... дело № 33а-3929/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Колесниковой Д.А., Соболева В.М.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июля 2019 года апелляционную жалобу законного представителя ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 марта 2019 года, которым
в удовлетворении административного искового заявления Государственного автономного учреждения Республики Коми «Коми лесопожарный центр» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным приказа от 13 ноября 2018 года № 2273, обязании принять распорядительный акт, отказано.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения законного представителя административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным приказа от 13 ноября 2018 года № 2273, обязании принять распорядительный акт, указав, что указанным приказом был отменён приказ № 1492/1 от 13 июля 2018 года, которым внесены изменения в Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ государственным автономным учреждением Республики Коми «Коми лесопожарный центр» посредством включения в состав нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы «Тушение лесных пожаров» нормативных затрат на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе выполнения государственной работы, а именно продуктов питания.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика с предъявленными административным иском не согласилась.
Заинтересованное лицо Рослесхоз явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.
Дело рассмотрено при имеющейся явке лиц и судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе законный представитель ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» ФИО1 просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, оспаривая выводы суда об отсутствии нарушения прав административного истца в результате принятия оспариваемого приказа.
В судебном заседании законный представитель административного истца ФИО1, представитель административного истца ФИО2 настаивали на удовлетворении доводов жалобы и отмене оспариваемого решения суда.
Административный ответчик и заинтересованное лицо, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьёй 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив дело в полном объёме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав объяснения законного представителя и представителя административного истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного решения суда.
В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 4 указанной статьи охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно Уставу ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» учредителем и собственником имущества является Республика Коми. Предметом и целями деятельности ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» являются организация и выполнение работ по охране, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, защите, воспроизводству лесов в лесном фонде на территории Республики Коми.
Подпунктом «ж» пункта 27 Правил тушения лесных пожаров, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2014 года № 313 предусмотрено, что руководитель тушения лесного пожара, руководители лесопожарных организаций, руководители подразделений лесопожарных организаций в целях безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара обязаны обеспечить организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, участвующих в тушении лесного пожара.
Судом установлено, что приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16 февраля 2018 года № 325 утверждён «Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ государственными учреждениями Республики Коми, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми».
Согласно приложению № 2 к названному приказу, в состав нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы, учитываются, в том числе, нормативные затраты на приобретение продуктов питания лётчикам-наблюдателям.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 13 июля 2018 года № 1492/1 внесены изменения в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16 февраля 2018 года № 325, которым в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы, учитываются, в том числе, нормативные затраты на приобретение продуктов работникам, непосредственно участвующих в выполнении государственной работы по тушению лесных пожаров.
Приказом № 2273 от 13 ноября 2018 года Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми отменён приказ № 1492/1 от 13 июля 2018 года «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16 февраля 2018 года № 325 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение работ государственными учреждениями Республики Коми, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми».
Вынося обжалуемое решение об отказе в удовлетворении требований административному истцу, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимой для этого совокупности обстоятельств.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, в том числе, исходя из того, что обжалуемое решение принято уполномоченным лицом, в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, и прав административного истца не нарушает.
При этом судебная коллегия исходит из того, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, к числу которых относится и осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, в силу части 3 статьи 83 названного Кодекса предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу части 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок расходования и учёта средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 27 Правил тушения лесных пожаров, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2014 года № 313, руководитель тушения лесного пожара, руководители лесопожарных организаций, руководители подразделений лесопожарных организаций в целях безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара обязаны обеспечить организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, участвующих в тушении лесного пожара.
Пунктами 37.6 и 37.7 Отраслевого соглашения по лесному хозяйству Российской Федерации на 2016-2019 годы установлено, что работодатель обеспечивает бесплатным питанием экипажи воздушных судов, участвующих в обнаружении и тушении лесных пожаров, лесопатологических обследованиях, в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 30 сентября 2002 года № 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» и Указаниями Министерства гражданской авиации СССР от 30 августа 1989 года № 447/У «О порядке обеспечения экипажей воздушных судов питанием в дни полетов»; работодатель организует питание работников, непосредственно участвующих в лесопатологических обследованиях, тушении лесных пожаров, в соответствии с законодательством.
Как неоднократно разъяснял Рослехоз, в том числе на обращения ГАУ РК «Коми региональный лесопожарный центр», Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, обеспечение питанием работников, участвующих в тушении лесных пожаров, за счёт средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, действующим законодательством не урегулировано и при формировании государственного задания не может быть включено в норматив затрат. Расходы по организации питания могут быть отнесены на внебюджетную деятельность учреждений, принимающих участие в тушении лесных пожаров. Для решения вопроса финансирования указанных затрат за счёт средств федерального бюджета требуется внесение изменений в действующее законодательство.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции, подлежат отклонению, поскольку самим автором жалобы указано на нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в тушении лесных пожаров, при этом оспариваемый приказ каких-либо прав ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» не нарушает, что правильно констатировано судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что отсутствие обеспечения работников, направляемых на тушение лесных пожаров, питанием, даёт им право на отказ от выполнения работ, что может повлечь срыв работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, создать угрозу объектам инфраструктуры, экономики и населённым пунктам, а также нарушает права граждан, неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, возможных, также не являются основанием к отмене обжалуемого решения.
Доводы о недостаточности доходов от внебюджетной деятельности не свидетельствуют о незаконности оспариваемого приказа, и, соответственно, не ставят под сомнение правильность обжалуемого решения суда первой инстанции.
С учётом выводов, изложенных в настоящем определении, в отсутствие необходимой для удовлетворения заявленных требований совокупности двух условий, оснований для удовлетворения требований административного иска у суда не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения суда, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу законного представителя ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: