НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 16.09.2021 № 2-463/2021

Судья Балашов Д.А.

№ 33-2983/2021

10RS0016-01-2021-000812-40

№ 2-463/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Гудковой Г.В., Мишеневой М.А.

при ведении протокола помощником судьи Ивановой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 июня 2021 г. по иску Касьянова В. Фёдоровича к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в страховой стаж и назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

иск заявлен по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине недостаточности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Не согласившись с данным решением, истец просил включить ему в страховой стаж ряд периодов работы в Республике Беларусь с 15.09.1980 по 20.07.2016 (всего 24 года 02 месяца 22 дня), а также период срочной службы в армии с 28.04.1978 по 27.05.1980 и назначить страховую пенсию по старости с 21.11.2019.

Определением суда произведена замена ответчика - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сегеже Республики Карелия (межрайонное) правопреемником - государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на ответчика обязанность включить истцу в страховой стаж период службы в армии с 28.04.1978 по 27.05.1980, период работы с 12.04.1984 по 01.08.2001, назначить страховую пенсию по старости с 02.12.2019.
В остальной части иска отказано. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит решение отменить в части включения истцу в страховой стаж периода работы в Республике Беларусь с 12.04.1984 по 01.08.2001 и назначения страховой пенсии по старости с 02.12.2019, вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что истец просил назначить ему пенсию на основании законодательства Российской Федерации без применения положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006, в связи с чем спорный период может быть учтен в страховой стаж только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указывает на недостаточность величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) для назначения истцу страховой пенсии по старости.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения. Обращает внимание на то, что ответчиком были грубо нарушены его права на возможность получения пенсии. Указывает, что в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком представлен суду расчет ИПК с учетом спорного периода, который свидетельствует о том, что его величина превышает необходимый минимум.

Представитель ответчика - Корнилов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал. Пояснил, что в отношении величины ИПК апелляционная жалоба содержит некорректные доводы, имелось в виду, что без учета спорного периода величины ИПК будет недостаточно. Величина ИПК истца с учетом решения суда первой инстанции составит - 25,209.

Истец в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации пенсионных прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Из ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу положений ч.ч. 2 и 3 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом переходных положений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 ст. 35 указанного Закона, в 2019 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 10 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 16,2.

Из п. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» следует, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Из материалов дела усматривается, что Касьянов В.Ф., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, гражданство Российской Федерации приобрел на основании решения УФМС России по Республике Карелия от 07.09.2019. В системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации зарегистрирован 20.09.2018. Трудовая деятельность истца до 2016 г. осуществлялась на территории Республики Беларусь.

21.11.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 05.03.2020 №165 в назначении указанной пенсии отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа и величины ИПК.

Ответчик учел истцу в страховой стаж 03 года 05 месяцев 25 дней, при требуемом стаже 10 лет. Величина ИПК составила 16,161, при требуемом не менее 16,2.

Обозначенный в апелляционной жалобе спорный период работы истца в Республике Беларусь (с 12.04.1984 по 01.08.2001) не был учтен в страховой стаж, поскольку отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 (зарегистрировано в МЮ РФ 21.02.1994 № 497) разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.

07.12.2006 Российской Федерацией ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанный 24.01.2006, который вступил в законную силу 29.03.2007.

В связи с подписанием и ратификацией Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения положения ранее принятого Соглашения стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» применимы только к правоотношениям, не урегулированным Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Пунктом 2 ст. 23 Договора установлено, что по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, без применений положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Согласно ч. 3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В силу ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Исходя из положений ч. 8 ст. 13, ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством
(в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1
«О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовал до 01.01.2002) в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Таким образом, при определении права на пенсию и исчислении ее размера, периоды работы по 31.12.2001, приобретенные на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, учитываются до 01.01.2002 при определении права на пенсию и исчислении ее размера, независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что Касьянов В.Ф. с 12.04.1984 по 01.08.2001 работал шофером в (...) ((.....)). В спорный период истцу начислялась и выплачивалась заработная плата.

По запросу суда ответчиком в материалы дела представлен расчет страхового стажа и ИПК от 19.05.2021 № 07-05/3599, согласно которому величина ИПК истца с учетом периодов с 28.04.1978 по 27.05.1980 (служба в армии) и с 12.04.1984 по 01.08.2001 (работа в Республике Беларусь) составит 25,209, страховой стаж истца на 01.08.2001 составит 22 года 10 месяцев
15 дней, общий стаж на 01.01.2002 составит 27 лет 10 месяцев 16 дней.

Установив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что спорный период работы истца должен быть учтен в страховой стаж на общих основаниях независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; поскольку с учетом спорного периода ИПК превысит установленную законом величину (не менее 16,2), определил право истца на страховую пенсию по старости с 02.12.2019, правомерно удовлетворив заявленные истцом требования в обжалуемой части.

Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.

По своей сути доводы жалобы ответчика основанием к отмене судебного постановления не являются, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении.

Указание ответчика на то, что поскольку истец выразил желание о назначении страховой пенсии по старости без применения положений Договора - по законодательству Российской Федерации, то его трудовую деятельность в спорные периоды следует оценивать как работу за границей, которая подлежит включению в страховой стаж лишь при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в юридически значимый период истец являлся гражданином иностранного государства, статус гражданина Российской Федерации приобрел в сентябре 2019 г., следовательно, он имеет право на включение спорных периодов трудовой деятельности до 01.01.2002 в страховой стаж без подтверждения уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом, по мнению судебной коллегии, в отношении истца применимы условия Соглашения от 13.03.1992, поскольку обратное прямо не предусмотрено Договором от 24.01.2006, а применение условий Соглашения не противоречит ни Договору, ни законодательству Российской Федерации в области спорных правоотношений.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия
от 21 июня 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи