Судья Нагибина Е.Л. Дело № 33-4677/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 03 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 июля 2015 года, по которому
заявление АО «Монди СЛПК» удовлетворено.
Признано незаконным заключение государственной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда № 21-03/02/2015 от 12.05.2015.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя Министерства труда и социальной защиты РК по доверенности Смирнова В.В., представителя АО «Монди СЛПК» Старковой Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО «Монди СЛПК» обратилось в суд с заявлением к Министерству труда и социальной защиты РК о признании незаконным заключения государственной экспертизы условий труда по правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда № 21-03/02/2015 от 12.05.2015.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство ставит вопрос об отмене решения суда со ссылкой на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 12 мая 2015 года государственной экспертизой Министерства труда и социальной защиты РК по заявлению работника АО «Монди СЛПК» Т.И.Н. вынесено заключение № 21-03/02/2015 по оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно представленным на экспертизу документам, Т.И.Н. с <Дата обезличена> работал оператором автоматических линий станков и установок 5 разряда в цехе листовых бумаг. В связи с созданием цеха форматной резки бумаги производства, <Дата обезличена> Т.И.Н. в соответствии с дополнительным соглашением от <Дата обезличена> к трудовому договору от <Дата обезличена> принят машинистом по резке и упаковке офисной и офсетной бумаги 6 разряда в цех форматной резки бумаги производства бумаги на ОАО «Монди СЛПК».
На основании приказа генерального директора ОАО «Монди СЛПК» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в штатное расписание была введена вышеуказанная должность, при этом Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей и служащих и тарифных разрядов ОК 016094 вышеуказанная профессия не предусмотрена. Классификатором определена профессия «резчик бумаги, картона и целлюлозы» (код профессии 17883).
Как указано экспертом, обязанности, указанные в должностной инструкции машиниста по резке и упаковке офисной и офсетной бумаги 6 разряда, утвержденной в октябре 2010 года, частично соответствуют характеристике работ резчика бумаги, картона и целлюлозы, предусмотренной справочником.
Также указано, что на профессии «оператор автоматических линий по резке и упаковке листовых бумаг» и «резчик бумаги, картона, целлюлозы, гофрокартона» разработаны профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты от 25.12.14 года № 1129 и № 1130 соответственно.
Согласно выводам эксперта, на рабочем месте Т.И.Н. имеет место «неправильное наименование профессии» - машинист по резке и упаковке офисной и офсетной бумаги 6 разряда. В связи с тем, что специальная оценка условий труда не проведена в установленные сроки, у работодателя отсутствуют законные основания для не предоставления Т.И.Н., занятому на рабочем месте машиниста по резке и упаковке офисной и офсетной бумаги 6 разряда форматной резки бумаги производства бумаги, всех гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Удовлетворяя требования АО «Монди СЛПК» о признании незаконным заключения государственной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что эксперт, давая заключение о неправильном наименовании профессии, вышел за пределы полномочий государственной экспертизы условий труда, тем самым нарушив права и свободы заявителя как работодателя в трудовой сфере.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 216.1 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу п.24 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.08.2014 № 549н (далее – Порядок), при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов работодателя, отраслевым (межотраслевым) соглашениям и коллективным договорам (при наличии), а также объем и порядок предоставления работнику (работникам), занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций: сокращенной продолжительности рабочей недели; ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска; оплаты труда в повышенном размере; иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.
В соответствии с подп. «д» п.23 Порядка, в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт проверяет соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Таким образом, рассмотрение в рамках проведения государственной экспертизы условий труда вопроса о правильности наименования профессии входит в полномочия государственной экспертизы условий труда.
Вместе с тем, согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Часть 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Исходя из ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в таком случае, как ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Частью 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 данной статьи случаев.
Комиссией по проведению специальной оценки условий труда, созданной приказом № 832 от 08.10.2014, принято решение не проводить внеплановую специальную оценку условий труда в Цехе форматной резки бумаг в связи с отсутствием фактического изменения функциональных обязанностей работников, технологического процесса, производственного оборудования и состава применяемых материалов и сырья, способных оказывать влияние на уровень воздействия вредных и (или) производственных факторов. Работникам сохранены гарантии и компенсации по классу 3.1 с момента заключения дополнительных соглашений – дополнительные отпуска и доплата в размере 4% тарифной ставки.
В судебном заседании представитель заявителя подтвердил, что специальная оценка условий труда на рабочем месте машиниста по резке и упаковке офисной и офсетной бумаги не проводилась. Однако, исходя из характеристик работы машиниста по резке и упаковке офисной и офсетной бумаги 6 разряда и работы оператора автоматических линий станков 5 разряда, указанные должности не являются идентичными. В должностной инструкции машиниста появилась дополнительная обязанность производить настройку оборудования в целях выпуска качественной продукции, что свидетельствует об организации на предприятии вновь созданного рабочего места.
Вместе с тем, исходя из того, что заявителем-работодателем признано право работника Т.И.Н. на получение компенсаций в связи с работой во вредных условиях в соответствии с требованиями статьи 57 Трудового кодекса РФ наименование должности должно соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Принятые судом первой инстанции доводы заявителя о праве утверждать штатное расписание и определять наименования должностей, профессий и специальностей не может быть признано абсолютным, поскольку ограничено требованиями трудового законодательства, устанавливающего гарантии работников при выполнении ими трудовых обязанностей во вредных условиях.
Исходя из установленных обстоятельств, государственной экспертизой труда сделан правильный вывод о нарушение заявителем положений ст.17 Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по организации проведения специальной оценки условий труда в связи с введением вновь созданного на предприятии рабочего места.
Исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, судебная коллегия находит выводы государственного эксперта труда, правильными, соответственно доводы апелляционной жалобы Министерства труда и социальной защиты РК обоснованными, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым АО «Монди СЛПК» в удовлетворении требований к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным заключение государственной экспертизы условий труда по правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда № 21-03/02/2015 от 12.05.2015 отказать.
Председательствующий
Судьи