НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 10.02.2020 № 2А-3429/19

Судья Никулин М.О. Дело № 33а-811/2020

(Дело № 2а-3429/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,

судей Санжаровской Н.Ю., Пристром И.Г.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2020 года в городе Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 ноября 2019 года, которым оставлен без удовлетворения административный иск общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» о признании незаконными пунктов 3 и 4 предписания <Номер обезличен> Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Федеральной службы по труду и занятости, вынесенного 30 сентября 2019 года заместителем начальника отдела – главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Юрьевой Мариной Николаевной.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» Игнатовой Ю.Ю., судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» обратилось с административным исковым заявлением о признании незаконными пунктов 3 и 4 предписания Государственной инспекции труда в Республике Коми (Ухтинский отдел) <Номер обезличен> от 30 сентября 2019 года.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе плановой проверки общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» Государственной инспекции труда в Республике Коми (Ухтинский отдел) выявлены нарушения требований действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, которые отражены в акте проверки. По результатам проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений <Номер обезличен> от 30 сентября 2019 года. Вместе с тем, пункты 3 и 4 предписания, в части обязания разработать и утвердить нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам в соответствии с Типовыми нормами, работающими в закрытой специальной обуви, обеспечить выдачу работникам, работающим в закрытой специальной обуви, средств защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие), противоречат требованиям законодательства: не приведено понятие «закрытая специальная обувь», не приведен перечень закрытой специальной обуви, при обеспечении которой необходима выдача соответствующих смывающих и (или) обезвреживающих средств, отсутствует ссылка на соответствующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, устанавливающие требования по выполнению работ в закрытой специальной обуви, невозможность использования каких-либо кремов при работе в специальной закрытой обуви, являющихся также не безопасными для здоровья человека. Обществом для обеспечения своих работников сделан выбор в пользу специальной обуви из натуральных материалов для создания комфортных условий работы, использование гидрофобного крема не требуется. Также общество не согласно с установленным в предписании сроком его исполнения - до 29 ноября 2019 года, поскольку приобретение средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при соблюдении которых требуются временные и финансовые затраты.

Определением суда от 30 октября 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Юрьева М.Н.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» просит об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права, указывая, что оспариваемые пункты предписания являются незаконными.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» Игнатова Ю.Ю. на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся иных лиц, участвующих в деле.

Заслушав доводы представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение указанных требований возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Из материалов дела следует, что в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» была проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Проверка проведена на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Коми (по правовым вопросам) Муравьева П.Н. от 3 сентября 2019 года <Номер обезличен> в период с 17 сентября 2019 года по 30 сентября 2019 года.

По итогам проверки составлен акт проверки <Номер обезличен> от 30 сентября 2019 года с указанием выявленных нарушений.

30 сентября 2019 года генеральному директору общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» выдано предписание <Номер обезличен>, которым общество обязано в срок до 29 ноября 2019 года в соответствии с требованиями части 2 статьи 212, части 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации пунктов 2, 5 Приложения № 1, пункта 13 Приложения № 2 Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» к Приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н разработать и утвердить нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам в соответствии с Типовыми нормами № 1122н (пункт 3); в соответствии с требованиями части 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 5 Приложения № 1 «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» к Приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н, пункта 5 Приложения № 2 «Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» к Приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н, обеспечить выдачу работникам общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта», в том числе рабочему зеленого хозяйства подразделение УЭиХОЗ ... (филиал УЭЗИС), электромонтеру подразделение ВЖК ... (филиал Сосногорское ЛПУМГ), слесарю-сантехнику подразделение ВЖК ... (филиал Сосногорское ЛПУМГ), электромонтеру по ремонту и обслуживанию электроустановок службы защиты от коррозий ..., оператору ГРС службы ЭГРС ...., прибористу службы АСУ, АиТМ ...., машинисту ТК подразделения ГКС, КЦ № 1-2 ...., машинисту бульдозера службы АТС ... (филиал Сосногорское ЛПУМГ), водителю вездехода службы АТС ...., пожарному ВПЧ подразделение ВПЧ ... (филиал Сосногорское ЛПУМГ), трубопроводчику линейному участка АВР № 2 ... (филиал УАВР), такелажнику участка МТС ... (филиал Сосногорское ЛПУМГ), слесарю по ремонту технологических установок Газокопрессорной службы ... (филиал Сосногорское ЛПУМГ), лаборанту химического анализа Химической лаборатории ... (филиал Сосногорское ЛПУМГ), работающим в закрытой специальной обуви, средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, пришел к верному выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» обязано устранить выявленные нарушения трудового законодательства, а именно по разработке и утверждению норм выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам в соответствии с Типовыми нормами 1122н, выдаче поименованным работникам средств защиты, поскольку обеспечение безопасных условий работы и охрана труда является безусловной обязанностью работодателя и не может быть поставлена в зависимость от механизма производства закупок.

В абзацах 2,3 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 2 и 5 Приложения № 1 «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н, на работах с водными растворами, водой (предусмотренные технологией), СОЖ на водной основе, дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами; работах, выполняемых в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), закрытой спецобуви, работник должен быть обеспечен средствами гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу). На работах с бактериально опасными средами; при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; работах, выполняемых в закрытой специальной обуви; при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве работник должен быть обеспечен средствами для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие).

Пунктами 5 и 13 Приложения № 2 «Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н предусмотрено, что смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов. До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.

Таким образом, в случае, если работник выполняет работы, включенные в Типовые нормы, то ему должны быть выданы соответствующие смывающие и (или) обезвреживающие средства вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда.

При работе в закрытой спецобуви согласно нормам выдаются средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) и средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу). Работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, установленные Типовыми нормами.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной плановой проверки было установлено, что разработанные и утвержденные Перечни ухудшают защиту работников общества по сравнению с выше приведенными Типовыми нормами 1122н.

Так, Перечнем, утвержденным 14 марта 2019 года (филиал Сосногорское ЛПУМГ) подразделение КГС: машинисту технологических компрессоров (по ремонту) ТУ, трактористу, аккумуляторщику, слесарю по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов; подразделение АСУ, А и ТМ: прибористу, слесарю по контрольно-измерительным приборам и автоматике; подразделение ЛЭС: трубопроводчику линейному, обходчику линейному; подразделение СЗК: электромонтеру по ремонту воздушных линий электропередачи, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования; подразделение ВПЧ: водителю автомобиля, пожарному; подразделение ВЖК: слесарю-сантехнику, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования работающим в закрытой специальной обуви не предусмотрена выдача средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие). Также электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования (подразделение ВЖК), работающему в закрытой специальной обуви не предусмотрена выдача средств гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу).

Перечнем, утвержденным 18 сентября 2017 года (филиал УС) подразделение Механоэнергетический участок: электрогазосварщику, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования, работающим в закрытой специальной обуви, не предусмотрена выдача средств защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие). Электрогазосварщику, рабочему по комплексному обслуживанию зданий и сооружений подразделения, работающим в закрытой специальной обуви, не предусмотрена выдача средств гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу).

Перечнем, утвержденным 1 ноября 2017 года (филиал УАВР) аккумуляторщику, водителю автомобиля, водителю вездехода, машинисту бульдозера, машинисту крана автомобильного, машинисту экскаватора, машинисту трубоукладчика, слесарю по обслуживанию буровой, слесарю по ремонту автомобиля, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования, работающим в закрытой специальной обуви не предусмотрена выдача средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) и средств гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу).

Перечнем, утвержденным 8 февраля 2019 года (филиал Печорское ЛПУМГ) Автотранспортная служба: мотористу (машинисту), слесарю по ремонту автомобилей, токарю, аккумуляторщику; Газокомпрессорная служба: машинисту технологических компрессоров, слесарю по ремонту ТУ; Служба энергосбережения: электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машинисту ДВС, работающим в закрытой специальной обуви, не предусмотрена выдача средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие). Автотранспортная служба: мотористу (машинисту), слесарю по ремонту автомобилей, токарю, машинисту бульдозера, машинисту экскаватора, машинисту автогрейдера, машинисту ППУ; Газокомпрессорная служба: машинисту технологических компрессоров, слесарю по ремонту ТУ, работающим в закрытой специальной обуви, не предусмотрена выдача средств гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу).

Перечнем, утвержденным 14 августа 2018 года (филиал УЭЗИС) Участок энерговодоснабжения: слесарю-ремонтнику, слесарю-сантехнику, слесарю АВР, электрогазосварщику, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования, работающим в закрытой специальной обуви, не предусмотрена выдача средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие).

Доказательств недопущения вышеуказанных нарушений, либо их устранения, в материалы дела не представлено.

Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении искового заявления является правильным.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что общество закупает закрытую специальную обувь, сделанную из натуральной кожи с прокладкой из гигроскопического текстиля, что обеспечивает их комфортную носку в течение длительного периода времени без применения дополнительных средств защиты, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность работодателя как по выдаче работнику специальной обуви, в данном случае закрытой, так и средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) и средств гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу). Виды смывающих и (или) обезвреживающих средств, которые выдаются работникам в соответствии с производственными факторами, в том числе работы, выполняемые в закрытой спецобуви, изложены в пунктах 2 и 5 Приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н.

Доводы о том, что «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» противоречат «Стандарту безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» основаны на ошибочном толковании положений приказа Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н.

Не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что законодательно не определено понятие и критерии «закрытой специальной обувью».

В пункте 28 «ГОСТ 23251-83 (СТ СЭВ 2677-80). Государственный стандарт Союза ССР. Обувь. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10 октября 1983 года № 4892) указано, что специальной обувью является обувь для защиты ног от определенных видов опасных воздействий, в которой при изготовлении применяются защитные материалы и детали. Пунктом 90 данного ГОСТа определено, что открытой является обувь, у которой носочная и (или) геленочная, и (или) пяточная части открыты.

В данном случае, выдаваемая работникам общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» обувь (сапоги кожаные или ботинки, сапоги резиновые с защитным подноском или сапоги болотные с защитным подноском, валенки или валенки на резиновой подошве, валенки обрезиненные, сапоги кожаные меховые) не относится к открытой обуви, а являются закрытой специальной обувью. Следовательно, работникам необходима выдача средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н.

Суд с достаточной полнотой установил фактические обстоятельства административного дела и на основании подлежащих применению в данном случае норм права, представленных и исследованных доказательств, их надлежащей оценки, пришел к обоснованным выводам, изложенным в судебном акте.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией не установлено. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -