НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 05.05.2016 № 33А-2859/2016

Судья Тернюк О.П. Дело № 33а-2859/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе

председательствующего Белова Н.Е.,

судей Пристром И.Г. и Соболева В.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в судебном заседании 05 мая 2016 года дело по апелляционной жалобе Жарук В.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 февраля 2016 года, которым

в удовлетворении административного искового заявления Жарук В.В. к временно исполняющему обязанности Главы Республики Коми Гапликов С.А. о признании бездействия незаконным, обязании дать ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов отказано.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жарук В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия и.о. Главы Республики Коми Гапликова С.А. и возложении обязанности дать ему письменный ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов. В обоснование заявления указал, что 26.11.2015 на личном приеме у временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликова С.А. обратился с заявлением о принятии незамедлительных мер по переселению пенсионеров и инвалидов из г. Воркуты в районы с более благоприятными климатическими условиями. В ходе общения истец изложил свое видение путей разрешения проблемы переселения, предложил множество вариантов. В последующем им был получен ответ от 15.12.2015 за подписью и.о. министра Министерства архитектуры и строительства Республики Коми Абулгафарова В.Ш., с которым он не согласен, считает его отпиской – в общих словах обо всем, но ни о чем конкретно. Считает, что ответом Абулгафарова В.Ш. нарушено его право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, положения статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, положения статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которая предусматривает дачу письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, статья 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой предусмотрено право на дачу письменного ответа по существу вопросов, поставленных в обращении, принятом в ходе личного приема, проводящим этот прием руководителем. Просит признать незаконным бездействие временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликова С.А., выраженное в нарушении его права, как гражданина Российской Федерации, на получение мотивированного ответа по существу поставленных в обращении от 26.11.2015 вопросов; обязать административного ответчика временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликова С.А. дать письменный ответ по существу всех вопросов и предложений, поставленных в обращении от 26.11.2015.

Административный истец Жарук В.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме.

Административный ответчик - временно исполняющий обязанности Главы Республики Коми Гапликов С.А. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Гапликова С.А. Томова В.А., действующая по доверенности от 15.02.2016, с административным исковым заявлением не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что Жарук В.В. был принят на личном приеме временно исполняющим обязанности Главы Республики Коми Гапликовым С.А., ему также был дан ответ Министерством архитектуры и строительства Республики Коми от 15.12.2015. Полагает, что нарушений законодательства в области реализации права граждан на обращение, а также бездействие должностных лиц Республики Коми отсутствует. Право Жарука В.В. на личный прием не нарушено, ответы ему были даны по существу. Жаруку В.В. неоднократно давались ответы по вопросу переселения жителей Республики Коми различными органами и должностными лицами. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. В дополнении к отзыву Томова В.А. указала, что заявление Жаруком В.В. 26.11.2015 во время личного приема временно исполняющему обязанности Главы Республики Коми в письменном виде не подавалось.

Суд, с учетом требований статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при имеющейся явке лиц и постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Жарука В.В. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.

Лица участвующие по делу о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены направлением судебных извещений почтовой корреспонденцией, в судебное заседание не явились.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» для удовлетворения требований о признании решения, действия (бездействия) незаконным необходимо установить, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

В соответствии со статьёй 33 Конституции РФ, статьёй 2 Федерального закона РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

По смыслу статей 21 (часть 1) и 33 во взаимосвязи со статьей 45 Конституции Российской Федерации заинтересованное лицо вправе не только подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и получить на свое обращение соответствующий ответ.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

К числу прав гражданина при рассмотрении обращения статьей 5 данного закона отнесено право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, уведомления о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращение с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствие с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

При этом, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из материалов дела следует, что 27.10.2015 Жарук В.В. обратился через интернет-приемную к временно исполняющему обязанности Главы Республики Коми Гапликову С.А. с просьбой записать его на личный прием к Гапликову С.А. по вопросу переселения воркутинских пенсионеров в районы с более благоприятными климатическими условиями.

03.11.2015 в адрес Жарука В.В. заместителем начальника Управления по развитию территорий администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Шевцовым В.А. было направлено сообщение о включении его в список граждан на прием по личным вопросам к временно исполняющему обязанности Главы Республики Коми Гапликову С.А. по вопросу переселения воркутинских пенсионеров.

Также материалами дела установлено, что 26.11.2015 на имя временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликова С.А. было написано заявление от Жарука В.В., относительно переселения из районов Крайнего Севера в местности с более благоприятными климатическими условиями пенсионеров и инвалидов г. Воркуты. В данном заявлении Жарук В.В. указал, что незамедлительное переселение пенсионеров и инвалидов из Воркуты в регионы с благоприятными климатическими условиями должно стать приоритетным направлением развития города в контексте реализации государственной политики в Арктике, в связи с чем в заявлении было предложено решение этого вопроса путем принятия и реализации региональных программ, изложенных заявителем в 10 пунктах. Жарук В.В. также указал, что, учитывая, что в соответствии с Законом «О жилищных субсидиях…» количество находящихся в списках на переселение граждан ограничено прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, считает, что разработка и реализация целевых программ будет способствовать успешному разрешению проблемы переселения и в г. Воркуте. Надеется услышать компетентный ответ по каждому из предложений.

Из учетной карточки приема граждан <Номер обезличен> от 26.11.2015 Управления по развитию территорий администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Отдела обращений граждан к Главе Республики Коми следует, что прием велся временно исполняющим обязанности Главы РК Гапликовым С.А. (прием в г. Воркуте в рамках рабочей поездки). Согласно данной учетной карточке, Жарук В.В. обратился по вопросу переселения воркутинских пенсионеров в районы с благоприятными климатическими условиями. В указанной карточке имеется резолюция: 1.временно исполняющим обязанности Главы Республики Коми даны разъяснения по вопросам переселения из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках действующего законодательства. Исполнитель: Отдел обращений к Главе РК. 2.Временно исполняющий обязанности Главы Республики Коми: исполняющему обязанности министра архитектуры и строительства Республики Коми Абулгафарову В.Ш.: Прошу дать письменный ответ заявителю, копию ответа направить в отдел обращений к Главе РК в срок до 25.12.2015. Исполнитель: Министерство архитектуры и строительства РК.

15.12.2015 Министерством архитектуры и строительства Республики Коми на имя Жарука В.В. направлен ответ, в котором даны разъяснения по порядку предоставления жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера на обращение заявителя, направленное в адрес временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликова С.И., а также обращение во время личного приема.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что действия временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликова С.А. о направлении обращения Жарука В.В. в Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, произведены в полном соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации», ответ заявителю на его обращение направлен в установленный законом месячный срок; доказательств, что действиями (бездействием) временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликовым С.А. нарушены права и свободы Жарука В.В., созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, в материалах дела не имеется, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не усмотрел.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Приказом Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми от 28.03.2013 <Номер обезличен>-р утвержден Порядок рассмотрения обращений граждан, поступивших в Администрацию Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, в соответствие с пунктом 1 которого установлен порядок организации своевременного рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, личного приема граждан Главой Республики Коми, его заместителем, Председателем Правительства Республики Коми, его заместителями, Руководителем Администрации.

Согласно пункту 43 указанного Порядка основанием для начала процедуры личного приема граждан является обращение заявителя в Администрацию или должностному лицу Администрации с просьбой о личном приеме.

Личный прием граждан проводится Главой Республики Коми, его заместителем, Председателем Правительства Республики Коми, его заместителями, Руководителем Администрации в своих рабочих кабинетах, а при выезде в муниципальные образования в Республике Коми - в общественных приемных Главы Республики Коми.

Глава Республики Коми, его заместитель ведут личный прием граждан в соответствии с графиком приема граждан по личным вопросам, утвержденным распоряжением Главы Республики Коми от 03.02.2015 <Номер обезличен>-р.

В соответствие с пунктом 48 Порядка организация и проведение личных приемов граждан Главой Республики Коми возлагается на отдел обращений к Главе Республики Коми.

В силу пункта 53 Порядка рассмотрения обращений граждан, поступивших в Администрацию Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, утвержденного приказом Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми от 28.03.2013 <Номер обезличен>-р, содержание устного обращения гражданина заносится в Карточку личного приема гражданина в день личного приема.

В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в Карточке личного приема гражданина.

В случае отсутствия возможности дать ответ в ходе личного приема, поручения должностных лиц, Руководителя Администрации о направлении письменного ответа гражданину по существу поставленных в обращении вопросов направляются в органы и организации либо должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

По результатам рассмотрения поставленных на личном приеме вопросов гражданину в течение 30 дней со дня личного приема направляется письменный ответ.

Письменные обращения граждан, принятые в ходе личного приема, подлежат регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и настоящим Порядком. О принятии письменного обращения гражданина производится запись в Карточке личного приема гражданина (пункт 54 Порядка).

Согласно пункту 59 Порядка результатом личного приема гражданина является: 1) устный ответ по существу вопроса с которым обратился заявитель в ходе личного приема, разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться; 2) направление поручения о рассмотрении обращения должностным лицам органов исполнительной власти Республики Коми и (или) органов местного самоуправления в Республике Коми в компетенции которых находится решение вопроса; 3) принятие в ходе личного приема письменного обращения гражданина; 4) отказ в дальнейшем рассмотрении обращения, если гражданину ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Итогом личного приема гражданина является направление в течение 30 дней с даты личного приема в его адрес письменного ответа с разъяснениями по существу вопроса.

Из статьи 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствие с пунктами 66-70 Порядка рассмотрения обращений граждан, поступивших в Администрацию Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, утвержденного приказом Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми от 28.03.2013 <Номер обезличен>-р текущий контроль за соблюдением сотрудниками Администрации Положения и иных правовых норм, устанавливающих требования к рассмотрению обращений граждан, осуществляется начальниками структурных подразделений Администрации - ответственных исполнителей, на основании сведений, регулярно получаемых от исполнителей, а также анализа соответствующих данных учетных карточек (карточек личного приема граждан) и данных АС «Обращения граждан». Текущий контроль проводится путем оперативного выяснения хода рассмотрения обращений, напоминаний о подготовке ответов, истребования от ответственных исполнителей объяснений причин задержки ответов с последующим докладом Руководителю (заместителю Руководителя) Администрации.. Плановые и внеплановые проверки полноты и качества работы по рассмотрению обращений граждан осуществляются отделом обращений к Главе Республики Коми или отделом обращений в Правительство Республики Коми в соответствии с компетенцией.. В ходе осуществления плановых проверок отдел обращений к Главе Республики Коми, отдел обращений в Правительство Республики Коми не реже одного раза в месяц направляет Руководителю (заместителю Руководителя) Администрации информацию с данными о неисполненных в срок обращениях. Обращение (поручение о рассмотрении обращения) снимается с контроля после направления ответа заявителю.

В соответствие с положениями Федерального закона РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, составление списков лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, и распределение соответствующих денежных средств, выделенных из федерального бюджета, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким органом в Республике Коми является Министерство архитектуры и строительства Республики Коми.

Проанализировав имеющиеся материалы дела в совокупности с вышеизложенными положениями нормативных документов, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых Жаруком В.В. действий (бездействия) временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликова С.А. положениям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом учитывает, что указанные в административном исковом заявлении действия по направлению обращения Жарука В.В. в Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, в компетенции которого находится решение данного вопроса, совершены должностным лицом - временно исполняющим обязанности Главы Республики Коми Гапликовым С.А., в пределах предоставленных полномочий на принятие оспариваемых действий и порядок их принятия соответствует требованиям нормативных правовых актов, основания для принятия временно исполняющим обязанности Главы Республики Коми Гапликовым С.А. соответствующих решений и совершения действий имелись.

Доказательств нарушения каких-либо прав и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием) временно исполняющим обязанности Главы Республики Коми Гапликовым С.А. административным истцом не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального права, о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие заявителя с ответом на его обращение не может являться основанием для признания незаконными действий (бездействий) временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми Гапликова С.А., поскольку само по себе несогласие с ответом не свидетельствует о незаконности действий (бездействий) данного должностного лица.

Неполнота ответов по существу обращения Жарука В.В. не исключает осуществления гражданином реализации его права на повторное обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жарука В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-