НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 29.06.2020 № 2-890/20

Судья Гадючко И.Ю.

№ 33-1550/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.

судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.

при секретаре Тупиной Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-890/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 февраля 2020 года по иску Багина С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете пенсии,

Заслушав доклад судьи Тарасовой Р.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Багин С.В. является получателем страховой пенсии по старости с 10.10.2012 года. После назначения пенсии осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2017 года в сумме 2774 руб. 18.04.2018 года и в сумме 26545 руб. 19.12.2018 года. В нарушение требований п.3 ч. 2 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчик не произвел истцу перерасчет пенсии с 01.08.2019 года, ссылаясь на отсутствие сведений об уплате страховых взносов на индивидуальном лицевом счете истца. Багин С.В. обратился с иском к ГУ УПФ РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 01.08.2019 года.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИФНС России по г. Петрозаводску.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.

Суд возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Багину Сергею Владимировичу с 01.08.2019 с учетом страховых взносов, уплаченных Багиным Сергеем Владимировичем 19.12.2018 за 2018 год в сумме 26545 рублей.

Взыскал с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Багина Сергея Владимировича расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей и расходы на оплату услуг представителя 4000 рублей.

С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 февраля 2020 года отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что Управление считает решение суда незаконным и необоснованным в части удовлетворения требований о перерасчете размера страховой пенсии по старости с 01.08.2019 года с учетом страховых взносов, уплаченных Багиным С.В. 19.12.2018 года в сумме 26545 руб., а также в части взыскания в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300,00 рублей и расходов на оплату услуг представителя в сумме 4000,00 рублей. Истец является получателем страховой пенсии по старости с 10.10.2012 года. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины при обращении в суд освобождаются пенсионеры, которые получают пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату как излишне уплаченная.

Распоряжением Правления ПФР от 06.04.2018 №174р утвержден Регламент взаимодействия между территориальными органами ПФР при установлении и выплате пенсий и иных социальных выплат в условиях функционирования Центра по выплате пенсий и обработке информации. В соответствии с данным Распоряжением приказом Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия от 24.05.2019 года №148 утвержден Регламент взаимодействия государственного учреждения и Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ Республике Карелия (далее - Центр) с Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия и Управлениями Пенсионного фонда РФ в Республике Карелии (далее - Регламент). Согласно п. 9.2. Регламента Центр производит все массовые перерасчеты размеров пенсии в беззаявительном порядке в связи с их увеличением (или) индексацией, корректировкой в автоматизированном режиме. Управления ПФР в Республике Карелия обеспечивают хранение полученных в электронном виде распоряжений, в необходимых случая распечатывает и приобщает в бумажное дело (п. 9.3.1. Регламента). Таким образом, Управление не является надлежащим ответчиком по делу. Перерасчет размера страховой пенсии производится в порядке п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона №400-ФЗ с 01 августа каждого года в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета величины индивидуального пенсионного коэффициента с учетом поступления на индивидуальный лицевой счет новых сумм уплаченных страховых взносов, которых не было на момент исчисления размера страховой пенсии по старости при предыдущем перерасчете. Суд первой инстанции не принял во внимание, что на момент перерасчета размера страховой пенсии по старости на лицевом счете истца не были отражены сведения об уплаченных в 2018 году страховых взносах в сумме 26545,00 руб. в связи с тем, что налоговым органом данные сведения не были переданы. При том, что представленные третьим лицом данные из информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" подтверждают уплату страховых взносах в сумме 26545,00 руб. 19.12.2018 г.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, ответчик, третье лицо, их представители не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий федеральный закон.

В пункте 18 статьи 13 ФЗ № 400-ФЗ указано, что величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (формула и её составляющие указаны в пункте).

Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии ( с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день – п. 1 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года - п.п. 3 п. 2 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ.

В соответствии с ФЗ от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 администратором страховых взносов являются налоговые органы и взыскание задолженности по страховым взносам возложено на налоговые органы.

Судом установлено, что Багин С.В., 10.10.1957 года рождения, с 10.10.2012 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015 года. В единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Багина С.В. внесена запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя 22.02.2017. С этого же дня он поставлен на учет в Инспекции ФНС России по городу Петрозаводску.

Инспекция ФНС России по г.Петрозаводску письмом от 06.09.2019 года подтвердила, что за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 ИП Багиным С.В. уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 года: 18.04.2018 в сумме 2774,00 руб.; 19.12.2018 в сумме 26545 руб.

По сведениям ИФНС России по г. Петрозаводску сумма страховых взносов в размере 26545 рублей, уплаченная Багиным С.В. 19.12.2018, сотрудником УФК отражена в его карточке расчета с бюджетом 03.01.2019.

До настоящего времени данные о платеже 19.12.2018 в размере 26545 рублей на лицевом счете истца отсутствуют.

Также судом установлено, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.08.2019 года истцу произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, уплаченную истцом в 2018 году за 2017 год, в размере 2774 руб.

Информация о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2017 для целей ведения персонифицированного учета в соответствии со ст. ст. 8.1, 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п.п. 23, 28 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, передается налоговыми органами в ПФР в форме электронных документов в порядке, установленном Соглашением ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации».

Из письма инспекции ФНС России по г.Петрозаводску от 29.10.2019 года следует, что сведения об уплате страховых взносов за периоды с 01.01.2017 года, необходимые для целей ведения персонифицированного учета, на основании Приказов ФНС России от 21.11.2017, 19.06.2018, 21.12.2018 формируются по состоянию на 01.02. и 01.07. Сумма уплаченных взносов отражается в разделе Ресурса, к году которого относится дата записи операции в карточке расчетов с бюджетом и выгружается в ПФР по состоянию на 01.02. и 01.07. следующего года. Багиным С.В. сумма 26545 руб. оплачена 19.12.2018 года и отражена в базе данных налогового органа в январе 2019 года (л.д.21).

Судом установлено, что истец уплатил страховые взносы в сумме 26545 рублей 19.12.2018, однако в связи с тем, что сведения о данном платеже были внесены сотрудниками казначейства в карточку расчетов с бюджетом 03.01.2019, информация о данном платеже в соответствии с положениями вышеизложенных норм права и Соглашения об информационном взаимодействии ФНС и ПФР от 30.11.2016 должны быть переданы в ПФР не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, то есть не позднее 01.02.2020, после чего при условии поступления указанных сведений территориальный орган ПФР обязан произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.08.2020.

Исходя из системного толкования изложенных норм права, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца, поскольку в силу прямого указания в законе с учетом произведенной Багиным С.В. уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в срок до окончания налогового периода – 19.12.2018 у истца возникло право на перерасчет пенсии с 01.08.2019 и реализация этого права не может быть поставлена в зависимость от эффективности взаимодействия тех или иных государственных органов. На истца не может быть возложена ответственность за несогласованность действий пенсионного фонда и инспекции федеральной налоговой службы.

Довод апелляционной жалобы в той части, что ГУ УПФ РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) является ненадлежащим ответчиком в связи с организацией Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в РК и утверждением 24.05.2019 года Регламента взаимодействия государственного учреждения – Центр по выплате и обработке информации ПФ РФ в РК с Отделением ПФ РФ по РК и Управлением ПФ РФ в РК - судебная коллегия находит несостоятельным. В силу ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Статьей 3 ФЗ № 167-ФЗ определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страховании (в том числе, страховых пенсий). Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим – ст. 5 ФЗ № 167-ФЗ).

Довод апелляционной жалобы о том, что на лицевом счете истца не были отражены сведения об уплаченных в 2018 году страховых взносах в сумме 26545 руб. по вине налогового органа, не передавшего данных сведений, также не принимается во внимание. Обязанность по уплате страховых взносов истец исполнил, право на перерасчет у него возникло с 01.08.2019 года, нарушенное право восстановлено возложением обязанности на ГУ УПФ РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное) произвести перерасчет. Ответственность за несогласованность действий государственных органов при передаче сведений не может быть возложена на истца.

Разрешая довод апелляционной жалобы в части взыскания в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины и расходов на представителя, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются: истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному Фонду Российской Федерации.

По настоящему делу истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб. по квитанции от 19.12.2019 года. Решением суда с ответчика в пользу истца взысканы данные расходы по уплате государственной пошлины. На основании п.п.5 п. 2 ст.333.36 НК истец подлежал освобождению от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском по настоящему делу. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины определены статьей 333.40 Налогового кодекса РФ. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего кодекса. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, - ст. 88 ГПК РФ. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей – ст.94 ГПК РФ. Расходы истца на оплату услуг представителя составляют 10000 руб., что подтверждается договором оказания возмездных юридических услуг от 02.12.2019 года и распиской лица, оказавшего юридические услуга, о получении от Багина С.В. в оплату услуг 10000 руб. По решению суда в соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ, исходя из категории спора, сложности дела, продолжительности его рассмотрения, объема оказанной правовой помощи, конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание принципы разумности и справедливости, в пользу истца с ответчика взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 4000 руб. Данные расходы на представителя в силу изложенных выше положений законодательства подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного судебная коллегия находит, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконностит постановленного по делу решения. Из мотивировочной и резолютивной части решения подлежит исключению указание на взыскание с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлине в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 февраля 2020 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание на взыскание с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Багина С.В. расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.

Председательствующий:

Судьи: