Судья Софронова И.А.
№ 33-3522/2014
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2014 г.
г. Петрозаводск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Кудряшовой Е.П., Щепалова С.В.
при секретаре Буш В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица – Совета Костомукшского городского округа на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 16 июля 2014 г. по заявлению прокурора г.Костомукша об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявление подано по тем основаниям, что решением Совета Костомукшского городского округа от 29 мая 2014 г. № 354-СО утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Костомукшского городского округа (в новой редакции). Решение опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Костомукшского городского округа от 09 июня 2014 г. № 5. Полагая данный нормативный правовой акт принятым с нарушением установленного порядка по причине отсутствия необходимого количества голосов депутатов Совета Костомукшского городского округа, проголосовавших «за» его принятие, прокурор просил признать оспариваемое решение недействующим.
Решением суда заявление удовлетворено. Признано недействующим со дня принятия решение Совета Костомукшского городского округа от 29 мая 2014 г. № 354-СО «Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Костомукшского городского округа (в новой редакции)».
С состоявшимся по делу судебным постановлением не согласно заинтересованное лицо – Совет Костомукшского городского округа, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указывает, что оспариваемое решение не является нормативным правовым актом, поскольку рассчитано на применение определенным кругом лиц - муниципальными служащими Костомукшского городского округа. Заявление прокурора подлежало рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ. Утвержденное решением Положение об оплате труда муниципальных служащих не устанавливает правила поведения, представляя собой акт правоприменения для определенного круга лиц, который предусмотрен штатным расписанием с поименным составом работников. В соответствии с п. 4 ст. 43 Устава муниципального образования «Костомукшский городской округ» решение ненормативного характера считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов, присутствующих на сессии. Из присутствовавших на заседании Совета Костомукшского городского округа 13 депутатов за принятие оспариваемого решения проголосовали 8 депутатов, что свидетельствует о соблюдении процедуры принятия решения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор выражает согласие с обжалуемым решением. Полагает, что судом была дана правильная оценка решению Совета Костомукшского городского округа как нормативному правовому акту. О нормативно-правовом характере решения свидетельствует установление решением единого порядка оплаты труда для всех муниципальных служащих Костомукшского городского округа, а также расходования средств на оплату их труда. Кроме того, решение предусматривает его длительное применение всеми органами местного самоуправления Костомукшского городского округа. Локальный характер оспариваемого акта опровергается отсутствием в нем конкретного перечня лиц, на которых он распространяет свое действие, исполнение при его принятии полномочий нормотворческого органа, отсутствие у Совета Костомукшского городского округа статуса нанимателя муниципальных служащих.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Осипова Т.А. поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Волкова Е.А. просила оставить решение без изменения.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в отношении муниципальных служащих размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Решением Совета Костомукшского городского округа от 29 мая 2014 г. № 354-СО утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Костомукшского городского округа (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения оно определяет условия оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Костомукшского городского округа и порядок их применения. Из содержания Положения усматривается, что сферой его правового регулирования является определение и порядок исчисления составляющей денежного содержания муниципальных служащих, дополнительных выплат (надбавок), порядок премирования и осуществления иных выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также формирование фонда оплаты труда.
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Сопоставляя содержание Положения, принятого оспариваемым решением, с приведенной характеристикой нормативного правового акта, судебная коллегия находит, что акт об установлении порядка оплаты труда муниципальных служащих является общеобязательным предписанием постоянного действия, рассчитанным на многократное применение в отношении неопределенного круга лиц.
Действие Положения в отношении неопределенного круга лиц обусловлено вариативностью субъектного состава муниципальных служащих органов местного самоуправления Костомукшского городского округа.
То обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого решения такой субъектный состав был определен и укомплектован, не означает его неизменность на протяжении действия Положения. В этой связи конкретные участники правоотношений, возникающих в связи с применением Положения, не могут быть определены заранее. В самом же Положении поименный состав лиц, на которых распространяются установленные им правила, не приведен.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение является нормативным правовым актом, что влечет рассмотрение вопроса о его законности по правилам главы 24 ГПК РФ.
В силу п. 3 ст. 43 Устава муниципального образования «Костомукшский городской округ» по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Совета Костомукшского городского округа, за исключением вопросов о принятии и изменении Устава, установлении официальных символов, прекращении полномочий депутатов, избрании и принятии отставка главы городского округа, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, установленного п. 1 ст. 25 Устава.
В свою очередь данный пункт предусматривает наличие в составе Совета Костомукшского городского округа 18 депутатов.
Таким образом, оспариваемое Положение могло быть принято в случае положительного голосования за его принятие не менее 10 депутатов.
Согласно выписке из протокола очередного XXXIII заседания Совета Костомукшского городского округа от 29 мая 2014 г. в голосовании по принятию Положения принимали участие 13 депутатов, 3 депутата на заседании отсутствовали. За принятие обсужденного на заседании проекта Положения проголосовали 8 депутатов, против – 5.
Следовательно, условие о необходимом минимальном количестве голосов при принятии Положения соблюдено не было.
Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции правильно признал оспариваемое решение недействующим со дня его принятия.
По изложенным мотивам постановленное по делу судебное решение является законным, а доводы апелляционной жалобы не могут повлечь его отмену в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 16 июля 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи