Судья Корниенко М.В. Дело № 33-2296/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 08 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 января 2019 года с учетом определения Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года об исправлении описки, по которому
признан незаконным отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> в присвоении Г. звания "Ветеран труда";
признано за Г. право на присвоение звания "Ветеран труда" с <Дата обезличена>.;
возложена на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми обязанность присвоить Г. звание "Ветеран труда";
в удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города ..." отказано;
взысканы с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в пользу Г. возврат государственной пошлины в размере ... руб., расходы по оплате услуг представителя в размере ... руб., всего ... руб.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Г. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указала, что осуществляла трудовую деятельность в ГУФСИН России по Республике Коми, общий трудовой стаж составляет более 20 лет, и ей назначена пенсия за выслугу лет. Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от <Дата обезличена> истец награждена медалью "За отличие в службе 3 степени". При этом ответчиком отказано в присвоении Г. звания "Ветеран труда" на том основании, что медаль "За отличие в службе" 3 степени не подтверждает право гражданина на присвоение звания "Ветеран труда". Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушениями норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Г. просит оставить решение суда без изменения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ при имеющейся явке лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Г. осуществляла трудовую деятельность со <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в том числе в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходила службу в уголовно-исполнительной системе (УФСИН по РК).
Из трудовой книжки Г. усматривается, что общетрудовой стаж истца составляет 26 лет 10 месяцев 16 дней, из них период службы в уголовно-исполнительной системе - 11 лет 02 месяца 03 дня.
<Дата обезличена> приказом ФСИН <Номер обезличен> истец награждена медалью "За отличие в службе" 3 степени.
В ... году истец обратилась в ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. ..." с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения, в связи с наличием указанных медалей.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен>Г. в присвоении звания "Ветеран труда" отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным отказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> в присвоении истцу звания "Ветеран труда" и признании за Г.. право на присвоение такого звания, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона "О ветеранах", Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 302, исходил из того, что Г. имеет необходимый трудовой стаж в соответствующей сфере деятельности, а медаль "За отличие в службе" III степени, которой она награждена <Дата обезличена>, подпадает под понятие ведомственного знака отличия в труде, в связи с чем пришел к выводу о том, что Г. отвечает условиям, необходимым для присвоения звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда по следующим основаниям.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ определены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений и до 1 июля 2016 г.) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Кроме этого Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодательства в Республике Коми принят Закон от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно п. 7(1) Положения для лиц, указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящего Положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие: награждение по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению № 2 к настоящему Положению; трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" приведен в Приложении № 2 к Положению (в редакции на 30.06.2016г.). Пунктом 5 Перечня предусмотрены иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты, благодарности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, иные ведомственные знаки отличия в труде, за исключением указанных в Перечне, подлежат учету при присвоении звания "Ветеран труда" при условии, если решение о награждении принято от имени федеральных органов государственной власти и в связи с профессиональной деятельностью.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем являясь центральным органом управления относиться к категории ведомств.
Приказом ФСИН РФ от 10.11.2005 № 855 "О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний" (действовавшим на момент награждения) утверждена медаль ФСИН России "За отличие в службе" I, II и III степени для награждения сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
Согласно Приложению № 5 к данному приказу медаль "За отличие в службе" состоит из трех степеней: медаль "За отличие в службе" I степени; медаль "За отличие в службе" II степени; медаль "За отличие в службе" III степени. Высшей степенью является I степень. Награждение производится последовательно: III степенью, II степенью и I степенью.
Учитывая, что по состоянию на 30.06.2016 истец имела предусмотренный законом стаж работы, награждена ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда", у суда имелись все основания для удовлетворения иска.
Доводы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в кассационной жалобе о применении к рассматриваемым правоотношениям требований пункта 5 Приложения № 2 Положения № 302 о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, согласно которым не учитываются ведомственные знаки отличия в труде (медали, нагрудные знаки, знаки, значки) II и III степени, подлежит отклонению как основанные на неправильном применении норм материального права, поскольку такое условие введено постановлением Правительства Республики Коми от 21.02.2017 № 128, кроме того противоречит общепризнанным международным и конституционным принципам правовой определенности, предсказуемости правового регулирования и недопустимости действия с обратной силой (ретроспективно) норм закона, ухудшающих положение лица.
Истец на момент изменения правового регулирования в области присвоения звания "Ветеран труда" награждена ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение этого звания, имела необходимый трудовой стаж, и ее обращение в государственный орган с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" после изменения законодательства не может быть основанием для отказа в присвоении такого звания.
Выводы суда подробно изложены в решении и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 января 2019 года с учетом определения Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-