Судья Ронгонен М.А. | № 33-3544/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2020 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Савина А.И., Гудковой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Хямяляйнен О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-654/2020 по апелляционной жалобе истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 04 сентября 2020 года по иску Б. к администрации Сегежского муниципального района о включении периода работы в стаж муниципальной службы и перерасчете муниципальной доплаты к пенсии.
Заслушав доклад судьи Тарасовой Р.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась с иском к администрации Сегежского муниципального района о возложении обязанности засчитать в стаж муниципальной службы периода работы и перерасчете доплаты с учетом данного периода. Указала, что 17.04.2020 обратилась с заявлением в администрацию Сегежского муниципального района о включении периода работы бухгалтером расчетного отдела централизованной бухгалтерии в Исполкоме Сегежского городского Совета с 21.01.1986 по 06.04.1989 и в бухгалтерии в Исполкоме Сегежского районного Совета с 06.04.1989 по 08.01.1992 в стаж муниципальной службы и пересмотре установленной ежемесячной муниципальной доплаты к трудовой пенсии. Письмом от 14.05.2020 № 04-489-Б/4 в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием оснований для перерасчета. С отказом ответчика истец не согласна. Указала, что при увольнении в связи с выходом на пенсию с должности специалиста Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Сегежского муниципального района ей была назначена муниципальная доплата к трудовой пенсии за период работы с 08.01.1992 по 05.07.2006, учтен стаж муниципальной службы 14 лет. По ликвидации исполкомов, по преобразованию Исполкомов в Мэрию, а далее в администрацию г. Сегежи и Сегежского района и администрацию Сегежского муниципального района истец работала в Управлении КХ и ЖФ администрации. За перечисленные годы не увольнялась. Согласно архивным документам централизованные бухгалтерии являлись отделами исполкомов городского и районного Советов, были включены в штатные расписания исполкомов. Работники бухгалтерии получали заработную плату по одной ведомости с руководством. Продвижение по службе, распоряжения о предоставлении отпусков, все финансовые документы утверждались председателем исполкома. На основании изложенного истец просила возложить обязанность на администрацию Сегежского муниципального района включить ей в стаж муниципальной службы период работы с 21.01.1986 по 08.01.1992 в Исполкомах Сегежского городского и районного Советов, 5 лет 11 месяцев, выполнить перерасчет муниципальной доплаты к трудовой пенсии из расчета стажа 20 лет, оплатить муниципальную доплату с момента подачи заявления в администрацию 17.04.2020.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 04 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласна истец. В апелляционной жалобе указала, что за время работы в бухгалтерии Исполкома Сегежского городского Совета с 21 января 1986 года и до ухода на пенсию по собственному желанию она переходила из одного исполкома в другой по переводу, по ликвидации исполкомов осталась работать в управлении коммунального хозяйства и жилищного фонда, работала непрерывно. Обращает внимание, что в п.2 «Положения о централизованной бухгалтерии» нет фразы, что «централизованная бухгалтерия» является самостоятельной структурной единицей, нет предположения о том, что не может быть отнесена к органам местного самоуправления.
Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, ответчик, представители не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В спорный период действовал Закон Республики Карелия от 05.12.1996 № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (далее по тексту Закон РК № 160-ЗРК), который утратил силу в связи с введением в действие с 12.08.2007 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (далее по тексту Закон РК № 1107-ЗРК).
В соответствии со ст. 1 Закона РК № 160-ЗРК муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности муниципальной службы. Муниципальная служба в Республике Карелия осуществляется в органах местного самоуправления.
В силу ст. 5 указанного Закона РК № 160-ЗРК муниципальная должность - должность, предусмотренная Уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образованная в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальные должности подразделяются на: 1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате выборов должностных лиц местного самоуправления, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; 2) муниципальные должности муниципальной службы - должности, учреждаемые органами местного самоуправления для исполнения и обеспечения их полномочий и включенные в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Карелия, замещаемые путем заключения трудового договора.
В статье 5-1 Закона РК № 160-ЗРК приведен реестр должностей муниципальной службы.
В силу ст. 7 Закона РК № 160-ЗРК муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Карелия, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Муниципальный служащий, наделенный по муниципальной должности муниципальной службы организационно - распорядительными полномочиями, является должностным лицом.
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
С 12 августа 2007 действует Закон Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».
В соответствии с ст. 11 Закона РК № 1107-ЗРК лицам, замещающим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно ст. 15 Закона РК № 1107-ЗРК за лицами, замещавшими на 1 января 1997 года и позднее муниципальные должности муниципальной службы, установленные Законом Республики Карелия от 5 декабря 1996 г. № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», должности муниципальной службы, приобретшими право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), и уволенными со службы до 1 января 2017 года, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, и имеющими на 1 января 2017 года стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемой уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), не менее 20 лет, а также за лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с уставом муниципального образования (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст.12 Закона РК № 1107-ЗРК в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты в соответствии со статьей 11 настоящего Закона также включаются периоды, указанные в части 2 статьи 22 Закона Республики Карелия № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия».
Согласно ч. 2. ст. 22 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, также включается:
1). Время работы в аппаратах органов государственной власти и управления: высших органов представительной и исполнительной власти Союза ССР и Российской Федерации; министерствах и ведомствах Союза ССР и Российской Федерации; Верховного Совета и Совета Министров Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия и Администрации Председателя Правительства Республики Карелия, министерств и ведомств и их органов управления на местах, а также органов государственного управления, созданных при Совете Министров Республики Карелия; местных органов государственной власти и управления органов местного самоуправления, а также органов прокуратуры и судов всех уровней; органов народного контроля, государственного арбитража; республиканских объединений, созданных на базе ликвидированных министерств, управлений по решению Правительства Республики Карелия.
2). Время работы в аппаратах профсоюзных органов, а также в качестве освобожденных работников профсоюзных организаций в аппарате органов государственной власти и управления до 1 января 1992 года.
3). Время работы в аппаратах КПСС и ВЛКСМ, а также в качестве освобожденных работников в первичных партийных, комсомольских организациях до 14 марта 1990 года.
4). Время обучения работников органов государственной власти и управления в учебных заведениях КПСС и ВЛКСМ, осуществлявших переподготовку кадров, если они работали в этих органах до поступления на учебу.
5). Время работы на выборных должностях на постоянной основе в органах государственной власти и местного самоуправления.
6). Время обучения работников органов государственной власти и управления в учебных заведениях, осуществляющих переподготовку, повышение квалификации кадров, если они работали в этих органах до поступления на учебу.
7). Время работы в посольствах, представительствах органов государственной власти и управления за границей.
8). Стаж работы в должности редактора периодического издания, являющегося печатным органом представительной и исполнительной власти (до вступления в силу Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
9). Время военной службы.
Действие настоящей части не распространяется на лиц, занимавших должности, которые включались в штатное расписание для технического обеспечения деятельности аппаратов органов государственной власти и управления, профсоюзных органов, КПСС, ВЛКСМ, посольств, представительств органов государственной власти и управления за границей.
До принятия Конституции Российской Федерации ранее действовавшей Конституцией СССР было установлено, что органами государственной власти в автономных областях, автономных округах, краях, областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах и других административно - территориальных единицах, образуемых в соответствии с законами союзных и автономных республик, являются соответствующие Советы народных депутатов (ст. 145).
Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты (ст. 150).
В соответствии с Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 14.01.1971 № 34, централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств.
Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов.
Централизованная бухгалтерия отчитывается перед соответствующим исполкомом Совета народных депутатов о своей работе.
Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета.
Из приведенных нормативных положений следует, что централизованная бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей, которая не может быть отнесена к органам местного самоуправления.
В функции централизованной бухгалтерии входило не только обслуживание органов местного самоуправления, но и других бюджетных учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Б. с 21.01.1986 принята на должность бухгалтера расчетного отдела центральной бухгалтерии Исполкома Сегежского городского Совета народных депутатов по переводу из Сегежского РПУ ЖКХ на основании распоряжения № 2 от 20.01.1986. 06.04.1989 истец была уволена по переводу в централизованную бухгалтерию Исполкома райсовета на основании распоряжения № 6 от 05.04.1989. 01.02.1990 истец была переведена на должность бухгалтера централизованной бухгалтерии Исполкома райсовета.
08.01.1992 переведена в Управление коммунального хозяйства на должность инспектора по учету и распределению жилой площади. 11.02.1992 переведена в мэрию г. Сегежи и Сегежского района в связи с ликвидацией исполкомов Сегежских городского и районного Советов народных депутатов на основании решения сессии от 10.12.1991.
С 11.02.1992 назначена специалистом по учету, распределению и обмену жилья Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда. 20.03.1995 Мэрия г. Сегежи и Сегежского района преобразована в администрацию г. Сегежи и Сегежского района. 01.01.2000 по результатам аттестации истцу присвоен квалификационный разряд «референт муниципальной службы 8 класса».
01.01.2006 администрация г. Сегежи и Сегежского района переименована в администрацию Сегежского муниципального района.
05.07.2006 истец уволена по собственному желанию в связи с выходом в добровольную отставку.
Судом установлено, что правопреемство в отношении ликвидированных Исполкомов не осуществлялось.
В стаж муниципальной службы истцу засчитан период с 08.01.1992 по 05.07.2006, который являлся периодом работы в Управлении коммунального хозяйства и жилищного фонда в должности специалиста по учету, распределению и обмену жилья, то есть иной, нежели занимаемой в спорный период, и в Управлении при мэрии города Сегежи и Сегежского района.
В перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ответчиком истцу было отказано письмом от 14.05.2020 № 04-489-Б/4 в ответ на заявление от 17.04.2020 в связи с тем, что замещаемые истцом должности в период с 21.01.1986 по 08.01.1992 отсутствовали в реестре должностей муниципальной службы в Республике Карелия, установленном ст. 5-1 Закона Республики Карелия от 05.12.1996 № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».
Согласно архивной справки МБУ «Сегежская ЦБС» от 31.08.2020 № 545, выданной истцу, в документах постоянного хранения Исполкома Сегежского городского Совета, в Решениях Исполкома за период с 1986 года по 1989 год содержатся сведения о штатном расписании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения Исполкома Сегежского городского Совета. В документах постоянного хранения Исполкома Сегежского районного Совета, в Решениях Исполкома за период с 1989 года по 1991 год содержатся сведения о штатном расписании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения Исполкома Сегежского районного Совета.
По данным исторической справки к фонду документов постоянного хранения администрации Сегежского муниципального района (администрации г. Сегежи и Сегежского района, мэрии г. Сегежи и Сегежского района) Исполком Сегежского районного Совета ликвидирован в 1991 году решением Сегежского городского Совета от 26.09.1991. Сегежский городской Совет приступил к исполнению своих полномочий 10.12.1991 (Решение первой сессии Сегежского городского Совета от 10.12.1991). Мэрия г. Сегежи и Сегежского района создана решением от 29.01.1992 «О структуре мэрии г. Сегежи». В документе содержатся сведения о централизованной бухгалтерии как структурном подразделении мэрии г. Сегежи и Сегежского района с подчинением Мэру.
Устав муниципального образования «Сегежский муниципальный район» принят решением ХХХ1 сессии Сегежского городского Совета Ш созыва 04.07.2005 года.
Статьей 25 Устава определена структура органов местного самоуправления Сегежского муниципального района, состоящая из: представительного органа Сегежского муниципального района – Совета Сегежского муниципального района; главы Сегежского муниципального района; администрации Сегежского муниципального района – исполнительно-распорядительного органа Сегежского муниципального района; контрольно-счетного комитета Сегежского муниципального района – контрольно-счетного органа Сегежского муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Устава муниципального образования «Сегежский муниципальный район» администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Сегежского муниципального района, наделенным Уставом района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Карелия.
Отношения, связанные с поступлением граждан Российской Федерации, с прохождением и прекращением муниципальной службы, определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», Уставом муниципального образования «Сегежский муниципальный район», иными муниципальными правовыми актами Сегежского муниципального района. Должности муниципальной службы устанавливаются штатным расписанием, которое утверждается постановлением руководителя соответствующего органа местного самоуправления Сегежского муниципального района в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Республике Карелия, утверждаемым Законом Республики Карелия от 24 июля 2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (ст. 47 Устава).
Согласно ч. 2 ст. 49.1 Устава лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», за счет средств бюджета Сегежского муниципального района назначается и выплачивается ежемесячная доплата, устанавливаемая к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - ежемесячная доплата).
Истец на муниципальной службе в спорный период не состояла. В спорный период истец замещала должность бухгалтера централизованной бухгалтерии Исполкома Сегежского городского Совета, а позднее – Исполкома Сегежского районного Совета, который был ликвидирован. С 08.01.1992 истец была принята на новую должность специалиста 1 категории в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации, стала относиться к муниципальной служащей с этого момента.
Учитывая, что в спорный период истец работала в должности бухгалтера централизованной бухгалтерии Исполкома Сегежского городского Совета, Исполкома Сегежского районного Совета, она относится к лицам, занимавшим должности в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 01.01.1997.
Частью 3 статьи 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» установлено, что уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года.
Вместе с тем, в Уставе района указанное право не реализовано, право лиц, занимавших должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года, на получение доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета не установлено.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу повторяют позицию при предъявлении иска и рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 04 сентября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: