АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Гусарова М.В. дело № 33-2070/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе
председательствующего Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А., Головкова В.Л.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 08 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе Г.С. на решение Печорского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому
жалоба Г.С. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония <Номер обезличен> ГУФСИН России по <Адрес обезличен>» о признании неправомерным бездействия в части неоказания содействия в трудовом и бытовом устройстве после освобождения с мест лишения свободы оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения представителя ответчика ГУФСИН России по <Адрес обезличен> И.Е., судебная коллегия
установила:
Г.С. обратился в суд с заявлением к ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> о признании неправомерным бездействия в части неоказания содействия в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы; невыдаче проездных документов по избранному им месту жительства, чем было нарушено его конституционное право на выбор места жительства после освобождения; просил возложить на администрацию ... обязанность устранить допущенные нарушения.
Заявленные требования мотивировал тем, что в нарушение требований Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом трудоустройстве, а также оказании помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы администрацией ... ему не оказано содействие в трудовом и бытовом трудоустройстве, не проведена воспитательная работа в целях подготовки к освобождению, нарушено право на выбор места жительства. Кроме того, администрация ... не обеспечила заявителя продуктами питания, и не были выданы денежные средства на время проезда.
В судебном заседании Г.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал, был опрошен Ухтинским городским судом в порядке судебного поручения. Согласно протоколу судебного заседания Ухтинского городского суда от <Дата обезличена> заявитель просил признать неправомерными действия (бездействия) администрации ... в части неоказания содействия в трудовом и бытовом устройстве при освобождении из мест лишения свободы и невыдачи проездных документов по выбранному им месту жительства <Адрес обезличен>; от требований о привлечении к ответственности начальника социального отдела и финансового отдела ..., об обязании администрации ... устранить допущенные нарушения отказался; просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Определением суда от <Дата обезличена> производство по делу в части требований Г.С. к ... о привлечении к ответственности начальника социального отдела и финансового отдела ..., об обязании администрации ... устранить допущенные нарушения прекращено в связи с отказом Г.С. от указанных требований.
Представитель ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ГУФСИН России по <Адрес обезличен>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовал, в отзыве на жалобу Г.С. просил оставить требования заявителя без удовлетворения, заявив о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявленными требованиями, предусмотренного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Г.С. не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела. Указывает на неотражение в резолютивной части решения суда выводов об удовлетворении или об отказе в удовлетворении требований заявителя о нарушении его права на выбор места жительства после освобождения, что свидетельствует о неразрешении судом указанных требований; считает, что за полгода до его освобождения администрацией исправительного учреждения в нарушение требований Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом трудоустройстве освобождаемых осужденных не было предпринято никаких мер по подготовке к его освобождению, не взято у него заявление о выборе места жительства в соответствии с пунктом 7 Инструкции, не сделаны соответствующие запросы по выбранному им месту жительства; кроме того, в судебном заседании установлено, что беседа по оказанию ему помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения была проведена лишь в день его освобождения – ...; при этом в материалах дела имеются сведения о том, что он, ранее, самостоятельно обращался с запросами в Центр занятости населения <Адрес обезличен> и в Управление социальной защиты населения <Адрес обезличен>, что свидетельствует о его желании выехать именно по данному адресу после освобождения.
В судебное заседание заявитель Г.С. не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, извещено о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение (действия) должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируется статьей 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Более детально порядок подготовки осужденных к освобождению определяет Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста России от 13.01.2006 N 2 (далее – Инструкция).
Разрешая заявленные требования, суд правильно руководствовался указанными нормативными актами.
Частью 1 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяющей обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных, установлено, что администрация учреждения, исполняющего наказание не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
Из положений вышеназванной статьи следует, что осужденный признается освобождаемым из мест лишения свободы в случае, если он освобождается от отбывания наказания в виде лишения свободы в течение ближайших 6 месяцев.
Как следует из материалов дела и установлено судом, осужденный Г.С. прибыл в ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> <Дата обезличена> из ... <Адрес обезличен>; освободился из мест лишения свободы по отбытии срока наказания из ... Таким образом, на момент отбывания наказания в ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> Г.С. имел статус лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
Согласно пункту 3 Инструкции организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб, для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.
В пункте 4 Инструкции указано, что подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:
проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;
проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;
получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
За шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу - администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному месту жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (пункт 5).
В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу (пункт 6).
На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья (пункт 7).
В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ (пункт 8).
В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения (пункт 9).
В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях (пункт 10).
За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения (пункт 12).
Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных (пункт 14).
В соответствии с частью 3 статьи 183 Уголовно-исполнительного кодекса РФ обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.
Как следует из материалов дела и установлено судом, до осуждения Г.С. проживал по адресу: <Адрес обезличен>. Однако на момент освобождения являлся лицом без определенного места жительства, поскольку решением ... районного суда от <Дата обезличена> был признан неприобретшим право пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу.
<Дата обезличена> (...) инспектором ГСЗ и УТС ст. лейтенантом внутренней службы К.И., инспектором ГСЗ и УТС З.О., младшим инспектором группы надзора отдела безопасности П.А. составлен акт о том, что в кабинете группы социальной защиты и учета трудового стажа, была проведена беседа с Г.С. по вопросу оказания помощи осужденным, освобождающимся от отбывания наказания, обеспечения бесплатным проездом. Осужденный Г.С. до осуждения проживал в <Адрес обезличен>, в заявлении на приобретение проездных документов указал <Адрес обезличен> без указания адреса. В связи с невозможностью проверить адрес вновь избранного места жительства в <Адрес обезличен> Г.С. были приобретены проездные документы к месту жительства осужденного. На предложение администрации предоставить адрес убытия к вновь избранному месту жительства, а также получить проездные документы осужденный Г.С. отказался. Кроме этого, Г.С. отказался от написания заявления на получение единовременного денежного пособия. Осужденный Г.С. в ... мин. <Дата обезличена> при освобождении из ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> в категорической форме отказался получать сухой паек и личные вещи. Сухой паек отказался получать в связи с тем, что он ему не нужен, а личные вещи находились у него в сумке.
Суд, разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, оценив указанные обстоятельства в совокупности с показаниями свидетелей З.О., инспектора ..., и П.А., младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ..., подтвердивших в судебном заседании обстоятельства, указанные в акте от <Дата обезличена> о том, что проездные документы были приобретены до места жительства Г.С. в <Адрес обезличен>, поскольку осужденный указал вновь избранное место жительства <Адрес обезличен> только в день освобождения, в связи с чем, направить запросы в ОВД <Адрес обезличен>, центр занятости, органы местного самоуправления <Адрес обезличен> не представлялось возможным, установив, что все необходимые запросы администрацией ... направлялись и имеются в личном деле осужденного Г.С., пришел к выводу о том, что администрацией ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> были приняты меры для решения вопроса по трудовому и бытовому устройству Г.С. по отбытии срока наказания ....
Судебная коллегия, не может согласиться с данным выводом суда, полагая его ошибочным, основанным на неверной оценке обстоятельств дела, сделанным без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Как следует из вышеприведенных норм, администрацией исправительных учреждений в течение шести месяцев до освобождения осужденного должна проводиться работа по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных. В соответствии со статьей 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения, администрация исправительного учреждения обязана в письменном виде запросить у заключенного, какое место жительства он изберет после освобождения. В соответствии с Инструкцией администрация направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления и регистрации и жилья и выполняет ряд других мер в соответствии с указаниями Инструкции. При этом все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что указанные действия произведены администрацией исправительного учреждения и, что данные о соответствующих запросах содержатся в материалах личного дела осужденного. Однако с таким суждением согласиться нельзя, поскольку в личном деле осужденного Г.С. содержатся материалы проверки (...) в отношении иного осужденного – Г.Д.,....р. (лист личного дела ...), при этом отсутствуют какие-либо данные о проведении работы по содействию в трудовом и бытовом устройстве осужденного ФИО1 отсутствуют в материалах личного дела Г.С. и заявления от осужденного о выборе им места жительства после освобождения, отобрание которого регламентировано пунктом 7 Инструкции.
Кроме того, нельзя согласиться с доводами свидетелей, подтвержденными данными акта от <Дата обезличена> о том, что Г.С. только в день освобождения поставил в известность администрацию исправительного учреждения о желании выбыть в <Адрес обезличен>, что привело к невозможности проведения подготовительной работы по освобождению Г.С.
Обязанность проведения работы по решению вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых лиц в течение полугода до их освобождения в силу вышеприведенных актов возложена на администрацию исправительного учреждения, в том числе выяснять у осужденного в письменной форме его выбор места жительства после освобождения.
В силу положений части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В нарушении указанной нормы администрацией исправительного учреждения не представлено в суд доказательств проведения необходимой работы с осужденным по его освобождению.
Вместе с тем, материалы личного дела содержат переписку Г.С. с администрацией ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> во время решения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного, а именно заявление Г.С. начальнику ... с просьбой направить запрос в <Адрес обезличен> по содействию в трудовом и бытовом устройстве (...), запросы ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> директору Центра занятости населения <Адрес обезличен> (л... главе администрации <Адрес обезличен> (... начальнику ММО МВД России <Адрес обезличен> (л....), что свидетельствует о желании Г.С., уже в ... году выбыть при освобождении по указанному адресу. При этом в заявлении Г.С. начальнику ... указан точный адрес с указанием улицы и дома. Таким образом, при должном исполнении своих обязанностей должностными лицами исправительного учреждения ......, в соответствии с требованиями вышеприведенных норм закона, была возможность провести соответствующее содействие в трудовом и бытовом устройстве Г.С.
В нарушение вышеуказанных норм, администрация исправительного учреждения в установленный законом срок не приняла указанные меры для оказания необходимого содействия в трудовом и бытовом устройстве освобождаемого осужденного, что привело к созданию препятствия к осуществлению прав Г.С., в том числе на оплату проезда к выбранному месту жительства.
Поскольку при постановлении решения суд первой инстанции в нарушение требований закона имеющим юридическое значение обстоятельствам дал неверную оценку, судебная коллегия в силу пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает его отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить требования заявителя к ... России по <Адрес обезличен> о признании незаконным бездействие администрации исправительного учреждения в части неоказания содействия осужденного в трудовом и бытовом устройстве при освобождении из мест лишения свободы.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Печорского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменить.
Признать незаконным бездействие администрации ... ГУФСИН России по <Адрес обезличен> в части неоказания содействия Г.С. в трудовом и бытовом устройстве при освобождении из мест лишения свободы.
Председательствующий
Судьи