Судья Ващенко Е.Н. | № 33-978/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2018г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Стракатовой З.Е., Савина А.И.
при секретаре Цереленко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 января 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы в стаж, назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периода работы в стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости с 26 октября 2017г. по тем основаниям, что с 18 октября 2002г. он является военным пенсионером, получает пенсию по инвалидности (...) назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей". Стаж его военной службы составляет 20 лет 24 дня. Истец указал, что в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008г. № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения" военным пенсионерам предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости. Для назначения страховой пенсии военному пенсионеру в 2017г. необходимо наличие страхового стажа 8 лет. Истец отмечал, что 26 октября 2017г. он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии. Однако решением от 09 ноября 2017г. ответчик отказал ему в назначении страховой пенсии в связи с недостаточным страховым стажем работы. Истец, ссылаясь на то, что в период с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. он работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, полагал, что данный период должен быть включен в стаж работы в льготном исчислении. В связи с изложенным, ФИО1 просил признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от 09 ноября 2017г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости в связи с недостаточным страховым стажем незаконным; возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период его работы с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. в страховой (трудовой) стаж в льготном исчислении, т.е. в полуторном размере и назначить страховую пенсию по старости с даты обращения 26 октября 2017г.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 января 2018г. исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы в стаж, назначении страховой пенсии по старости удовлетворены. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики К.. (межрайонное) включить ФИО1 в страховой стаж в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев период работы с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г., назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 26 октября 2017г. Кроме того, суд взыскал с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики К.. (межрайонное) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) ФИО2 просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд не учел, что в спорный период действовал Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, по которому Республика Карелия не была отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Отмечает, что территория Суоярвского района была отнесена к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 20 декабря 1993г. Кроме того, ссылается на то, что в период выполнения истцом работы Закон РФ от 19 февраля 1993г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", и Закон РФ от 20 ноября 1990г. №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не были приняты. Отмечает, что периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 01 января 1992г. засчитывались в трудовой стаж в полуторном исчислении только лицам, работавшим по срочному трудовому договору. Полагает вывод суда о том, что период работы истца с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. подлежит учету в страховой стаж в льготном исчислении основанным на ошибочном толковании и применении норм материального права. Относительно лиц, на которых в соответствии со ст. 28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц. работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, Конституционный Суд РФ в п. 3.2 постановления от 29 января 2004г. № 2-П указал, что отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа данной категории лиц, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм, а именно: более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а также применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает о несогласии с доводами ответчика, изложенными в жалобе. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики К.. (межрайонное) ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Заслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) ФИО3, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г. №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993г. № 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом ч. 4 ст. 7 этого закона и п. 6 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе № 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие не менее 8 лет страхового стажа, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4 (на 2017 г.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, (...) года рождения, с 18 октября 2002г. является получателем пенсии по инвалидности по ст. 21 "Б", назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей".
26 октября 2017г. ФИО1, обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от 09 ноября 2017г. в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении страховой пенсии по старости отказано в связи с недостаточностью страхового стажа (7 лет 07 месяцев 09 дней при требуемом 8 лет). Ответчиком учтен в страховой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы истца в Суоярвском автотранспортном предприятии с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. в качестве водителя в календарном исчислении.
ФИО1, не согласившись с указанным решением ответчика, просил признать его незаконным и возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период его работы с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. в страховой (трудовой) стаж в льготном исчислении, т.е. в полуторном размере и назначить страховую пенсию по старости с даты обращения 26 октября 2017г.
Разрешая указанные требования истца, суд первой инстанции, ссылаясь на п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014г. № 1015, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 94 Закона РФ от 20 ноября 1990г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", ст. 28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993г. № 4520-1, пришел к выводу, что вышеуказанный период работы истца с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. подлежит учету в страховой стаж в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев. Поскольку с учетом льготного исчисления, страховой стаж истца составит более 8 лет, что является достаточным для назначения страховой пенсии с даты обращения 26 октября 2017г., суд возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 26 октября 2017г.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Однако согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 пп. "б" п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует учитывать, что продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
В соответствии с п. 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П " в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, и установлен перечень трудовой и иной общественной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и стаж, учитываемый в календарном порядке.
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В постановлении указано, что правовое регулирование, закрепленное в ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", не противоречит Конституции РФ и не может рассматриваться, как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.
Как следует из материалов дела, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учтен в страховой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы истцав Суоярвском автотранспортном предприятии с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. в качестве водителя в календарном исчислении.
Исходя из указанной правовой позиции, действия ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), который исчислил указанный стаж истца в календарном исчислении, соответствуют законодательству.
Учитывая обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав вышеуказанные нормы, судебная коллегия находит, что решение суда о включении в страховой стаж истца периода его работы в Суоярвском автотранспортном предприятии с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. в качестве водителя в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев и нельзя признать законным, поскольку оно не соответствует вышеуказанным нормам и основано на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку, исходя из имеющихся в деле доказательств, ФИО1 без включения периода работы в Суоярвском автотранспортном предприятии с 16 сентября 1983г. по 04 июля 1990г. в качестве водителя в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев не имел стажа, необходимого для назначения ему страховой пенсии, нельзя признать законным и обоснованным решение суда о назначении ему страховой пенсии с даты обращения 26 октября 2017г.
При таких обстоятельствах дела решение суда об удовлетворении заявленных истцом исковых требований нельзя признать законным, поэтому оно подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия находит необходимым принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 января 2018 года по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение об отказе ФИО1 удовлетворении исковых требований.
Председательствующий
Судьи