Судья Сидоров А.А. № 33-341/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2016 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Стракатовой З.Е.
при секретаре Елизаровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Беломорского района» на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 26 октября 2015 г. по искам ФИО1 и ФИО2 к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Беломорского района», государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Беломорская центральная районная больница», государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о взыскании пособий.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд по тем основаниям, что в (...) он и его (...) ФИО2 прибыли в (...) из (...). В (...) у них родилась (...). В выплате единовременного пособия при рождении ребенка работодатель ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» ему отказал, поскольку пособие выплачивается только гражданам Российской Федерации. В (...). после получения гражданства Российской Федерации истец повторно обратился в ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» за выплатой пособия и вновь получил отказ в связи с истечением шестимесячного срока на обращение. Истец просил суд восстановить ему срок для обращения за единовременным пособием при рождении ребенка и взыскать с ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» в его пользу пособие в сумме (...) руб.
ФИО2 обратилась в суд с иском по тем основаниям, что они с (...) являлись беженцами, приехали в (...) из (...). (...) у них родилась (...). В (...) они получили временное убежище на территории РФ, (...) получили разрешение на временное проживание на территории РФ. (...) они с (...) получили гражданство РФ и были зарегистрированы по постоянному месту жительства в (...). ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Беломорского района» отказало истице в назначении и выплате пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет по причине пропуска срока для обращения за пособием. Истица просила суд восстановить ей срок для обращения за пособием и взыскать с ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Беломорского района» в ее пользу пособие по уходу за ребенком за период с (...) по (...) в сумме (...) руб., а также единовременное пособие на рождение ребенка в соответствии с Законом Республики Карелия № 927-ЗРК в размере (...) руб.
Определением суда указанные гражданские дела объединены в одно производство.
По заявлению истца ФИО1 в качестве соответчика по заявленному иску привлечено государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
Решением суда в удовлетворении иска ФИО1 отказано. Иск ФИО2 удовлетворен частично. Суд взыскал с ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Беломорского района» в пользу ФИО2 пособие по уходу за ребенком в сумме (...) руб. В остальной части иска отказал. Взыскал с ГКУСЗ «Центр социальной работы Беломорского района» госпошлину в доход бюджета МО «Беломорский муниципальный район» в размере (...) руб.
С таким решением суда не согласен ответчик ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Беломорского района», в апелляционной жалобе начальник учреждения П.Н.И. просит его отменить в части взыскания в пользу истицы пособия по уходу за ребенком в размере (...) руб. В обоснование жалобы указывает, что ФИО2 не имела право на получение пособия по уходу за ребенком за период с (...) по (...), поскольку документов подтверждающих статус беженца или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, представлено не было.
В суде апелляционной инстанции представитель государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия И.Е.Б. доводы апелляционной жалобы ответчика ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Беломорского района» поддержала. Дополнительно пояснила, что указанное пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования. Истцы не имели статуса беженцев и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Истица не была застрахована на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Истцы ФИО1 и ФИО2, представители ответчиков ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ», ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Беломорского района» в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав представителя государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 являлись гражданами (...). В (...) прибыли в (...), где были зарегистрированы по месту пребывания. (...) истцам было предоставлено временное убежище на территории РФ. (...) истцы получили разрешение на временное проживание на территории РФ. (...) истцы получили паспорта граждан РФ.
(...) в семье истцов родился (...) ребенок – (...).
С (...) ФИО1 работает в (...) в должности (...). С (...) ФИО2 работает в (...) в должности (...), в отпуске по уходу за ребенком не находится.
В (...) г. ФИО1 обращался в устной форме к работодателю за получением единовременного пособия при рождении ребенка, в выплате пособия было отказано.
(...) ФИО2 обращалась в ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Беломорского района» с заявлением о получении единовременного пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ребенком на период до полутора лет. Письмом от (...) № (...) ей отказано в выплате указанных пособий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее по тексту - ФЗ № 81) видами государственных пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, являются единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно ст. 1 ФЗ № 81 действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе, на: граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации; постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев; временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.
В силу ч. 1 ст. 17.2 ФЗ № 81 единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
Статьей 1 Закона РК от 16.12.2005 № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» дополнительно к единовременному пособию при рождении ребенка, предусмотренному Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ, установлена выплата единовременного пособия при рождении ребенка. Действие настоящего Закона РК распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих детей и проживающих на территории Республики Карелия.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В силу ст. 2 указанного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Поскольку на день рождения ребенка истцы постоянно в Российской Федерации и Республике Карелия не проживали, являлись иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал истцам во взыскании единовременного пособия при рождении ребенка, а также единовременного пособия при рождении ребенка, установленного Законом РК от 16.12.2005 № 927-ЗРК. В указанной части решение суда сторонами спора не обжалуется.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что с (...) истцы имеют право на получение пособия, установленные ФЗ № 81, в связи с чем частично удовлетворил требование ФИО2 и взыскал с ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Беломорского района» в ее пользу пособие по уходу за ребенком в сумме (...) руб.
С решением суда в этой части судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Признание лица гражданином, получившим временное убежище и признание гражданина беженцем осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах». Согласно ст. 1 указанного Федерального закона беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Таким образом, правовой статус беженца и гражданина, получившего на территории Российской Федерации временное убежище, различны.
(...) истцам было предоставлено временное убежище на территории РФ и выдано соответствующее свидетельство. Беженцами в порядке ст. 3 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 истцы признаны не были.
Также истцы не являлись застрахованными лицами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ. С 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 01.12.2014 № 407-ФЗ в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, согласно которым временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, включены в перечень застрахованных лиц. Однако в силу ч. 4.1. ст. 2 указанного Федерального закона право на получение страхового обеспечения данная категория застрахованных лиц приобретает при условии уплаты за них страховых взносов не менее чем за шесть месяцев до наступления страхового случая, то есть, фактически, право на получение пособий рассматриваемой категории застрахованных лиц может быть приобретено не ранее, чем с 01.07.2015.
Удовлетворяя частично требования ФИО2, указанные нормы права судом учтены не были. Суд руководствовался абз. 7 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 81, предусматривающим, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Однако данная норма закона распространяется на граждан Российской Федерации и в отношении истицы, которая на тот период времени была иностранным гражданином, не может применяться в отрыве от ст. 1 ФЗ № 81, содержащей исчерпывающий перечень случаев, при которых иностранный граждан на территории Российской Федерации вправе получать пособие по уходу за ребенком.
Таким образом, право на получение пособия по уходу за ребенком за заявленный период с (...) по (...) истица не имеет, так как постоянно в Российской Федерации не проживала, являлась иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, статуса беженца не имела, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством застрахована не была.
На основании изложенного решение суда в части удовлетворения исковых требований ФИО2 подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ. Судебная коллегия принимает новое решение об отказе ФИО2 в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 26 октября 2015 г. по настоящему делу отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО2, принять в этой части новое решение об отказе ФИО2 в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи