Судья Ронгонен М.А. | № 33а-2180/2021 (10RS0016-01-2021-000861-87) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Щепалова С.В., Кудряшовой Е.П.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 21.04.2021 по административному делу № 2а-383/2021 по административному иску Малыгина С. В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия об оспаривании действий.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный искзаявлен по тем основаниям, что,по мнению Малыгина С.В., отбывающего наказание по приговору суда в ФКУ ИК-7УФСИН России по Республике Карелия(далее – исправительное учреждение), администрация исправительного учреждения нарушилаегоправо на тайну личной жизни, направив при подготовке к его освобождению 17.07.2021 из мест лишения свободы главе Октябрьского округа г. Липецк и начальнику УМВД России по Липецкой области сообщения о предстоящем освобождении административного истца, сообщив о том, что он является родственником Рудь Н.Д. и Титовой О.Н., проживающих в Липецкой области.Малыгин С.В. просил признать действия административного ответчика незаконными.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и позиции, озвученной в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
В заседаниисуда апелляционной инстанции Малыгин С.В., участие которого было обеспечено с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия в заседаниесуда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Право на неприкосновенность частной жизни может быть ограничено законом (пункт 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2012 № 1253-О, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера; в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер.
Как следует из материалов дела, Малыгин С.В. отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия.
17.07.2021 Малыгин С.В. должен быть освобожден из исправительного учреждения по отбытию срока исполнения наказания.
До осуждения Малыгин С.В. проживал по адресу: Архангельская область, Котласский район, д. Харитоново, д(...).
15.12.2020 администрацией исправительного учреждения по месту жительства родственников административного истца в Липецкой области, с которыми он поддерживал социальные связи, был направлен запрос главе администрации Октябрьского округа г. Липецка, содержащий сообщение об освобождении Малыгина С.В. 17.07.2021 и о планируемом Малыгиным С.В. месте жительства в г. Липецке по адресам проживания его родственников Рудь Н.Д. (тетя) или Титовой О.Н. (двоюродная сестра).
20.01.2021 на данный запрос по результатам беседы с родственниками Малыгина С.В. был дан ответ №72-09-01-10 о невозможности его проживания по месту жительства родственников в связи с их несогласием.
15.12.2020 администрация исправительного учреждения направила запрос в УМВД России по Липецкой области № 11/то/34-12-9233 о проверке возможности регистрации и проживания Малыгина С.В. в связи с его освобождением, дополнительно сообщив о том, что Малыгин С.В. является лицом, в отношении которого должен быть установлен административный надзор.
13.01.2021 УМВД России по Липецкой области дан ответ о невозможности проживания Малыгина С.В. по указанным в запросе адресам.
19.02.2021 Малыгин С.В. обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности нарушений исправительным учреждением прав административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения позволяет судебной коллегии сделать вывод, что основанием для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Главой 22 УИК РФ предусмотрен порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроля за ними.
Статьей 180 УИК РФ предусмотрена обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера.
В соответствии со статьей 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания администрацией исправительного учреждения (далее – ИУ) содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ уголовно-исполнительной системы, установлен Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 13.01.2006№ 2 (далее – Инструкция).
Согласно пункту 2 Инструкции администрация ИУ взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства.
За шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу - администрация ИУ уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (пункт 5 Инструкции).
В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу (пункт 6 Инструкции).
Согласно пункту 7 Инструкции на основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников (пункт 8).
В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения (пункт 9).
Таким образом,оспариваемые Малыгиным С.В. действия исправительного учреждения соответствуют требованиям закона, направлены на оказание Малыгину С.В. содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также помощи в связи с освобождением из мест лишения свободы и его права и законные интересы не нарушают.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 21.04.2021 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи