НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 30.09.2020 № 2-339/20

Судья Бехтерев Е.С.

№ 33-2690/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.

при секретаре Тупиной Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-339/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 23 июня 2020 года по иску Мироновой Л.Г. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Миронова Л.Г. обратилась с иском к УПФР в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что решением ответчика от (...) истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера. С указанным решением ответчика истец не согласна. Истец с (...) зарегистрирована в качестве физического лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (репетиторств), однако указанный период не был включен в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера. На основании изложенного, с учетом измененных исковых требований истец просила признать незаконным решение ответчика от (...), включить периоды работы с 04.10.2018 по 08.03.2020 в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 08.03.2020.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на УПФР в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) обязанность включить Мироновой Л.Г. в страховой стаж период работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период с 04.10.2018 по 31.12.2019 в качестве физического лица, оказывающего другим физическим лицам услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. В остальной части в удовлетворении иска отказано. С УПФР в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) в пользу Мироновой Л.Г. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд, удовлетворяя требования истца о включении в страховой стаж периода работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, не принял во внимание положения статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), устанавливающей правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, не применил к спорным отношениям нормативные акты, регулирующие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие услуги физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд без привлечения наемных работников, подлежат постановке на учет в налоговых органах на основании соответствующих уведомлений, а уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, производится в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и осуществляется на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке. Истцом не представлены сведения о регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Предусмотренных законом оснований для включения заявленного истцом периода с 04.10.2018 по 31.10.2019 в страховой стаж не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, обозрев выплатное (пенсионное) дело Мироновой Л.Г., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) определено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ч.1 ст.4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу положений ст.11 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержались в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 83 Налогового кодекса РФ дополнена п.7.3, согласно которому постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 546-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что физические лица, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять такие виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при условии соблюдения требований, указанных в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения ст. 2 настоящего Федерального закона применяются по 31.12.2019 включительно.

Согласно п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд: по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

На основании подп.3 п.3 ст. 422 части второй Налогового кодекса РФ в базу для исчисления страховых взносов помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются суммы выплат (вознаграждений), указанные в пункте 70 статьи 217 настоящего Кодекса.

Положения подп. 3 п. 3 ст.422 части второй Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) применяются в отношении сумм выплат (вознаграждений), полученных в расчетных периодах 2017, 2018 и 2019 годов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения п. 70 ст. 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных в налоговых периодах 2017, 2018 и 2019 годов.

Судом установлено, что Миронова Л.Г. 06.03.2020 обратилась в УПФР в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии.

Решением УПФР в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) от 20.03.2020 в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ отказано в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера.

Согласно указанному решению ответчика страховой стаж истца составляет 16 лет 1 месяц 4 дня (в полуторном исчислении 24 года 2 месяца 27 дней), при требуемом 20 лет; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 01 год 09 месяцев 3 дня, что менее требуемого 17 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 11 лет 05 месяцев 7 дней, что менее требуемого 12 лет.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 04.10.2018 Миронова Л.Г. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Карелия в качестве физического лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (репетиторство).

С 16.03.2020 на основании поданного уведомления от 16.03.2020 Миронова Л.Г. снята с учета в качестве физического лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (репетиторство).

Как следует из ответа Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Карелия от (...) за период с 2018 г. по настоящее время Миронова Л.Г. в качестве индивидуального предпринимателя не регистрировалась. Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Карелия не направляла в Пенсионный фонд уведомлений о регистрации Мироновой Л.Г. в качестве лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг физическим лицам, поскольку действующее законодательство не предусматривало совершение таких действий.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что страховые взносы не подлежат уплате в спорный период в силу положений ст.13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и соблюдения Мироновой Л.Г. требований о направлении уведомления в налоговый орган об осуществлении (прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что осуществляемая истцом в спорный период деятельность (репетиторство) носила уведомительный характер на основании формы, утвержденной Приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@. В силу вышеуказанного законодательства, доходы, полученные Мироновой Л.Г., в период с 04.10.2018 по 31.12.2019 не подлежали налогообложению, а также не включались в базу для исчисления страховых взносов.

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон № 167-ФЗ) к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подп. 1, 2, 5 и 6 п. 1 ст. 29 настоящего Федерального закона.

На основании подпунктов 5 и 6 п.1 ст.29 Закона № 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.11.2018 № 425-ФЗ) добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе: физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта (подп.5 п.1 ст.29); физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации. (подп.6 п.1 ст.29).

Лица, указанные в подп. 1, 2, 3, 5 и 6 п. 1 ст.29 Закона № 167-ФЗ, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» установлены территории и сроки проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в ряде субъектов Российской Федерации. Указанным законом Республика Карелия в данный эксперимент не включена.

Вместе с тем, на основании ст.1.1. указанного Закона (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 101-ФЗ) в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

Плательщики «Налог на профессиональный доход» освобождены от уплаты страховых взносов (ч. ч.1, 2 ст. 15 Федерального закона № 422-ФЗ).

Законом Республики Карелия от 26.05.2020 № 2475-ЗРК «О введении в действие в Республике Карелия специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», вступившим в силу с 01.07.2020, в Республике Карелия введен в действие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Исходя из вышеизложенного Миронова Л.Г., осуществляя деятельность по оказанию услуг физическим лицам для личных нужд на территории Республики Карелия в спорный период, не была лишена возможности на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию на основании положений ст. 29 Закона № 167-ФЗ.

Таким образом, «самозанятые» граждане (физические лица и индивидуальные предприниматели) производят отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации только в случае вступления в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Оснований для включения истцу спорных периодов в страховой стаж при отсутствии сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда на основании п.п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ в части возложения на ответчика обязанности включить Мироновой Л.Г. в страховой стаж период работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 04.10.2018 по 31.12.2019 в качестве физического лица, оказывающего другим физическим лицам услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в иске. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 23 июня 2020 года по настоящему делу отменить в части возложения на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) обязанности включить Мироновой Л.Г. в страховой стаж период работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 04.10.2018 по 31.12.2019 в качестве физического лица, оказывающего другим физическим лицам услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

Принять в данной части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи