НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 07.04.2022 № 2-7086/2021

УИД RS0001-01-2021-012525-09

Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-7086/2021

(33-1658/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.

судей Батовой Л.А., Захваткина И.В.

при секретаре Розовой А.Г.

рассмотрела в судебном заседании 07 апреля 2022 года дело по апелляционной жалобе представителя Кирсеева АС – Канева ОВ на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:

иск Кирсеева АС к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании решения незаконным, признании права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда и судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., объяснения представителя истца Канева О.В., судебная коллегия

установила:

Кирсеев А.В. обратился в суд к ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» с иском о признании решения незаконным, признании права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, взыскании денежных средств за период с 01 марта 2020 по 28 июля 2021 в сумме 30892,06руб. с индексацией на момент рассмотрения иска судом, компенсации морального вреда и судебных расходов; указывая, что с 2015 находится в местах лишения свободы, являлся получателем социальной доплаты к пенсии. С августа 2018 выплата социальной доплаты прекратилась. Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 28.07.2020 за ним признано право на получение РСДП за период с 01.08.2018 по 29.02.2020, взысканы причитающиеся денежные средства и судебные расходы. Однако, начиная с 01.03.2020, ответчик вновь не выплачивает истцу РСДП, ссылаясь на то, что последний является индивидуальным предпринимателем и может обратиться за выплатой в случае, если прекратит свою деятельность в качестве ИП.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель истца в суде апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, не принимали участия. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела и законность решения суда в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что период с 21 апреля 2015 по 19 декабря 2016 Кирсеев А.С., г.р., содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

На основании вступившего в законную силу приговора Верховного Суда Республики Коми от 19 декабря 2016 Кирсеев А.С. был направлен в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

21 февраля 2018 на основании постановления следственного органа вновь переведен из исправительного учреждения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, где содержится по настоящее время.

С 01 октября 2017 на основании заявления Кирсеева А.С. и приложенных к нему документов истцу назначена региональная социальная доплата к пенсии (РСДП).

29 августа 2018 ФКУ ИК -1 УФСИН России по РК в ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» направлено сообщение в котором указано, что Кирсеев А.С. 21 февраля 2018 убыл в ФКУ СИЗО-1, региональную социальную доплату получил в полном объеме до августа 2018.

Таким образом, с 01 октября 2017 по август 2018 истцу выплачивалась вышеуказанная региональная социальная доплата.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 20 июля 2020 по гражданскому делу признано незаконным решение ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» о прекращении выплаты Кирсееву А.С. региональной социальной доплаты к пенсии; за последним признано право на получение региональной социальной доплаты к пенсии с 01 сентября 2018 по 29 февраля 2020. Этим же решением с ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» в пользу Кирсеева А.С. взысканы сумма неполученной социальной доплаты к пенсии за период с 01 сентября 2018 по 29 февраля 2020 в размере 40 199 рублей 43 копейки и расходы по уплате государственной пошлины 400 рублей (л.д. 13-15).

Письмом ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» от 01 декабря 2020 № 01-28/6985 истцу было сообщено, что начиная с 01 марта 2020, выплата истцу региональной социальной доплаты к пенсии не осуществлялась ввиду того, что в феврале 2020г. заявление об установлении РСДП и необходимые документы в Учреждение не поступали (л.д.11).

Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей установлено, что с 29 мая 2013 по 28 декабря 2020 Кирсеев А.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, с основным видом деятельности – деятельность по предоставлению прочих персональных услуг; дополнительными – торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах, торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах.

Из письма ИФНС России по г. Сыктывкару от 08 ноября 2021 следует, что с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов в рассматриваемый период времени Кирсеев А.С. в Инспекцию не обращался.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Правилами обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты, основания ее приостановления и прекращения выплаты, утвержденными постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 № 281, ст.23 Гражданского кодекса РФ, ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст.430 Налогового кодекса РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, при этом исходил из того, что для получения региональной социальной доплаты к пенсии лицо должно прекратить свою трудовую деятельность, в данном случае деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или быть освобождено от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Также суд учел, что 28 декабря 2020 статус индивидуального предпринимателя истцом утрачен, однако с соответствующим заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии после указанной даты Кирсеев А.С. в Учреждение не обращался.

Между тем с данным выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, поскольку он основан на неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 Федерального закона "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (часть 5).

Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера утверждены постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 № 281.

В соответствии с пунктом 26 вышеуказанных Правил (в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 18.11.2020 N 178) региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением и со всеми необходимыми документами.

Согласно пункту 34 Правил выплата региональной социальной доплаты к пенсии приостанавливается:

1) в случае, когда общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена региональная социальная доплата к пенсии, превысила (достигла) величину прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми за счет денежных выплат, перечисленных в подпунктах 4, 7 - 14 пункта 5 настоящих Правил, - с 1-го числа месяца, в котором наступило данное обстоятельство;

2) при поступлении в установленном порядке сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, в том числе сведений об осуществлении трудовой и (или) иной деятельности, в том числе от органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение или прекращение выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, - с 1-го числа месяца, в котором поступили указанные сведения;

3) в случае неполучения пенсионером установленной региональной социальной доплаты к пенсии в течение двух месяцев подряд в отделении федеральной почтовой связи (в кассе центра по предоставлению государственных услуг) или в случае возврата установленной региональной социальной доплаты к пенсии из финансово-кредитного учреждения - с 1-го числа месяца, в котором наступило данное обстоятельство.

Основания, при которых выплата региональной социальной доплаты к пенсии прекращается, содержатся в пункте 36, в соответствии с которой выплата прекращается:

1) в случае прекращения выплаты соответствующей пенсии - со дня, следующего за днем, в котором наступило данное обстоятельство;

2) в случае осуществления трудовой и (или) иной деятельности, в период которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - со дня, в котором наступило данное обстоятельство;

3) в случае, когда общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена региональная социальная доплата к пенсии, превысила (достигла) величину прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми за счет денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 - 3 и 5, 6 пункта 5 настоящих Правил, - с 1-го числа месяца, в котором наступило данное обстоятельство;

4) в случае, когда период приостановления выплаты региональной социальной доплаты к пенсии достиг трех месяцев подряд, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство.

Решение об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, выплата которой прекращена в случаях, предусмотренных пунктом 36 настоящих Правил, принимается центром по предоставлению государственных услуг в срок, определенный пунктом 17 настоящих Правил (пункт 38 Правил).

Уведомление о приостановлении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии (за исключением случая, указанного в подпункте 1 пункта 34 настоящих Правил) или о ее прекращении направляется получателю центром по предоставлению государственных услуг в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении (прекращении) выплаты региональной социальной доплаты к пенсии с указанием оснований его принятия в соответствии с пунктами 34 и 36 настоящих Правил (пункт 39 Правил).

В соответствии с пунктом 70 Административного регламента предоставления государственной услуги по установлению и выплате региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 28.03.2012 N 596, Центр по предоставлению государственных услуг, принявший решение о предоставлении государственной услуги, осуществляет административные процедуры по пересмотру ранее принятого решения о предоставлении государственной услуги, заключающиеся в принятии решения о приостановлении, прекращении и возобновлении предоставления государственной услуги.

Основанием для начала административной процедуры по приостановлению предоставления государственной услуги является наступление случаев, указанных в пункте 24 настоящего административного регламента (пункт 71).

В соответствии с пунктом 76 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по прекращению предоставления государственной услуги является наступление следующих случаев:

1) прекращение выплаты соответствующей пенсии;

2) осуществление трудовой и (или) иной деятельности, в период которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

3) общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена региональная социальная доплата к пенсии, превысила (достигла) величину прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми за счет денежных выплат, перечисленных в подпункте 1 пункта 55 и абзаце четвертом подпункта 2 пункта 60 настоящего административного регламента;

4) период приостановления выплаты региональной социальной доплаты к пенсии достиг трех месяцев подряд.

Пунктом 80 Административного регламента установлено, что специалист центра по предоставлению государственных услуг, ответственный за принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении государственной услуги, приостановления предоставления государственной услуги или прекращении предоставления государственной услуги, направляет заявителю уведомление об установлении региональной социальной доплаты к пенсии (согласно приложению N 2 к настоящему административному регламенту) либо о прекращении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии (согласно приложению N 4 к настоящему административному регламенту) либо о приостановлении предоставления государственной услуги (согласно приложению N 5 к настоящему административному регламенту).

Критерием принятия решения данной административной процедуры является наличие подписанного решения о приостановлении, прекращении или возобновлении предоставления государственной услуги (п. 81 Административного регламента).

Следовательно, названные выше Правила и Административный регламент не только устанавливают основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определяет, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты в связи с поступлением сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).

Как следует из материалов личного дела получателя мер социальной поддержки, решением ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» на основании заявления Кирсеева А.С. последнему была назначена региональная социальная доплата к пенсии с 01 октября 2017г.

Решением ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» Кирсееву А.С. прекращена региональная социальная доплата к пенсии с сентября 2018г.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 28 июля 2020г. решение ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» о прекращении выплаты Кирсееву А.С. региональной социальной доплаты к пенсии было признано незаконным, за Кирсеевым А.С. было признано право на получение региональной социальной доплаты к пенсии с 01 сентября 2018 по 29 февраля 2020г. и взыскана недополученная сумма социальной доплаты к пенсии.

Письмом от 01 декабря 2020г. ответчик истцу сообщил, что при исполнении решения суда от 28 июля 2020г. был выявлен факт, о котором Учреждению ранее не было известно, а именно, что истец с 29 мая 2013 г. является индивидуальным предпринимателем и подлежит обязательному пенсионному страхованию. Право на установлении и выплату РСДП у истца отсутствует, т.к. РДСП устанавливается гражданам, не осуществляющим трудовую и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. В феврале 2020г. заявление и необходимые документы в Учреждение от истца не поступали, в связи с этим выплата РДСП с 01 марта 2020г. не осуществлялась (л.д.11).

Из письменных пояснений ответчика от 05 апреля 2022 следует, что поскольку решением суда от 28 июля 2020 право на предоставление выплаты в период с 01 марта 2020 не определено, назначение или прекращение выплаты не осуществлялось, в связи с чем, уведомления о данных действиях не производились.

Учитывая, что решение ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» о прекращении выплаты Кирсееву А.С. региональной социальной доплаты к пенсии с сентября 2018г. признано судом незаконным и за истцом было признано право на получение региональной социальной доплаты с 01 сентября 2018 по 29 февраля 2020, при этом ответчиком в соответствии с пунктами 34 и 36 Правил и Административного регламента какого-либо решения не принималось, тогда как уполномоченный орган с учетом его полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязан разрешать вопросы, отнесенные к компетенции центра по предоставлению государственных услуг, тем более, в случае, когда на этот орган законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, судебная коллегия считает, что не осуществление с 01 марта 2020г. выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в отсутствие соответствующего решения является незаконным.

При этом письмо ответчика 01 декабря 2020г., адресованное Кирсееву А.С., не содержит сведений о принятом решении о прекращении либо приостановлении выплаты РСДП с 01 марта 2020г.

Ссылка ответчика на то, что решением суда от 28 июля 2020г. установлено право на получение региональной социальной доплаты к пенсии только на период с 01 сентября 2018 по 29 февраля 2020, право на предоставление выплаты в период с 01 марта 2020 не определено, судебной коллегией не может быть принята во внимание, поскольку суд признал незаконным решение ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» о прекращении выплаты, тем самым восстановил право Кирсеева А.С. на региональную социальную доплату к пенсии с момента, когда выплата была прекращена. Тот факт, что решением суда признано право на получение данной выплаты только по 29 февраля 2020, не свидетельствует о том, что суд не признавал права на выплату с 01 марта 2020, поскольку иск судом разрешался в пределах заявленных требований с учетом положений ч.3 ст.196 ГПК РФ.

Учитывая, что вступившим в законную силу решением суда было признано незаконным решение о прекращении выплаты Кирсееву А.С. региональной социальной доплаты к пенсии, при этом никакого самостоятельного акта о прекращении либо приостановлении региональной социальной доплаты к пенсии с 01 марта 2020г. в порядке, установленном пунктами 34 и 36 Правил и Административным регламентом, ответчиком не принималось, в отсутствии такого акта требования Кирсеева А.С. о признании незаконным не принимавшего решения удовлетворены быть не могли из-за отсутствия самого акта – решения, подлежащего оспариванию в судебном порядке. В связи с чем, судебная коллегия полагает, что суд законно отказал в удовлетворении данных требований.

Вместе с тем, решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании права на получение региональной социальной доплаты к пенсии с 01.03.2020, взыскании региональной социальной доплаты к пенсии с марта 2020 по июль 2021 с индексацией на момент рассмотрения иска судом подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований.

Истцом заявлен период взыскания региональной социальной доплаты к пенсии с марта 2020 по июль 2021г.

Согласно представленного ответчиком расчета, сумма региональной социальной доплаты к пенсии за период с марта 2020 по июль 2020 составляет 47124,52руб. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать недополученную сумму региональной социальной доплаты к пенсии с марта 2020 по июль 2021 в сумме 47124,52руб.

Поскольку с момента, когда региональная социальная доплата к пенсии должна была быть выплачены, и до даты рассмотрения дела покупательская способность денежных средств уменьшилась в связи с инфляционными процессами, требование истца об индексации неполученной региональной социальной доплаты к пенсии является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Для индексации следует принять во внимание индексы Госкомстата Республики Коми, которые наиболее реально отражают инфляционные процессы в регионе.

Разрешая настоящий спор, суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с существенным нарушением норм материального права.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 № 10).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Придя к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании морального вреда, суд не учел, что социальное обеспечение направлено на создание получателем данных выплат достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде региональной социальной доплаты к пенсии, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на социальное обеспечение нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи неправомерными действиями ответчика по невыплате региональной социальной доплаты к пенсии, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Определяя размер компенсации морального вреда в пользу истца, судебная коллегия, принимает во внимание, что нарушение прав истца имело место в сфере социальнозначимых правоотношений, связанных с получением мер социальной поддержки, учитывает также характер допущенных нарушений, их длительность, полагает разумной и соразмерной допущенному нарушению компенсацию морального вреда в размере 5000руб.

Соответственно, решение суда первой инстанции об отказе в иске о взыскании компенсации морального вреда, как принятое с нарушением норм материального права, не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования к данному ответчику в размере 5000 рублей.

При удовлетворении требования в пользу истца в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат также взысканию понесенные при обращении в суд расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2021 года в части отказа в удовлетворении требований о признании права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда и судебных расходов отменить, вынести по делу новое решение, которым:

Признать за Кирсеевым АС право на получение региональной социальной доплаты к пенсии с 01 марта 2020г.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в пользу Кирсеева АС сумму неполученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 марта 2020 года по июль 2021 года включительно в размере 47124 рубля 52 копейки с индексацией исходя из роста потребительских цен по Республике Коми за период с апреля 2020 года по 07 апреля 2022 года, компенсацию морального вреда в сумме 5000руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 300руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Мотивированное определение изготовлено 12 апреля 2022г.

Председательствующий:

Судьи: