Судья Ткачук Н.А. | № 33-1773/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2017 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Глушенко Н.О., Гудковой Г.В.,
при секретаре Курденковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 20 марта 2017 года по иску Бурковой Н. М. к администрации Сегежского муниципального района о включении периода работы в стаж муниципальной службы.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Буркова Н.М. обратилась в суд с иском к администрации Сегежского муниципального района по тем основаниям, что распоряжением администрации Сегежского муниципального района от 09.01.2014 ей была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, исходя из стажа муниципальной службы 14 лет в размере 38 % в сумме 6 837 руб. 94 коп. в месяц. При этом в стаж муниципальной службы не был включен период с 04.01.1992 по 14.06.1997 в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии мэрии г. Сегежа и Сегежского района. Ссылаясь на положения Закона Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК «О государственной службе», просила возложить на ответчика обязанность включить в стаж муниципальной службы указанный период работы, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.
Представителем ответчика было заявлено о пропуске срока исковой давности.
Решением суда иск оставлен без удовлетворения.
С данным решением не согласна истица, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что требований о перерасчете за спорный период, по которым истек срок исковой давности, ею не заявлялось. Ранее в 1997 году истица уже обращалась в администрацию о включении спорного периода работы в стаж муниципальной службы, однако ей было отказано. Поясняет, что работала в администрации с 04.01.1992, за это время ее должностные обязанности не менялись. Просит суд учесть положительную судебную практику по аналогичному делу, что и послужило основанием для ее обращения с иском.
Администрацией Сегежского муниципального района представлены возражения на жалобу, в которых выражено согласие с постановленным решением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица доводы жалобы поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, заслушав истицу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Карелия» (в редакции от 26.12.2016) лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия (далее - государственные служащие), имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 04.03.2005 № 857-ЗРК «О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности» государственным гражданским служащим Республики Карелия является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы Республики Карелия и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета Республики Карелия. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий Республики Карелия может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в редакции от 30.06.2016) и с пунктами 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Статьей 4.1 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (в редакции от 26.12.2016) установлено соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Карелия согласно приложению 1 к настоящему Закону. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Карелия, установленное настоящим Законом, применяется в целях, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Сегежского муниципального района от 09.01.2014 № 6-р в соответствии с Законом Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» Бурковой Н.М. с 01.01.2014 установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии из расчетного размера процентов, определенного исходя из стажа муниципальной службы, составляющего 38 %, в размере 6 837 руб. 94 коп. При этом в стаж муниципальной службы истицы не был включен период ее работы с 04.01.1992 по 14.06.1997 в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии мэрии г. Сегежи и Сегежского района.
Согласно копии трудовой книжки истицы в период с 04.01.1992 по 19.03.1995 Буркова Н.М. работала в мэрии г. Сегежи и Сегежского района в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии; по причине преобразования мэрии с 20.03.1995 по 14.06.1997 работала в администрации г. Сегежи и Сегежского района в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии.
Оставляя без удовлетворения исковые требования Бурковой Н.М., суд первой инстанции исходил из факта пропуска истицей срока обращения в суд. При этом в силу положений ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ в иске имел место исключительно с учетом пропуска истицей процессуального срока без исследования обстоятельств дела по существу.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Одной из целей института исковой давности является обеспечение своевременной защиты прав и законных интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Бурковой Н.М. заявлены требования о включении спорного периода в стаж муниципальной службы, т.е. требования о защите личных неимущественных прав, на которые в силу ст. 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется. Требований имущественного характера истица не предъявляла.
Несмотря на те обстоятельства, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии установлена Бурковой Н.М. с 01.01.2014, стаж муниципальной службы истицей ранее не оспаривался, судом не проверено, как повлияет включение спорного периода на пенсионные права заявителя, при том, что правоотношения, возникшие в связи с пенсионным обеспечением, являются длящимися.
При таких обстоятельства решение суда об отказе в удовлетворении иска по причине пропуска срока исковой давности не может быть признано законным.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным им в постановлении от 19.06.2012 № 13, если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что принятое судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд является незаконным и (или) необоснованным, то он на основании части 1 статьи 330 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ отменяет решение суда первой инстанции. В такой ситуации с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ о повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции оно подлежит направлению в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, поскольку обжалуемое решение суда было вынесено без исследования и установления иных фактических обстоятельств дела.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат разрешению судом первой инстанции по существу с распределением между сторонами бремени доказывания в соответствии с действующим законодательством.
При новом рассмотрении дела по существу заявленных требований суду необходимо оценить представленные сторонами доказательства, проверить доводы сторон, и с учетом установленных обстоятельств и представленных доказательств постановить решение, отвечающее требованиям закона, основанное на полном и всестороннем исследовании и оценке всех обстоятельств, имеющих значение для дела и представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в силу положений п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ с направлением дела на рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 20 марта 2017 года по настоящему делу отменить.
Гражданское дело по иску Бурковой Н. М. к администрации Сегежского муниципального района о включении периода работы в стаж муниципальной службы направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.
Председательствующий
Судьи