Судья Саврук Ю.Л. | № 33-1758/2022 10RS0011-01-2021-021754-44 2-654/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2022 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей: Савина А.И., Глушенко Н.О.
при секретаре Полат И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 февраля 2022 года по иску ХХХ к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики ХХХ «Центр социальной работы Республики ХХХ» и Центру социальной работы (.....) о признании решения незаконным, признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на детей, обязании назначить выплату, произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истица обратилась в суд по тем основаниям, что она ХХ.ХХ.ХХ обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет в соответствии с Указом Президента РФ от ХХ.ХХ.ХХ№. Решением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» от ХХ.ХХ.ХХ истице было отказано в назначении выплаты, поскольку среднедушевой доход семьи истицы составил 16 467,11 руб., что превышает прожиточный минимум в размере 14 467 руб. Истица просила признать указанное решение Центра социальной работы РК недействительным, признать за ней право на указанную меру социальной поддержки и обязать ответчика назначить указанную выплату, а также произвести перерасчет, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Суд в иске отказал.
С таким решением не согласна истица. В апелляционной жалобе указывает, что ответчик, отказывая в признании права на меры социальной поддержки, ссылается на п. 25 постановления Правительства РФ от ХХ.ХХ.ХХ№, полагая, что финансовая помощь на организацию собственного дела не значится в перечне доходов, которые не учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи. Однако порядок учета в качестве дохода стимулирующих выплат для безработных граждан на открытие собственного дела регламентируется ст. 346.17 Налогового кодекса РФ, согласно которой доходом признается не вся сумма субсидии, а за вычетом расходов, соответствующих условиям ее получения. В данном случае истица израсходовала все полученные средства именно на организацию собственного дела и отчиталась о расходовании указанных денежных средств, соответственно не получила какого-либо дохода в результате предоставления единовременной финансовой помощи. Если не учесть данную единовременную финансовую помощь, как доход семьи, у истицы возникает право на предоставление соответствующей государственной услуги. Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на жалобу представитель ответчика Центра социальной работы РК считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика полагала решение законным и просила оставить его без изменения. Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Указом Президента РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с ХХ.ХХ.ХХ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов РФ (пункт 1).
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подп. «а» п. 3 данного Указа).
Постановлением Правительства РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление №).
Назначение и выплату единовременной денежной выплаты осуществляет ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики ХХХ». Перечень видов доходов и порядок их учета при расчете среднедушевого дохода семьи для определения права на единовременную денежную выплату определяется в соответствии с постановлением №. При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются доходы, указанные в постановлении №.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (п. 2 (1) постановления №).
Согласно п. 21 постановления № (в редакции от ХХ.ХХ.ХХ) при расчете среднедушевого дохода семьи, в частности, учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается, исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления №).
В силу п. 25 постановления № при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды; б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды: в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом. ХХ.ХХ.ХХ постановлением Правительства РФ № п. 25 названного постановления был дополнен.
Указом Главы РК от ХХ.ХХ.ХХ№ «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет» утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ХХ.ХХ.ХХ истица обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики ХХХ» с заявлением о назначении указанной выплаты на на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
На дату обращения за мерой социальной поддержки истица имела двоих несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 7 лет: ХХХ, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и ХХХ, ХХ.ХХ.ХХ года рождения.
Решением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики ХХХ» от ХХ.ХХ.ХХ№ истице было отказано в назначении выплаты на основании п. 16 постановления №, поскольку среднедушевой доход семьи истицы превышает прожиточный минимум на душу населения (л.д. 25).
Согласно информации о доходах семьи за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, использованной при расчете среднедушевого дохода семьи, общий доход членов семьи ХХХ за расчетный период составил 1210 071,35 руб., в доход семьи была включена единовременная социальная выплата в размере 251 565,48 руб., полученная истицей в ноябре 2020 г. от ГКУ РК «Центр занятости населения РК» в качестве единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, как гражданину, признанному в установленном порядке безработным.
Предусмотренная Региональной программой единовременная финансовая помощь предоставляется в целях содействия началу осуществления предпринимательской деятельности граждан, признанных в установленном порядке безработными (п. 8 ч.1 ст. 7.1-1 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
На основании договора Смпр-№-ОЛО о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела от ХХ.ХХ.ХХ Центр занятости населения РК предоставил ХХХ единовременную финансовую помощь на организацию собственного дела (л.д. 33).
В соответствии с актом ГКУ РК «Центр занятости населения РК» от ХХ.ХХ.ХХ подтверждено целевое использование единовременной финансовой помощи в полном объеме (л.д. 32).
Решением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики ХХХ» от ХХ.ХХ.ХХ№ истице было отказано в назначении выплаты, поскольку среднедушевой доход семьи истицы составил 16 806,55 руб. (1210 071,35/12 мес./6 чел.), что превышает прожиточный минимум на душу населения в размере 14 467 руб. (л.д. 25).
При этом, ранее истице уже была назначена ежемесячная денежная выплата на детей от трех до семи лет с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 6583,50 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что применение положений налогового законодательства не могут быть применены в указанной ситуации, поскольку определение размера доходов физических лиц для разрешения вопроса о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3-х до 7 лет включительно, не относится к компетенции налоговых органов. Целевое расходование налогоплательщиком денежных средств уменьшает лишь налогооблагаемую по налогу на доходы физических лиц налоговую базу, но не уменьшает сумму полученного дохода.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что полученная истицей финансовая помощь на организацию собственного дела в размере 251 565,48 руб. не подлежит исключению из доходов, которые не подлежат учету в порядке п. 25 Постановления № 384.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу п. 24 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 утверждены (далее – Основные требования) в случае, если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте «л» пункта 21 Основных требований, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 13(1) и 13(2) Основных требований. В таком случае уполномоченный орган при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.
Полученная истицей сумма единовременной финансовой помощи в силу п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ подлежала отражению в составе доходов от предпринимательской деятельности с одновременным отражением указанной суммы в составе расходов предпринимателя. При этом в силу той же нормы Налогового кодекса РФ в случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных указанным пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Согласно письму Минфина России от ХХ.ХХ.ХХ№ указанными нормами п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.
Таким образом, сумма единовременной финансовой помощи, предоставленной истице как индивидуальному предпринимателю на цели организации и осуществления ею предпринимательской деятельности, относится к виду дохода, указанному в подп. «л» п. 21 Основных требований (доходы от осуществления предпринимательской деятельности), что предопределяет возможность применения к спорным правоотношениям положений п. 24 Основных требований, в силу которых полученный истицей доход в виде единовременной финансовой помощи подлежит учету при расчете среднедушевого дохода семьи за вычетом понесенных расходов.
Фактическое использование истицей предоставленных ей средств единовременной финансовой помощи на предусмотренные цели подтверждается актом о результатах использования единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела.
Таким образом, истица дохода, вследствие оказания ей единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела, имеющей строго целевой характер, фактически не получила, так как денежные средства в полном объеме были израсходованы на цели, не связанные с личным потреблением.
Учитывая изложенное, единовременная финансовая помощь в размере 251 565,48 руб. не подлежала учету при расчете среднедушевого дохода семьи, который согласно представленному ответчиком расчету составит 13 312,60 руб. (1210 071,35 - 251 565,48) /12 мес./6 чел., что не превышает прожиточный минимум на душу населения в размере 14 467 руб.
Таким образом, решение ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от 13.05.2021 № 13335/2021 по изложенному в нем основанию для отказа в удовлетворении заявления является незаконным и подлежит отмене.
При этом, согласно объяснениям истицы подача ею заявления ХХ.ХХ.ХХ имело целью произведения перерасчета назначенной истице с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ выплаты по основаниям, предусмотренным Указом Президента РФ от 10.03.2021 № 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Названное требование рассмотрено Центром социальной работы РК не было.
В связи с изложенным, Центр социальной работы РК обязан назначить истице ежемесячную денежную выплату на детей от трех до семи лет включительно и рассмотреть вопрос о перерасчете размера такой выплаты на ХХ.ХХ.ХХ в соответствии с Указом Президента РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины: за подачу искового заявления и апелляционной жалобы в размере 450 руб.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 февраля 2022 года по настоящему делу отменить в части отказа в иске к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска.
Признать решение государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" от ХХ.ХХ.ХХ№ незаконным.
Обязать государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" назначить ХХХ ежемесячную денежную выплату на детей от трех до семи лет включительно и произвести перерасчет размера такой выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от ХХ.ХХ.ХХ№ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Взыскать с государственного казенного учреждения социальной защиты Республики ХХХ "Центр социальной работы Республики ХХХ" в пользу ХХХ расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи