НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 08.08.2019 № 33А-3113/19

Судья Петрова С.А.

№ 33а-3113/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 августа 2019 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

судей Кудряшовой Е.П., Щепалова С.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 мая 2019 г. по административному исковому заявлению Аксентьевой Н.В. к администрации Олонецкого национального муниципального района, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Аксентьева Н.В. является нанимателем жилого помещения в доме, признанном аварийным заключением комиссии от (...) Постановление о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу принято администрацией Олонецкого национального муниципального района лишь (.....) Длительное бездействие привело к тому, что жилой дом не был включен в третий этап региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (в данный этап включались дома, признанные аварийными в связи с фактическим износом в период с (.....) по (.....)).

Аксентьева Н.В. просила признать незаконным бездействие администрации Олонецкого городского поселения и возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – министерство) обязанность включить многоквартирный жилой дом в реестр домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Решением суда заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Олонецкого городского поселения в части несвоевременного принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На министерство возложена обязанность включить дом в приложение № 1 к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 г.г. С административных ответчиков в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины по 150 руб. с каждого.

В апелляционной жалобе министерство просит отменить постановленное по делу решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на пропуск административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд. В деле отсутствуют сведения о незаконности каких-либо действий (бездействия) министерства. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 г.г. не предусматривает ведение министерством реестра домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Данная программа утверждена постановлением Правительства Республики Карелия, министерство не наделено полномочиями по внесению в нее изменений. В паспорте программы установлены объемы и источники ее финансирования исходя из утвержденной площади, подлежащей расселению, а также установлены этапы и сроки ее реализации. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, год признания которых аварийными предшествует годам признания аварийными других домов, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. Судом не указано, с какой даты спорный дом должен быть признан аварийным, в какой этап реализации программы он подлежит включению.

В возражениях относительно апелляционной жалобы административный истец просит оставить решение суда без изменения. Указывает, что вопреки доводам министерства о наличии постановления о признании дома аварийным она узнала из ответа администрации Олонецкого национального муниципального района (...) Административный иск был подан (...) Законом предусмотрена возможность внесения уточненных данных в программу в случае выявления неточностей аварийных площадей. Постановление администрации является тем решением, на основании которого вносятся данные в единый реестр многоквартирных аварийных домов. Решение министерства о включении дома в программу носит процессуальный характер и не может рассматриваться как самостоятельный предмет спора. Действия министерства являются производными от решения органа местного самоуправления и подлежат оценке наряду со всеми иными доказательствами в единстве с требованиями к администрации, являясь необходимыми для восстановления нарушенного права административного истца.

В письменных объяснениях администрация Олонецкого национального муниципального района просит отменить решение суда, полагая пропущенным срок на подачу административного иска.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Ткачук А.С. поддержала доводы жалобы.

Административный истец выразила согласие с решением суда.

Администрация Олонецкого национального муниципального района представителя в суд не направила, извещена о времени и месте рассмотрения дела, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

По делу установлено, что заключением межведомственной комиссии Олонецкого городского поселения от (.....) признан аварийным и подлежащим сносу жилой дом (...)

Процедура признания многоквартирного дома аварийным определена Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).

В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения).

Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В отношении спорного дома постановление о признании его аварийным и подлежащим сносу вынесено администрацией Олонецкого городского поселения (.....), срок расселения дома определен до (.....)

Аксентьева Н.В., зарегистрированная по месту жительства в квартире (...) указанного дома, просила суд признать незаконным бездействие, выразившееся в длительном непринятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу и повлекшее невключение дома в программу расселения аварийного фонда.

Суд, установив, что предусмотренный п. 49 Положения срок органом местного самоуправления был нарушен, признал бездействие незаконным и в качестве способа восстановления нарушенного права Аксентьевой Н.В. в порядке п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ возложил на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обязанность включить дом в приложение № 1 к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 г.г.

Однако судом не было принято во внимание следующее.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что под аварийным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

В Республике Карелия таким органом в силу ч. 1 ст. 54 Конституции Республики Карелия является Правительство Республики Карелия.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обоснование объема средств финансирования с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений; планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение (п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 № 136-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Приложением 1 к данному постановлению является перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г.

Придя к выводу о том, что спорный дом надлежит считать признанным аварийным до 1 января 2017 г., суд обязал министерство включить его в указанное приложение, не учитывая при этом, что компетенцией по внесению изменений в нормативный правовой акт наделен орган, его принявший. Исключения из данного правила предусмотрены ст. 40 Закона Республики Карелия от 04.07.2012 № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия», которые к рассматриваемому случаю они не применимы.

В соответствии с п.п. 5, 27 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, министерство координирует в пределах своей компетенции деятельность органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций в установленных сферах деятельности, в том числе по реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», организует взаимодействие участников процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Карелия по вопросам, относящимся к компетенции министерства; осуществляет мониторинг и анализ хода реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Карелия, в том числе мониторинг выполнения предусмотренных Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Полномочиями по внесению изменений в программу, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия, министерство не наделено.

К участию в рассматриваемом деле Правительство Республики Карелия привлечено не было.

Поскольку решением суда на административного ответчика возложена обязанность внести изменения в нормативный правовой акт, полномочиями по принятию которого наделено Правительство Республики Карелия, судом разрешен вопрос о правах лица, не участвующего в деле.

При таких обстоятельствах на основании п. 3 ст. 309 КАС РФ судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и направляет дело на новое рассмотрение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 мая 2019 г. по настоящему делу отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Олонецкий районный суд Республики Карелия.

Председательствующий

Судьи