НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 05.11.2019 № 2-279/19

Судья Копин С.А.

№ 33-4091/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Маловой Н.Б.

судей Мишеневой М.А., Савина А.И.

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-279/2019 по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 14 августа 2019 года по иску Амозовой Б.П. к администрации Пудожского муниципального района о взыскании материальной помощи, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Амозова Б.П. обратилась с иском к администрации Пудожского муниципального района по тем основаниям, что истец с (...) по (...) состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности (...). Распоряжением от 27.08.2018 истец была уволена с муниципальной службы по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, окончательный расчет при увольнении произведен не был. На день увольнения истцу не была выплачена материальная помощь в размере (...) руб. На основании изложенного, с учетом уменьшенных исковых требований, истец просила взыскать с ответчика материальную помощь исходя из расчета одного должностного оклада по итогам 2018 года пропорционально отработанному времени, компенсацию за задержку выплаты в сумме (...) руб., компенсацию морального вреда в размере (...) руб.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с администрации Пудожского муниципального района в пользу Амозовой Б.П. материальную помощь по итогам работы за (...) г. пропорционально отработанному времени в размере (...) руб., компенсацию за задержку выплаты в размере (...) руб., компенсацию морального вреда в размере (...) руб., всего (...) руб. В остальной части иска отказал.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что материальная помощь выплачивается муниципальным служащим из средств бюджета муниципального района при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и в конце календарного года при наличии средств в фонде оплаты труда. На момент увольнения истца в бюджете отсутствовали денежные средства, необходимые для выплаты материальной помощи. Кроме того, в соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района материальная помощь по итогам работы за год не выплачивается уволенным сотрудникам. Выплата материальной помощи сотруднику, который не числится в штате организации и не связан с ней трудовыми отношениями, производиться не может. В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса РФ поощрительные выплаты, в том числе материальная помощь, которые не входят в систему оплаты труда, выплачиваются по усмотрению работодателя. Эта выплата не носит постоянный безусловный характер. Кроме того указывает, что судом неверно рассчитан и взыскан в пользу истца размер компенсации за задержку выплаты, поскольку согласно распоряжению № (...) работникам начислена и выплачена материальная помощь 11.12.2018. Таким образом, именно с этой даты должна быть рассчитана компенсация, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Частью 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Согласно ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено в ст. 8 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-3PK «О муниципальной службе в Республике Карелия» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Судом установлено, что Амозова Б.П. с (...) состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности (...).

В соответствии с п.5.1 трудового договора, с учетом дополнительных соглашений, истцу на дату увольнения был установлен должностной оклад в размере (...) руб.

Распоряжением от 27.08.2018 № (...) Амозова Б.П. освобождена от занимаемой должности и уволена с муниципальной службы по собственному желанию в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ.

При увольнении с истцом был произведен окончательный расчет, однако не была выплачена материальная помощь по итогам 2018 года.

Решением Совета Пудожского муниципального района от 29.01.2016 № 192 утверждено Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, которым установлены размеры должностных окладов муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления (далее Положение).

Согласно п.2.1 Положения фонд оплаты труда муниципальных служащих формируется исходя из установленных нормативов численности должностей органов местного самоуправления и нормативов формирования расходов бюджетов муниципальных образований.

Сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в фонде оплаты труда предусматриваются средства для выплаты в расчете на каждую должность муниципальной службы на год, в том числе - материальной помощи в размере двух должностных окладов (п.2.2 Положения).

В соответствии с п.3.2 Положения денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных Законом Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК и нормативно-правовыми актами Совета Пудожского муниципального района.

Муниципальным служащим в составе оплаты труда предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к которым относится, в том числе материальная помощь.

В силу п. 10.1 Положения материальная помощь выплачивается муниципальным служащим из средств бюджета муниципального района в размере трех должностных окладов: одного оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления муниципального служащего (п.10.1.1); двух окладов в конце календарного года, при наличии средств в фонде оплаты труда (п.10.1.2).

Пунктом 10.2 Положения предусмотрено, что муниципальным служащим, не проработавшим полностью календарный год, материальная помощь выплачивается пропорционально отработанному времени, а в случае увольнения (освобождения от должности) - при окончательном расчете в день увольнения. Материальная помощь по итогам работы за год не выплачивается уволенным сотрудникам (п.10.5).

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в 2018 г. отработала 08 месяцев, будучи уволенной, истец не может быть лишена права на выплату ей материальной помощи, выплаченной иным работникам в конце календарного года.

С такими выводами судебная коллегия соглашается.

Принимая во внимание наличие денежных средств в фонде оплаты труда, позволившее произвести такие выплаты по итогам года другим муниципальным служащим в размере одного должностного оклада, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований. С ответчика в пользу истца обоснованно взыскана материальная помощь пропорционально отработанному в 2018 г. времени в размере (...) руб.

В соответствии со ст. ст. 236, 237 Трудового кодекса РФ с ответчика в пользу истца правомерно взысканы проценты за задержку выплат, компенсация морального вреда, размер которой определен с учетом обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что материальная помощь по итогам работы за год не выплачивается уволенным сотрудникам, являются несостоятельными и подлежат отклонению. Указанные доводы основаны на неверном толковании указанного выше Положения, в том числе п.10.2, предусматривающего выплату материальной помощи пропорционально отработанному времени, а в случае увольнения (освобождения от должности) - при окончательном расчете в день увольнения.

Также являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств, поскольку в силу п. 2.1 Положения работодатель при формировании фонда оплаты труда обязан был запланировать указанные средства в фонде оплаты труда и в дальнейшем, по мере их распределения, контролировать их полноту и наполняемость с учетом предстоящих в конце года выплат муниципальным служащим.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 14 августа 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи