НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 22.01.2024 № 2-327/2023

Судья Копин С.А.

№ 33-74/2024

10RS0015-01-2023-000700-73

№ 2-327/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 января 2024 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола секретарем В.Е.С., помощником

судьи А.А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 27 сентября 2023 года по иску П.Н.В. к администрации Пяльмского сельского поселения об отмене распоряжения, взыскании денежных средств.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

П.Н.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что администрация Пяльмского сельского поселения в период с апреля по август 2023 г. произвела истцу доплату к страховой пенсии по старости в общей сумме 2565 руб., что составляет 2% от должностного оклада главы Пяльмского сельского поселения. При этом решением Пудожского районного суда РК от 27.04.2023 с администрации Пяльмского сельского поселения в пользу П.Н.В. взыскана ежемесячная доплата к страховой пенсии за период с 01.01.2023 по 31.03.2023 в размере 61581,60 руб. из расчета 80% должностного оклада главы Пяльмского сельского поселения. Ответчиком издано распоряжение от 03.07.2023 № 29р-Л, которым размер доплаты истца к страховой пенсии снижен с 80 % до 2 % от должностного оклада. Истец просил отменить незаконное распоряжение администрации Пяльмского сельского поселения от 03.07.2023 № 29р-Л; обязать ответчика возобновить выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в размере 80% от должностного оклада главы Пяльмского сельского поселения; взыскать с ответчика невыплаченную сумму указанной доплаты за период с 01.04.2023 по 31.08.2023 в размере 100070,10 руб.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе глава администрации Пяльмского сельского поселения Г.О.А. просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что в период исполнения истцом обязанностей по должности главы администрации Пяльмского сельского поселения и на день прекращения его полномочий действовало Положение о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии главе Пяльмского сельского поселения, утвержденное решением Совета Пяльмского сельского поселения от 16.07.2012 № 104, которым была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в размере 2% от оклада главы сельского поселения. Распоряжение главы Пяльмского сельского поселения от 27.09.2018 № 2р-Л, в соответствии с которым истцу была назначена доплата к страховой пенсии по старости в размере 80% от должностного оклада главы сельского поселения, издано неправомерно. При разрешении спора суд не учел, что на дату вступления в должность главы сельского поселения П.Н.В. уже получал трудовую пенсию по старости. Считает, что размер доплаты к страховой пенсии по усмотрению Совета Пяльмского сельского поселения может быть изменен.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец П.Н.В. с доводами жалобы ответчика не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Заслушав истца, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. п. «н» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, что следует из п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из положений ч. 5.1 ст. 40 указанного Федерального закона следует, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч. 16 ст. 35, п.п. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, п.п. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч.ч. 1 и 2 ст. 73 настоящего Федерального закона.

Из содержания вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи со ст. 12 Конституции РФ, п. 1 и п. 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ следует, что к исключительной компетенции органов местного самоуправления относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности.

В соответствии со ст. 4 Закона РК от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности). Размер ежемесячной доплаты не может превышать при замещении муниципальной должности на постоянной основе от двух до трех лет включительно - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, законодательно определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления муниципального образования определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности.

Судом установлено, что П.Н.В. в период с 20.09.2013 по 21.09.2018 на постоянной основе замещал должность главы Пяльмского сельского поселения, освобожден от исполнения полномочий в связи с истечением их срока (л.д. 29, 221-222).

Положения п. 3 ст. 32 Устава Пяльмского сельского поселения предусматривают, что главе Пяльмского сельского поселения, вышедшему на трудовую пенсию по старости (инвалидности), за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) устанавливается Советом Пяльмского сельского поселения (л.д. 48, 134 оборот).

В период исполнения истцом полномочий главы Пяльмского сельского поселения действовало Положение о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии главе Пяльмского сельского поселения Пудожского района РК, утвержденное решением Совета Пяльмского сельского поселения от 16.07.2012 № 104. Указанное Положение принято в соответствии со ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», которой предусмотрены дополнительные гарантии лицам, проходившим муниципальную службу и находящимся на страховой пенсии по старости (инвалидности). Положение предусматривало доплату к трудовой пенсии в размере 2 % от должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом право на доплату ставилось в зависимость от наличия стажа муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет для мужчин (л.д. 54-55).

Содержание данного Положения является противоречивым, в тексте допущено смешение гарантий и понятий «муниципальные служащие» и «лица, замещавшие муниципальные должности». При этом должности муниципальной службы истец не замещал. Правовое положение истца как главы сельского поселения, включая социальные гарантии, регулировалось Законом РК от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия». В соответствии с указанным Положением, утвержденным решением Совета Пяльмского сельского поселения от 16.07.2012 № 104, истец доплату к страховой пенсии не получал.

Распоряжением главы Пяльмского сельского поселения от 27.09.2018 № 2р-Л на основании ст. 32 Устава Пяльмского сельского поселения П.Н.В. установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в размере 80% от должностного оклада главы сельского поселения с начислением районного коэффициента и северной надбавки в сумме 17971,20 руб. (л.д. 50). С 01.01.2023 размер указанной доплаты составляет 20527,20 руб. (80% от 25659 руб. (оклад 14255 руб. + 80 % районный коэффициент и северная надбавка). В период с апреля по август 2023 г. истцу ежемесячно выплачивалась доплата к пенсии в сумме 513,18 руб. (2% от 25659 руб.) (л.д. 173-174).

Решением Совета Пяльмского сельского поселения от 28.05.2019 № 27 принято Положение об утверждении размера, порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Пяльмского сельского поселения. Пунктом 2 данного Положения размер указанной ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе свыше 3 лет, установлен в размере 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 96).

Таким образом, П.Н.В. в период с сентября 2018 г. по декабрь 2022 г. получал доплату к страховой пенсии в размере 80% должностного оклада, что соотносится с указанным Положением, утвержденным решением Совета Пяльмского сельского поселения от 28.05.2019 № 27.

Распоряжениями администрации Пяльмского сельского поселения от 15.12.2022, от 07.04.2023 выплата доплаты к страховой пенсии с 01.01.2023 истцу была приостановлена, а затем прекращена. Принимая указанные распоряжения, ответчик полагал, что истец не имеет права на получение доплаты к страховой пенсии, так как является получателем страховой (трудовой) пенсии с 02.05.2008, то есть еще до назначения на должность главы Пяльмского сельского поселения.

Решением Пудожского районного суда РК от 27.04.2023 распоряжения от 15.12.2022, от 07.04.2023 признаны незаконными, на администрацию Пяльмского сельского поселения возложена обязанность возобновить истцу выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, с администрации Пяльмского сельского поселения в пользу П.Н.В. взыскана указанная доплата за период с 01.01.2023 по 31.03.2023 в сумме 61581,60 руб. (л.д. 15-22). Суд признал за истцом право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в размере 80% должностного оклада главы сельского поселения с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Разрешая указанный спор, суд принял во внимание, что действующая до 10.07.2016 редакция ст. 4 Закона РК от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», не ставила право на получение указанной доплаты к пенсии в зависимость от достижения пенсионного возраста непосредственно в период замещения муниципальной должности. Законом РК от 29.06.2016 № 2031-ЗРК данная норма была дополнена указанием «и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность». Согласно ст. 2 Закона РК от 29.06.2016 № 2031-ЗРК лицам, имеющим на момент вступления в силу настоящего Закона РК право на страховую пенсию по старости (инвалидности), которым указанная ежемесячная доплата к пенсии еще не назначена, не может быть отказано в ее назначении на основании изменений, внесенных настоящим Законом РК. Решение Пудожского районного суда РК от 27.04.2023 вступило в законную силу, исполнено.

Распоряжением администрации Пяльмского сельского поселения от 03.07.2023 № 29р-Л отменено распоряжение главы Пяльмского сельского поселения от 27.09.2018 № 2р-Л, П.Н.В. установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии в размере 2 % должностного оклада с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 5).

Как следует из распоряжения № 29р-Л, оно издано в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии главе Пяльмского сельского поселения, утвержденным решением Совета Пяльмского сельского поселения от 16.07.2012 № 104. Однако указанное Положение утратило силу на основании решения Совета Пяльмского сельского поселения от 28.05.2019 № 27 (л.д. 95). Также судом установлено, что истец доплату к страховой пенсии в соответствии с Положением, утвержденным решением Совета Пяльмского сельского поселения от 16.07.2012 № 104, не получал. Оснований для применения к спорным отношениям утратившего силу Положения у ответчика не имелось.

Решением Совета Пяльмского сельского поселения от 05.05.2023 № 161 принят новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Пяльмского сельского поселения. В соответствии с указанным Порядком при продолжительности замещения муниципальной должности от 4,5 до 5,5 лет включительно размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии составляет 5% от должностного оклада с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 107-108).

Данным Порядком вопрос о перерасчете (изменении) размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, которым уже назначена и выплачивается такая доплата, не урегулирован.

Председатель Совета Пяльмского сельского поселения в письме от 18.01.2024 со ссылкой на п. 4 решения Совета Пяльмского сельского поселения от 05.05.2023 № 161 указал о том, что новый Порядок в отношении П.Н.В. применению не подлежит, так как распространяет свое действие на правоотношения по назначению, перерасчету и выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Пяльмского сельского поселения с 01.05.2023 (л.д. 186).

Администрация Пяльмского сельского поселения в письме от 18.01.2024 также указала о том, что Порядок, утвержденный решением Совета Пяльмского сельского поселения от 05.05.2023 № 161, к правоотношениям сторон по выплате П.Н.В. доплаты к страховой пенсии не применяется (л.д. 188).

Таким образом, органы местного самоуправления Пяльмского сельского поселения указывают на отсутствие действующего в 2023 г. решения представительного органа местного самоуправления об изменении размера доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Пяльмского сельского поселения, которым уже назначена и выплачивается соответствующая доплата.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение ответчика от 03.07.2023 № 29р-Л является незаконным, противоречит указанным нормативным актам, регулирующим спорные отношения, оснований для уменьшения установленных ранее истцу гарантий по дополнительному пенсионному обеспечению, у ответчика не имелось. Требования истца судом удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана невыплаченная в спорный период сумма доплаты в размере 100071,10 руб. (20527,20 руб. х 5 мес. - 2565,90 руб.).

Судебная коллегия с выводами суда соглашается. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что на дату вступления в должность главы сельского поселения (2013 г.) П.Н.В. уже получал трудовую пенсию по старости, что исключает возможность получения им спорной доплаты к страховой пенсии по старости, судебной коллегией отклоняется.

Данный довод исследовался и оценивался судом при разрешении иного спора. Руководствуясь ст. 4 Закона РК от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», ст. 2 Закона РК от 29.06.2016 № 2031-ЗРК, Пудожский районный суд РК решением от 27.04.2023, вступившим в законную силу, признал за истцом право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в размере 80% должностного оклада с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Довод жалобы ответчика о том, что размер доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должность главы Пяльмского сельского поселения, может быть изменен по усмотрению Совета Пяльмского сельского поселения, основанием для отмены решения суда не является.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06.09.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 1591-О следует, что институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (ст. 130 ч. 1; ст. 131 ч. 1Конституции РФ) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

Между тем, такое регулирование органов местного самоуправления не может быть произвольным.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 08.12.2015 № 32-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Ф.С.И.» отметил, что органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы, должны соблюдать вытекающую из конституционных принципов справедливости и равенства разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели. Это означает, что установленный ими правовой механизм реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугу лет, включая порядок выплаты назначенных пенсий, не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.

Из анализа указанных норм права и разъяснений Конституционного Суда РФ по их применению следует, что изменение размера доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления, в сторону уменьшения может иметь место при доказанности отсутствия у муниципального образования объективной финансово-экономической возможности сохранить доплату на прежнем уровне.

Согласно представленным ответчиком сведений следует, что с 2018 г. по 2023 г. бюджет Пяльмского сельского поселения является дефицитным. Действуя в рамках предоставленных полномочий и с учетом финансово-экономических возможностей муниципального образования (при дефиците бюджета), Совет Пяльмского сельского поселения решением от 28.05.2019 № 27 принял Положение об утверждении размера, порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Пяльмского сельского поселения, в соответствии с которым размер указанной ежемесячной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе свыше 3 лет, был установлен 80% от должностного оклада с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В период с 2018 г. право на получение указанной доплаты к страховой пенсии по старости за счет бюджета Пяльмского сельского поселения имеют П.Н.В. и З.В.П. В бюджете Пяльмского сельского поселения на 2024 г. предусмотрены средства на данные выплаты в размере 422000 руб. (л.д. 224).

Таким образом, Совет Пяльмского сельского поселения вправе изменить размер доплаты к страховой пенсии истцу в сторону уменьшения при отсутствии возможности сохранить уровень доплат в прежнем размере по причинам финансово-экономического характера. При этом решение представительного органа местного самоуправления не может быть произвольным, должно обеспечить соблюдение баланса публичных и частных интересов, принципов справедливости, разумной соразмерности. Соответствующего акта Советом Пяльмского сельского поселения не принято, что подтверждается письмами администрации и Совета Пяльмского сельского поселения от 18.01.2024.

С учетом изложенного, оснований для выплаты П.Н.В. с апреля по август 2023 г. доплаты к страховой пенсии в размере 2 % должностного оклада с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у ответчика не имелось. Снижение истцу указанной доплаты с 80% до 2% (в 40 раз) распоряжением администрации Пяльмского сельского поселения нельзя признать законным, разумным, объективно оправданным и обоснованным.

Иные доводы апелляционной жалобы ответчика выводы суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку представленных доказательств.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 27 сентября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи