлен без удовлетворения иск Дидюка Н.Н. к ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» о возложении обязанности обеспечить внесение платы за коммунальную услугу газоснабжение в наличной форме без дополнительных условий и комиссионных сборов.

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения истца Дидюка Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дидюк Н.Н. обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» о возложении обязанности обеспечить внесение платы за коммунальную услугу в наличной форме без дополнительных условий и комиссионных сборов.

В обоснование исковых требований указано, что истец является инвалидом и получателем мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. По месту жительства истца в офисе ответчика по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. Гагарина, д. 5, оф. 208, отсутствует возможность внесения платы за услуги по газоснабжению наличными денежными средствами, а при оплате услуг через иные организации взимается комиссия, что нарушает права Дидюка Н.Н. как потребителя услуг, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

В отзыве на исковое заявление ответчиком указано, что в рамках стратегии сдерживания тарифов для населения с февраля 2022 года было принято решение об исключении из состава затрат расходов на оплату платежных услуг, которые оказывают банки и иные организации. Ответчик должен обеспечить потребителю выбор способов оплаты коммунальных услуг, такой выбор компанией обеспечен: истец может оплатить услуги безналичным способом в мобильных приложениях и личном кабинете, либо наличными денежными средствами через кредитные организации и почтовые отделения, за оказание услуг последние взимают в свою пользу комиссию, что соответствует требования закона.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец, настаивая на иске.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усматривает.

Судом установлено, что Дидюк Н.Н. проживает по адресу: <Адрес обезличен>.

Истец является потребителем природного газа, поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» по адресу проживания истца. Между ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» и Дидюк Н.Н. в письменной форме заключен договор газоснабжения для бытовых нужд №3030070542 от 12.03.2009.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории с. Выльгорт расположен офис ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» по адресу: ул. Гагарина, д. 5, оф. 208.

Ссылаясь на то, что ответчик должен обеспечить внесение платы за коммунальные услуги наличным способом на территории с. Выльгорт без комиссионных сборов, поскольку при оплате через платежных агентов взимается комиссия, что свидетельствует о нарушении права истца как потребителя на оплату наличным способом без комиссионных сборов, Дидюк Н.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 155 Жилищного кодекса РФ, пунктами 63, 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исходил из отсутствия в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» нарушений действующего законодательства, в том числе по способу оплаты.

Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными.

Порядок внесения платы за коммунальные услуги установлен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Пунктом 63 Правил предусмотрено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В соответствии с п. 65 Правил потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

При этом, оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ч. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом также является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) (п. 4 ст. 2 Закона).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение (ст. 3 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").

Таким образом, взимание комиссии при оплате коммунальных услуг через кассы банков, почтовых отделений, а также платежных агентов является правомерным, основанном на положениях Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности», согласно которым оплата услуг по приему и переводу коммунальных платежей платежным агентам, банкам, отделениям почтовой связи осуществляется за счет средств граждан-плательщиков.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» на территории с. Выльгорт предусмотрено внесение платы за коммунальные услуги следующими способами: наличным и безналичным способом через платежных агентов и кредитные организации, осуществляющие деятельность по приему платежей за коммунальные услуги (Сбербанк, Сбербанк-онлайн, почтовые отделения) с взиманием ими комиссии; безналичным способом на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» https://mrg11.ru в личном кабинете абонента онлайн, а также через специальное мобильное приложение «Мой газ» без взимания комиссионных сборов. Указанная информация доведена до сведения потребителей, в том числе посредством ее размещения на оборотной стороне квитанций.

Истец настаивает на приеме платежей наличными по месту предоставления услуги без дополнительных затрат, в том числе без дополнительных сборов.

Между тем, из буквального содержания вышеприведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена информация, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме. Таким образом, касса может быть у любого лица, уполномоченного принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги. Информация об этом должна быть доведена до потребителей надлежащим образом.

Поскольку достоверно установлено, что истцу предоставлено право выбора оплаты услуг по месту жительства в с. Выльгорт как наличным, так и безналичным способом, в том числе без уплаты комиссии на устройствах самообслуживания, оснований для удовлетворения иска не имелось.

Истец также имеет возможность оплачивать предоставляемые услуги без открытия банковских счетов, то есть с использованием наличной формы расчетов - через ФГУП «Почта России» и ПАО «Сбербанк».

С учетом изложенного не основан на фактическим обстоятельствах и нормах права довод истца о том, что в связи с взиманием банковским платежным агентом банковской комиссии при получении оплаты за коммунальную услугу, оказываемую ответчиком, ответчиком нарушены права истца как потребителя.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене постановленного решения не содержат, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом проверки судом первой инстанции, а также к переоценке исследованных в судебном заседании доказательств, в то время как оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает, учитывая, что выбор между предусмотренными законодательством способами оплаты истцом коммунальной услуги ответчиком обеспечен.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дидюка Н.Н. – без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 16 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи