НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 25.12.2023 № 33-4300/2023

Судья Давиденкова Л.А. № 33-4300/2023

10RS0011-01-2023-009300-93

2-6394/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 декабря 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Мишеневой М.А.,

судей Ващенко Е.Н., Гудковой Г.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ломуевой Е.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04.10.2023 по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконным решения, перерасчете пенсии.

Заслушав доклад судьи Ващенко Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском по тем основаниям, что с 17.08.2019 он является получателем страховой пенсии по старости. Поскольку истец 20.02.2023 уволился из АО «Петрозаводские городские коммунальные системы - Тепловые сети» и до конца февраля 2023 года не работал, он обратился к ответчику в порядке ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине увольнения. Решением от 26.07.2023 истцу отказано в удовлетворении заявления. Полагая такое решение ответчика незаконным, просил его отменить и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с 01.03.2023.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С таким решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что поскольку он уволился с места работы 20.02.2023 и до конца февраля 2023 года не работал, устроился на работу 01.03.2023, то имеет право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.03.2023.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, с апелляционной жалобой не согласилась.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев выплатное дело истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Положениями ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ № 400-ФЗ) закреплено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, выплаты к страховой пенсии, в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 ст.18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 ст. 21 данного закона (ч. 5).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ч. 6).

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (ч. 7).

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (ч. 8).

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Из указанных положений следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности; соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности; сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (ч. 6 ст. 26.1); выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (ч. 7 ст. 26.1).

При этом закон предусматривает и самостоятельное представление пенсионером сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности (ч. 5 ст. 26.1).

Судом установлено, что с 17.08.2019 ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является получателем пенсии.

Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11.01.1999.

Согласно сведениям трудовой книжки, ФИО1 в период с 01.12.2022 по 20.02.2023 осуществлял трудовую деятельность в АО «Петрозаводские коммунальные системы» в должности водителя.

Приказом работодателя № от 20.02.2023 ФИО1 уволен по собственной инициативе (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

01.03.2023 ФИО1 принят на работу в автотранспортный цех АО «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» на основании трудового договора № ТД-27/2023 от 01.03.2023.

11.07.2023 истец обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия с заявлением о перерасчете пенсии. Решением ответчика от 26.07.2023 истцу отказано в перерасчете пенсии.

Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции принял во внимание прекращение трудовых отношений истца с работодателем 20.02.2023, дату нового трудоустройства - 01.03.2023, то обстоятельство, что истец числился в реестре работающих лиц по представленным работодателем данным в феврале и в марте 2023 года (форма СЗВ-М), пришел к выводу о том, что решение пенсионного органа является законным и обоснованным, оснований для перерасчета пенсии с 01.03.2023 не имеется.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 28.06.2018 № 1488-о «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ, от 29.01.2019 №105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав частями 3, 4, 6 и 7 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ). Согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с ч. 5 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение.

Таким образом, поскольку истцом самостоятельно в адрес ответчика представлено заявление о перерасчете размера пенсии с подтверждающими документами о прекращении трудовой деятельности 20.02.2023, о чем свидетельствуют материалы дела (л.д. 9-12), то пенсионный орган ошибочно полагает, что единственным источником информации, на основании которой может быть принято решение об индексации пенсии работавшего пенсионера в случае его увольнения является форма СЗВ-М, представляемая работодателем ежемесячно.

Поскольку пенсионер вправе самостоятельно представить в пенсионный орган документы о своем увольнении, что является основанием для перерасчета размера пенсии и установлении ее с учетом индексации (увеличения) и корректировки и такой перерасчет должен быть произведен пенсионным органом в 5-дневный срок со дня приема соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, то уволившиеся пенсионеры, в отношении которых сведения о прекращении трудовой деятельности представляет работодатель в сроки, установленные для сдачи таких сведений, не могут находиться в худшем положении, следовательно, оснований для отказа в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии, перерасчете пенсии с 01.03.2023, у суда первой инстанции не имелось.

Ссылки ответчика в суде апелляционной инстанции на то, что перерасчет пенсии производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, согласно которым, основанным на отчетных данных, в феврале и марте 2023 года истец имел статус работающего пенсионера, следовательно, права на перерасчет с 01.03.2023 он не имеет, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

Части 6 и 7 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ предусматривают механизм перерасчета в рамках взаимодействия пенсионного органа и страхователя (работодателя) и устанавливают сроки, в пределах которых органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, обязаны принять решение и выплатить суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи. Указанные нормы не содержат запрета на перерасчет пенсии в случае последующего трудоустройства пенсионера после его увольнения.

На это же указывает и ч. 8 ст. 26.1 ФЗ №400-ФЗ, из которой следует, что при возобновлении работы после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности, т.е. в сумме с учетом индексации и корректировки.

Поскольку истец прекратил осуществление трудовой деятельности 20.02.2023, то с 01.03.2023 он на основании ч. 3 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ имел право на перерасчет размера пенсии, как неработающий пенсионер в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы, при этом, законом не установлен минимальный срок, в течение которого пенсионер должен сохранять статус неработающего пенсионера, юридическое значение в данном случае имеет сам факт увольнения его с работы и, тем самым, с данного момента приобретение им статуса неработающего пенсионера. То обстоятельство, что впоследствии 01.03.2023 он вновь был трудоустроен, выполненный в связи с прекращением работы перерасчет пенсии не аннулирует.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2023 по делу , от 06.12.2022 по делу , Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 по делу .

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04.10.2023 по настоящему делу отменить. Принять новое решение.

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 26.07.2023.

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ИНН ) обязанность произвести ФИО1 (паспорт ) перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.03.2023.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи