Судья Ткачук Н.А. | № 33а-3752/2022 10RS0016-01-2022-003800-16 2а-763/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Ивановой Н.Е., Коваленко В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 5 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению Карельской таможни к Тишко Алексею Михайловичу о взыскании пени.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в связи с неисполнением Тишко А.М. обязанности по уплате таможенных платежей судебным приказом от 27 апреля 2015 г. с административного ответчика взысканы таможенные платежи в сумме 293514 руб. 54 коп. и пени за период с 22 мая 2013 г. по 19 января 2015 г. в сумме 49075 руб. 56 коп. Ссылаясь на то, что судебный приказ от 27 апреля 2015 г. в части уплаты таможенных платежей был исполнен 18 мая 2021 г., Карельская таможня просила взыскать с административного ответчика пени за период с 20 января 2015 г. по 18 мая 2021 г. в сумме 145819 руб. 64 коп.
Решением суда административный иск удовлетворен.
С состоявшимся по делу судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку судом первой инстанции не было учтено, что спорные правоотношения возникли в период действия Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), которым специальным образом регулировался порядок уплаты пени. Автор жалобы полагает возможным применение общего срока исковой давности к требованиям о взыскании пени, а также ставки, установленной ч. 10 ст. 72 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), в течение всего периода начисления пени.
От таможенного органа поступили письменные возражения, в которых испрашивается об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 14 г. Петрозаводска от 27 апреля 2015 г. с Тишко А.М. взысканы таможенные платежи: 293514 руб. 54 коп. – таможенная пошлина, пени за период с 22 мая 2013 г. по 19 января 2015 г. в размере 49075 руб. 56 коп.
Указанная задолженность погашалась в принудительном порядке в период с 5 июня 2015 г. по 18 мая 2021 г., в связи с чем 30 ноября 2021 г. в адрес административного ответчика направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок пени за период с 20 января 2015 г. по 18 мая 2021 г. в размере 145819 руб. 64 коп., исходя из ставки, определяемой до 4 сентября 2018 г. в размере, установленном ч. 2 ст. 151 Закона № 311-ФЗ, а с указанного числа – в порядке, определяемом ч. 11 ст. 72 Закона № 289-ФЗ.
В связи с неисполнением данного уведомления таможенный орган 8 февраля 2022 г. обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, по результатам рассмотрения которого 18 февраля 2022 г. был вынесен судебный приказ, отмененный определением от 22 апреля 2022 г. в связи с поступлением от должника возражений.
С настоящим административным иском таможенный орган обратился 6 мая 2022 г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности фактических и правовых оснований для взыскания испрошенных пени, а также соблюдении сроков обращения с требованием об их взыскании, с чем судебная коллегия соглашается.
Пенями, согласно ч. 1 ст. 72 Закона № 289-ФЗ, признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пени возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (ч. 3 ст. 72 Закона № 289-ФЗ) по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена (п. 2 ч. 16 ст. 72 Закона № 289-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока (ч. 7 ст. 72 Закона № 289-ФЗ).
Согласно ч. 15 ст. 73 Закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
При этом направление уведомления после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления незаконным (ч. 16 ст. 73 того же закона).
Следовательно, само по себе направление административному ответчику уведомления лишь 30 ноября 2021 г. не влечет отказ в удовлетворении требований.
Срок, установленный п. 1 ч. 8 ст. 71 Закона № 289-ФЗ, таможенным органом не нарушен, поскольку между датой последней оплаты задолженности по таможенным платежам 18 мая 2021 г. и указанной выше датой направления уведомления прошло менее трех лет.
При этом учитывается, что в соответствии с ч. 5 ст. 72 Закона № 289-ФЗ обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме, а меры взыскания пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах пеней не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты пеней, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать пени в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Тем самым законодателем определен срок уплаты пени, исходя из которого исчисляются срок для их взыскания, который, учитывая подачу заявления о вынесении судебного приказа и факт его вынесения, а также обращение с настоящим административным иском в установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ срок, не является пропущенным.
С учетом изложенного отклоняется довод административного ответчика о необходимости исчисления срока взыскания пени по таможенным платежам исходя из установленных особенностей их начисления и взыскания применительно к гражданскому законодательству (включая установленные им сроки исковой давности).
При этом также принимается во внимание, что истечение трехлетнего срока со дня начисления пени не определено ч. 4 ст. 72 Закона № 289-ФЗ в качестве основания для прекращения обязанности по их уплате.
Поскольку обязанность по уплате пени с учетом ч. 5 ст. 72 Закона № 289-ФЗ наступила 18 мая 2021 г., к правоотношениям, связанным с их взысканием, положения Закона № 311-ФЗ применению не подлежат.
Вместе с тем, поскольку пени призваны компенсировать потери бюджета и не являются мерой юридической ответственности за виновное поведение (по смыслу разъяснений, содержащихся в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»), они взыскиваются за каждый день просрочки исходя из размера действовавшей в соответствующий день ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации.
Соответственно, начисленные в период действия ч. 2 ст. 151 Закона № 311-ФЗ пени не подлежат уменьшению до установленного ч. 10 ст. 72 Закона № 289-ФЗ размера.
Размер пени определен с учетом расчета, проверенного судами первой и апелляционной инстанции, при этом их общий размер (с учетом взысканного судебным приказом от 27 апреля 2015 г.) не превышает установленного ч. 8 ст. 72 Закона № 389-ФЗ предела.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 5 сентября 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи