НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 04.12.2017 № 33-7839/17

Судья Бунякина Е.А. Дело № 33-7839/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Архаровой Л.В. и Ушаковой Л.В.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании 04 декабря 2017 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2017 года, которым постановлено:

возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми включить Кисель Н.И. в специальный стаж по Списку № 1 периоды подготовки к профессиональной деятельности с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента ... по специальному стажу с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, произвести доплату трудовой пенсии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом индексации на индексы потребительских цен по Республике Коми;

взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми государственную пошлину в бюджет Муниципального образования городского округа «...» в размере 300 (триста) рублей;

в удовлетворении исковых требований Кисель Н.И. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о перерасчете пенсии с <Дата обезличена> и бессрочно с применением стажевого коэффициента в размере ... по специальному стажу – отказать.

Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия

установила:

Кисель Н.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о включении в специальный стаж по Списку № 1 периодов учебы на курсах с отрывом о производства с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с применением стажевого коэффициента по специальному стажу в размере ... с <Дата обезличена> с учетом индексации на индексы потребительских цен по Республике Коми.

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика иск не признал.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить в части взыскания индексации доплаты пенсии за период с 01.01.2002 по 31.12.2009 на индексы роста потребительских цен в Республике Коми, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что Кисель Н.И. с <Дата обезличена> являлся получателем пенсии по ст. 12 А Закона 340-1 от 20.11.1999 «О государственных пенсиях в РФ», с <Дата обезличена> - получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», с <Дата обезличена> является получателем пенсии по пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принимая во внимание, что с учетом включения спорных периодов работы специальный стаж истца по Списку № 1 на 01.01.2002 составит более 25 лет, с <Дата обезличена> ему должен быть установлен стажевый коэффициент по специальному стажу в размере ..., пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу в размере ... за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> включительно. Данный вывод суда не оспаривается заявителем в апелляционной жалобе, его законность и обоснованность в силу положений ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.

Судебная коллегия, проверив решение суда в его оспариваемой части, приходит к следующему.

Обязывая пенсионный орган произвести перерасчет пенсии с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на своевременное получение пенсионных выплат нарушено, выплаченные суммы пенсии обесценены в связи с инфляционными процессами в стране и частично утратили покупательскую способность.

Однако данные выводы основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.

В силу ст. 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии, предусмотренные данным Законом, индексируются в порядке, определенном этой статьей.

Так, названной статьей установлено, что социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ, действующей на момент рассмотрения спора) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети (ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56 утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи) устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

С учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год Правительство Российской Федерации, реализуя в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставленное ему полномочие, ежегодно утверждает постановлениями коэффициент индексации социальных пенсий и поручает Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента для увеличения соответствующих пенсий.

Из приведенных нормативных положений следует, что законом установлен механизм индексации социальных пенсий, то есть их увеличение в связи с ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Посредством индексации социальных пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги.

Коэффициент индексации социальных пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы.

Спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Иного механизма увеличения размера социальной пенсии в связи с инфляционными процессами Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, из решения суда первой инстанции следует исключить указание на обязанность выплаты недоплаты с учетом индексации.

Иных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и являющихся основанием к отмене судебного постановления, при рассмотрении дела судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми – без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения Воркутинского городского суда РК от 15 сентября 2017 года указание на обязание Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми произвести доплату трудовой пенсии за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года с учетом индексации на индексы потребительских цен по Республике Коми.

Председательствующий:

Судьи: